Активные процессы в синтаксисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:59, лекция

Краткое описание

Причины активных процессов в синтаксисе.
Расширение круга расчлененных и синтаксических построений.
Предикативная осложненность предложения.
Продуктивность «свободных» конструкций (экспансия именительного падежа).
Рост предложных сочетаний
Тенденция к смысловой точности
Синтаксическая компрессия и редукция
Ослабление синтаксических связей
Разрастание конструкций экспрессивного синтаксиса.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Лебедева Т. , МКЖ-14, Активные процессы в синтаксисе.docx

— 53.86 Кб (Скачать документ)

Лебедева Татьяна, МКЖ-14

Тема лекции: Активные процессы в синтаксисе

  1. Причины активных процессов в синтаксисе.
  2. Расширение круга расчлененных и синтаксических построений.
  3. Предикативная осложненность предложения.
  4. Продуктивность «свободных» конструкций (экспансия именительного падежа).
  5. Рост предложных сочетаний
  6. Тенденция к смысловой точности
  7. Синтаксическая компрессия и редукция
  8. Ослабление синтаксических связей
  9. Разрастание конструкций экспрессивного синтаксиса.

________________________________

    1. Причины активных процессов в синтаксисе.

Синтаксис характеризуется сравнительно небольшой восприимчивостью к внешним влияниям и медленной изменяемостью. Однако изменения, происходящие в синтаксисе, связаны не только с действием внутренних закономерностей, но и с социальными причинами.

С одной стороны синтаксис как часть грамматики устойчив и стабилен. С другой стороны он вариативен и подвижен.

Своеобразно в синтаксисе и взаимодействие внешних и внутренних факторов развития языка.

  1. Внешние факторы. Отмечается зависимость синтаксических изменений от социальных факторов (развитие средств массовой информации (радио, телевидение, печать), расширение устных контактов). Социальные факторы влияют на синтаксис путем активизации разговорных синтаксических конструкций. Синтаксические построения становятся все более расчлененными, фрагментарными; формальные синтаксические связи - ослабленными, свободными, а это в свою очередь повышает роль контекста, внутри отдельных синтаксических единиц - роль порядка слов, акцентных выделений; повышение роли имплицитных выразителей связи приводит к словесной сжатости синтаксических единиц и, как следствие, к их смысловой емкости.
  2. Внутренние факторы. В последнее время в СРЛЯ отмечается тенденция к аналитизму, которая не обошла стороной и синтаксис. Аналитизм как ведущая тенденция в современной грамматике относится к явлениям внутреннего характера, стимулируемым системными преобразованиями в грамматике.

Динамика синтаксических изменений: от непрерывной синтаксической цепочки, от яркого выражения подчинительных отношений, свойственных языку19 века к актуализированным построениям уже во второй половине 20 века, к расчлененности грамматических структур, самостоятельности отдельных компонентов.

В современном русском синтаксисе  наблюдается активизация разговорных синтаксических конструкций  со свойственной для разговорной речи расчлененностью, фрагментарностью синтаксических построений с ослаблением формальных синтаксических связей. Следствием этого является повышение роли контекста, важное значение приобретает порядок слов, акцентные ударения (логические ударения в фразе). Также характерна словесная сжатость синтаксических единиц при усилении смысловой емкости. В результате меняется ритмико-мелодический облик фразы, изменяется длинна предложения, активизируется такой род синтаксической связи как примыкание, все больше места занимают синтаксические построения, экспрессивность которых не создается подбором слов, а заложена в синтаксической структуре.

    1. Расширение круга расчлененных синтаксических построений.

Одной из тенденций в современном русском синтаксисе, достаточно четко определившейся, является расширение круга расчлененных и сегментированных синтаксических построений.

Причина: усиление влияния разговорного синтаксиса  на письменную речь.

Наряду с классическим синтаксисом (синтагматически выверенные синтаксические конструкции, с выраженными подчинительными связями и относительной законченностью грамматической структуры) активизируется синтаксис актуализированный (с расчлененным грамматическим составом предложения, с выдвижением семантически значимых компонентов предложения в актуальные позиции, с нарушением синтагматических цепочек, с тяготением к аналитическому типу выражения грамматических значений).

Разговорный синтаксис, как достаточно своеобразный феномен устной речи, не поддается адекватному воспроизведению в речи письменной, поэтому письменный текст не становится копией разговорной речи, а возникает гибридное явление, поэтому в современной письменной речи можно отметить два факта:

  1. разговорные конструкции составляют больший или меньший процент синтаксических структур (процент зависит от характера текста и его назначения); сплошь разговорная речь в письменном тексте маловероятна.
  2. эти конструкции в письменной речи вторичны, воспроизведены не в первозданном виде; в любом случае это имитация.

Последний факт приводит к необходимости выявления и осмысления путей вхождения разговорных структур в письменную речь, включения их в текст. Это новые структуры, имитирующие стадию перехода от разговорности к книжности, они становятся не только фактом речи, но и языка:

  1. Меняется интонационный рисунок фразы. Фразы становятся более динамичными
  2. Паузы фиксируются графически, чаще точками, чем запятыми – в этом проявляется синтагматическое членение.

Характерно, что даже «классическое» предложение с однородными членами и обобщающим словом в русле общей тенденции к расчлененности утрачивает свой обычный «нормативный» вид (запятые, тире или двоеточие, запятые):

Сухое чистое белье... Мягкие шлепанцы, застиранный теплый халат... Веселая музыка из репродуктора... Клиническая прямота и откровенность быта. Все это заслоняло изолятор, желтые огни над лесобиржей, примерзших к автоматам часовых (С. Довлатов).

В этом проявляется влияние разговорного синтаксиса, а также процесс демократизации языка.

Ориентируясь на эти общие тенденции в синтаксисе, можно наметить и пути вхождения разговорных структур в литературный синтаксис и шире - в письменную речь.

Основной путь - расчленение высказывания, прерывание синтагматических последовательностей.

Второй путь - включение в высказывание компонентов, утративших свои «классические» грамматические связи, переставших их реализовывать.

Расчлененность синтаксиса передается несколькими путями:

  1. Присоединительные члены предложения
  2. Парцеллированные конструкции
  3. Усиленное использование двучленных конструкций.
    1. Присоединительные члены предложения.

Присоединение – это добавление к основному высказыванию посредством присоединительной связи дополнительных сообщений, пояснения, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она была сказана.

Присоединительные члены предложения отделяются запятыми, реже – тире:

Я ее тоже люблю - за наряды, за красоту, за щебетанье это (Р. Зернова) 

В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах.(А.Островский )

Вот и дискуссии у нас прошли в «Литературной газете» - о публицистике и о публицистичности в художественной литературе (А. Адамович)

    1. Парцеллированные конструкции

Парцелляция- это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Н.: У Елены беда тут стряслась. Большая. (Панферов)

От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и  за его пределами .

Парцелляция бывает разных видов:

      1. дающая возможность уточнить, пояснить, распространить, семантически развить основное сообщение,

Действовать, действовать надо... Плакать потом. Ночью. Когда-нибудь (Н. Ильина)

      1. Расчленению подвергаются однородные синтаксические единицы, предваряющие основное суждение.

 Это могут быть придаточные  или даже обособленные обороты:

Если мы не знаем о каждодневных предметах. Если мы не знаем о душе человеческой. Если мы не знаем, что такое электричество, то нам ли знать о значении и пределах искусства? (Н. Рерих)

      1. Парцеллирование подлежащего.

Баба и мужик. Костерочек в стороне развели. Отсюда не видно - кто (А. Битов).

    1. Усиленное использование двучленных конструкций.

Это прежде всего функционально разнообразные номинативы - препозитивные и постпозитивные.

    1. Изолированные номинативы - это слова в именительном падеже, а также именные словосочетания с главным словом в форме именительного падежа. Они не обладают признаками предложения (лишены значения бытия и интонационной законченности; не выполняют коммуникативной функции), они существуют только в составе синтаксических целых, т.е. всегда стоят при другом предложении, связываясь с ним логически и интонационно.

Такие построения относятся либо к следующему за ним предложению, либо к предложению впереди стоящему.

Ах, икра! Ем, ем и никак не съем (А. Чехов)

Изолированный номинатив,  в частности именительные представления (представленный выше пример: Ах, икра! ), - конструкция разговорного синтаксиса. Именительный представления – это именительный падеж существительного, называющий предмет или лицо с целью вызвать представление о них. Такой именительный  интонационно обычно выделяется в изолированную синтаксическую единицу, за которой следует предложение, тематически с ним связанное.

 Одним из распространенных  средств выделения важного слова  является вынесение его в актуальную  позицию, причем в данном случае  речь идет не о простом выносе  нужного слова в начало или  в конец предложения. Речь идет  о своеобразной форме подачи  мысли, когда она преподносится  как бы в два приема: «сперва  выставляется напоказ изолированный  предмет и слушателям известно  только, что про этот предмет  сейчас будет что-то сказано  и что пока этот предмет  надо наблюдать; в следующий момент высказывается самая мысль» [Пешковский A.M.]

Телепатия. Сколь различную реакцию вызывает это слово у разных людей («Наука и жизнь»)

Экспансия именительного падежа осуществляется на широком фоне общей тенденции к ослаблению спаянности компонентов цельнооформленных синтаксических единиц.

Препозитивный номинатив - это «именительный представления» и близкий ему по значению «именительный называния». И в том и в другом случае номинатив, предваряя предложение, сосредоточивает внимание на обозначаемом им предмете, явлении, которые выступают, таким образом, как исходный пункт рассуждения, его отправная точка, смысловой и структурный стержень.

Довольно распространенным в современном русском языке синтаксическим построением является конструкция с изолированным именительным в назывной функции, подхватываемым далее местоименным наречием так. В отличие от именительного представления его можно назвать именительным называния. Такие построения всегда однотипны в структурном отношении: это вынос в акцентируемую позицию части предикативного члена, употребленного в независимой форме с функцией называния, далее следует указывающее на данный предмет наречие так и остальная часть предложения с неизменной структурной схемой - предикат (формы глаголов «назвать», «называть»), субъект и объект; наличие всех указанных компонентов обязательно, допускается лишь варьирование порядка их расположения и пропуск указания на субъект, когда нет надобности в его конкретизации или когда он вообще устранен из мысли.

«Скорая лингвистическая» - так назвали эту новую службу помощи, которая появилась в Ленинграде; Одесский полк, так называли его в армии и в городе просто потому, что он был единственным авиационным полком на нашем плацдарме («Новый мир»)

 

Особенно част именительный падеж в постпозиции, когда его функции заметно расширяются.

Постпозитивные номинативы, замыкающие двучленное экспрессивное построение, могут иметь значение

- определительно-конкретизирующее: Иркутск - превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы (Ч.) (называет признаки предмета, обозначенного в предшествующем сообщении, его отличительные детали)

- причинное: Прощайте, однако. Пора удирать из дому. Погода хорошая (Ч.) (Именительный в таких случаях как бы соответствует придаточной части предложения, но имеет «ту своеобразную черту, что не выражает утверждения, а только называет тему»)

- значение обобщения предшествующего сообщения: Он нам сразу понравился, прямой, приветливый, даже в больничной одежде выглядевший подтянуто – командир.

- пояснительное: Какая это огромная и сложная дистанция - двенадцать месяцев... («Неделя»)

- оценочное: Есть письмо. На листке - торопливые строки: «Если можешь - прости. Так случилось. Ушла». Равнодушные строки. Слова ледяные.

Номинатив, завершающий предложение, более емок по содержанию, нежели номинатив в препозиции: препозитивный номинатив функционирует в качестве темы последующего сообщения, тогда как постпозитивный номинатив не только тема предшествующего сообщения (в обобщенном виде), но и часто толчок к последующим суждениям.

Информация о работе Активные процессы в синтаксисе