Теория Сисмонди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842) в своем главном труде “Новые начала политэкономии” (1819) формулирует теорию налога как теорию наслаждения. “Доходы распределяются между всеми классами нации, ни один из видов дохода не должен ускользать от обложения. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реф.docx

— 27.25 Кб (Скачать документ)

В первой половине XIX в. швейцарский  экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842) в своем главном труде “Новые начала политэкономии” (1819) формулирует теорию налога как теорию наслаждения. “Доходы распределяются между всеми классами нации, ни один из видов дохода не должен ускользать от обложения. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки доставляет наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.

Деньги, уплачиваемые в виде налогов, выгодно употребляются, с  одной стороны, если все, что взято  во имя общественных наслаждений, действительно  идет на эти наслаждения, а не на удовлетворение тщеславия или страстей правителей. Налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им наслаждение.

Богатство может служить  всеобщему счастью лишь при том  условии, что рост его соответствует  росту народонаселения и и если оно распространяется в известной пропорции: нарушение этой пропорции представляет крайнюю опасность.

Сисмонди поставил задачу доказать, что для всеобщего счастья нужно:

1) чтобы доход рос одновременно с капиталом;

2) рост населения не обгонял рост дохода;

3) потребление росло вместе с населением;

4) воспроизводство продукции было пропорционально капиталу, кот их производит и населению, кот их потребляет.

Чтобы дать средства к жизни  тем, кто охраняет общество, приходится брать деньги не из общественного  капитала, а из общественного дохода. Каждому приходится урезать себя в чем-нибудь, чтобы оплачивать свою охрану, ибо пользование безопасностью  есть тоже один из видов потребления. Но так как никто в отдельности  не ощущает той услуги, которую  оказывают обществу вцелом охраняющие, как бы велика эта услуга не была, то она не могла стать предметом добровольного обмена. Поэтому взять на себя содержание этой группы пришлось коллективу вцелом. Сила, поставленная на место свободного выбора, нарушила очень скоро всякое равновесие между стоимостью обмениваемых вещей, всякую справедливость  в отношениях между договаривающимися сторонами. Носители власти стали взимать налоги как вознаграждение за то, что они эту власть осуществляют. Группа эта стала злоупотреблять своим положением, угнетать плательщиков налога, которые она сама же устанавливает. Власть стала увеличивать количество гражданских  и военных чиновников далеко за пределы того, чего требовали общественные интересы. Они стали слишком усердно управлять, слишком усердно защищать тех, кого она заставляет пользоваться ее услугами, кого она заставляет платить за эти услуги даже тогда, когда услуги эти становятся в тягость. Руководители народа, поставленные для того, чтобы охранять его богатство, оказывались часто главными виновниками расхищения этого богатства.

Теперь уже не может  быть и речи о том, чтобы налоги перестали быть тягостными, задача правительства в этом отношении  заключается не в том, чтобы приносить  пользу, а лишь в том, чтобы причинять  по возможности меньше зла.

Труд - единственный источник богатства. Доходы распределяются между  всеми классами нации, они принимают  всевозможные формы, и ни один из видов  дохода не должен ускользать от обложения

Большая часть общественных расходов предназначается для защиты богатого против бедного, если бы богатых  предоставили самим себе то они скоро были бы разорены бедными. Таким образом, налоги уплачиваемые богатыми для поддержания столь выгодного для них порядка не только должны быть пропорциональны их состоянию, но даже должны превышать эту пропорцию. Но при общественном строе бедный также пользуется известной защитой: лишь только он имеет собственность или какой-либо доход, заключающийся в продуктах его труда, он пользуется всем этим под защитой правительства. Уплачиваемый им налог представляет собой залог свободы, он приобретает право на политический порядок, поддержанию которого он содействует и лишения, переносимые из-за этого бедняком являются справедливой платой за наслаждения, получаемые им благодаря существованию законов.

Землевладельцы и капиталисты  должны уплачивать налоги более нежели пропорционально доходам. Капиталисты возбуждают зависть бедняка, а при анархии имущество капиталистов было бы уничтожено. Чтобы извлечь выгоду из капитала собственники ставят в жесткие условия рабочих. Но для этого им недостаточно лишь только собственных сил, поэтому капиталисты вынуждены заимствовать их у общества.

Налог должен взиматься только с дохода, так как правительство  употребляет их непроизводительным образом, не должны затрагиваться капиталы для воспроизводства.

Если капитал всегда употребляется на создание новых богатств, то доход каждого должен употребляться и действительно употребляется на то, чтобы получать наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности.

Таким образом налоги представляют зло лишь постольку, поскольку есть зло желанную или нужную вещь покупать при помощи лишений; но если эта вещь для нас дороже, если она доставляет нам больше наслаждений,чем те лишения при помощи которых она добыта нами, тогда это есть благо.

Доход каждого всегда должен служить мерилом для его наслаждений; точно так же участие в общих  наслаждениях, доставляемых всем при  помощи налогов, должно всегда соответствовать  доходу всех.

Доход есть прирост богатства, продукт земли и человеческого  труда, он может быть потреблен без  воспроизводства; первоначальный запас  богатства благодаря этому не уменьшится.

Однако граждане причисляются к бедным или к богатым независимо от источника их дохода. Если заработная плата некоторых рабочих семейств едва хватает им на жизнь, то существуют также семьи бедных капиталистов, которые из своих земель и капиталов не извлекают больше дохода, чем рабочие получают за свой труд. Если первых совершенно освободить от налога то этим самым увеличатся налоги, уплачиваемые вторыми. Налог может одинаково уменьшить средства необходимые для существования, взимается он с чистого дохода или с продукта труда.

Годичный прирост национального  богатства, тот прирост который может быть потреблен без воспроизводства, должен быть подвергнут обложению.

При раскладке налогов не следует смешивать валовой продукт с доходом, потому что валовой продукт включает в себя кроме дохода также весь оборотный капитал, и часть этого продукта должна служить для сохранения и возобновления всех капиталов.

Все доходы, которых при  их появлении нельзя ни оценить, ни обложить налогом, в конце концов однако идут на потребление, а потому момент потребления считается наиболее удобным для их обложения. Каждый плательщик уплачивает налоги на предметы потребления как бы добровольно, в тот момент, когда у него есть деньги, когда он в состоянии купить эти предметы. Облагая налогом товар для покупки которого употребляется богатство можно быть уверенным, что налог взимается с этого богатства, и для этого нет надобности знать, кому оно принадлежит.

Для того, чтобы налог на потребление был налогом действительно пропорциональным доходу, он должен взиматься с:

1) квартирной платы;

2) часть того, что хозяин тратит на жалованье слугам;

3) предметы доставляющие наслаждения богачам (картины собаки лошади платья ткани);

4) съестные припасы.

Если некоторые из этих расходов оставить без внимания, то появляется несправедливое неравенство между потребителями.

При помощи налогов на потребление  нет возможности обложить все  доходы. Налоги на потребление служат лишь дополнением к прямым налогам. Ими по мере возможности облагаются доходы, которые ускользнули от прямых налогов, но они неодинаково чувствительны для всех классов общества и бедный при этом всегда приносится в жертву богатому. Налоги на потребление могут следовательно быть справедливыми лишь в том случае, если другие налоги, основанные на иных началах и совершенно независимые от первых, будут исключительно падать на богатых.

В налогах на потребление  большим неудобством является то, что устанавливая их, нельзя знать кто в конце концов будет их уплачивать.

Для того, чтобы потребитель уплачивал все налоги, необходимо чтобы благосостояние нации увеличивалось; в противном случае потребитель не в состоянии будет тратить больше денег на свои наслаждения и должен будет сократить свое потребление.

Если земледельческие  продукты первой необходимости облагаются налогом, то как бы налоги ни были высоки, между заработной платой и необходимыми расходами рабочего установится равновесие.

Благодаря введению налогов на потребление и разделению их на таможенные пошлины акцизы городские налоги и gabelle (налоги на те продукты на которые казна присвоила себе монополию соль табак), появилась целая армия служащих. Начальство становится ненавистным для народа он начинает хитрить перед законом, нарушать правду. Чем более тягостны и разнообразны эти налоги тем больше развивается безнравственность.

Правительство во всяком акте гражданской жизни искали повода, чтобы требовать денег.

 

 


Информация о работе Теория Сисмонди