Творчество Мусоргского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:16, реферат

Краткое описание

Мусоргский — один из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века.
В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов.
Непримиримый к несправедливости, чутко отзывавшийся на человеческие страдания, он занял среди композиторов «Могучей кучки» особое место как гневный обличитель общественных пороков. По выражению Стасова, Мусоргский показал в своей музыке «океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажатых ртов».

Прикрепленные файлы: 1 файл

мусоргский.docx

— 45.00 Кб (Скачать документ)

Враждебный прием «Бориса  Годунова» со стороны правительственной  верхушки и музыкальной критики  наложил тяжелый отпечаток на всю дальнейшую жизнь композитора  и в значительной мере предопределил  ее трагический исход. Мусоргский обрекался  на тяжелое существование непризнанного  буржуазным обществом художника, лишенного  широкой поддержки в своих  творческих начинаниях и материальных средств к существованию.

В это же время происходили  и другие, тягостные для Мусоргского  события. Они касались положения  дел в балакиревском кружке. То был период, охарактеризованный Бородиным как оперение и вылет из родного гнезда возмужавших балакиревских птенцов. Пути бывших членов кружка оказывались во многом различными. Мусоргский не обладал способностью Бородина к объективно-трезвой, спокойной оценке происходящего. Болезненно переживал он отход от музыкального дела бывшего главы кружка и резкие отзывы последнего о «Борисе Годунове». Ему было тяжело примириться с тем, что переставала существовать «Могучая кучка» как тесно спаянное боевое объединение. Он не умел понять и оценить правомерность путей, избранных для себя другими членами содружества. Так. например, поступление Римского-Корсакова в консерваторию в качестве профессора воспринималось им как измена былым идеалам; сказывалось непреодоленное предубеждение к консерватории и профессиональному музыкальному образованию. Больно ранила Мусоргского также несправедливая рецензия на «Бориса Годунова» Кюи, бывшего соратника по балакиревскому кружку, совершенно необоснованно упрекавшего автора оперы в самодовольстве, спешном сочинительстве, недостаточной профессиональной грамотности и т. п.

У Мусоргского росло и  обострялось чувство духовного  одиночества.

Вместе с тем годы создания и постановки «Бориса Годунова»  принесли Мусоргскому и счастье  новой, большой дружбы. В эти годы произошло особенно тесное сближение его со Стасовым, ставшим отныне ближайшим другом и нравственной опорой композитора. Давно уже с глубоким восторгом наблюдавший за расцветающим талантом Мусоргского, Стасов оказался более всех остальных друзей способным понять и поддержать его творческие замыслы. Он помогал Мусоргскому в пору работы над либретто «Бориса Годунова», снабжая его необходимыми историческими и литературными материалами. Стасов стал ближайшим поверенным Мусоргского в период его работы над «Хованщиной». Переписка двух друзей содержит ряд ценных данных о замысле «Хованщины», о ходе ее сочинения и ярко характеризует роль Стасова как вдохновителя и советчика композитора.

Над «Хованщиной» Мусоргский работал с 1872 года. Либретто оперы сочинял он сам. Материалом служили многочисленные исторические документы и исследования, литературные источники и мемуары, которые он тщательно собирал и изучал, стремясь как можно глубже «вжиться» в дух и характер изображаемой эпохи.

Занятый «Борисом Годуновым», собиранием материалов и разработкой  плана «Хованщины», Мусоргский в описываемый период уделял, по сравнению с предыдущими годами, меньше времени песенному творчеству. На рубеже 60—70-х годов им были написаны «Раек» и вокальный цикл «Детская» на собственные слова.

«Детская» продолжает серию  бытовых зарисовок 60-х годов. Только теперь слушатель переносится в  мир детей из городской среды (прототипами героев «Детской» послужили  дети брата Мусоргского и племянники Стасова, жизнь которых с интересом  и теплым сочувствием наблюдал композитор). Изображение детского быта, детских  грез, игр и шалостей позволило  Мусоргскому с большой правдивостью и чуткостью воссоздать психологию ребенка, его живые и непосредственные чувства.

Последний период жизни и  творчества. . Последние семь лет (1874—1881) были самым мрачным периодом в жизни Мусоргского. Правительственные круги продолжали травить композитора. «Борис Годунов» шел на сцене, однако появлялся в репертуаре очень редко. При этом опера непрерывно подвергалась купюрам и урезкам. Раньше всех была выкинута сцена под Кромами, являющаяся кульминацией в развитии народной драмы. За ней такая же участь постигла ряд других эпизодов.

В последний период Мусоргский начал особенно остро ощущать  тяготы и унижения, связанные со своей деятельностью чиновника. Стали учащаться неприятности по службе и периоды безработицы. В  конце 70-х годов Мусоргский вышел  в отставку. Материальная нужда временами  становилась чрезвычайно острой. Друзьям не раз приходилось выручать композитора из крайне бедственного положения.

Измена светлым идеалам  со стороны многих представителей интеллигенции  в связи с неоправдавшимися надеждами  на крестьянскую революцию и ростом капиталистических отношений, усиление правительственных репрессий, казни  и ссылки, страдания народа, лишенного  права на счастье, войны — таков  был Круг впечатлений Мусоргского  в последний Период его жизни.

Тяжело переживая одиночество, Мусоргский горячо привязывался к людям, у которых он находил душевную ласку и отклик на свои творческие мысли. К таким принадлежали, наряду со Стасовым и его семейством, сестра Глинки Л. И. Шестакова, О. А. Петров, молодой поэт Арсений Голенищев-Кутузов. Несколько ранее Мусоргский сдружился с архитектором и художником Виктором Гартманом. Но и с этой стороны Мусоргского подстерегали тяжелые удары. Как огромное личное горе и как потерю для всего русского искусства переживал он преждевременную смерть Гартмана и кончину «дедушки русской сцены» Петрова . Дружба с Голенищевым-Кутузовым оказалась кратковременной.

В последние годы Мусоргскому  приходилось много выступать  в концертах в качестве аккомпаниатора. Его превосходное исполнительское  мастерство, легкость чтения с листа  и артистизм снискали ему заслуженную  славу одного из лучших аккомпаниаторов  Петербурга. Эта деятельность являлась также источником заработка, хотя и  весьма скромного.

В 1879 году Мусоргский совершил концертную поездку по югу России (Украина, Крым) с известной певицей  Д. М. Леоновой. Это было последнее  радостное событие в жизни  композитора. Артистический успех, впечатления от южной природы  и незнакомого быта оставили яркий  след в его сознании. Однако по возвращении  в Петербург его вновь ожидало  безрадостное существование.

Ненормальный образ жизни  подрывал здоровье композитора, подтачивая его физические силы. Наступали признаки тяжелого физического заболевания. В феврале 1881 года Мусоргского на квартире у Леоновой настиг удар. За ним последовали другие. В тяжелом состоянии композитор был помещен в Николаевский военный госпиталь, где и протекали его последние дни. Там же Репин писал с умирающего свой знаменитый портрет. 16 марта 1881 года Мусоргский скончался.

Долгое время держалась  точка зрения, будто последние  годы жизни Мусоргского были годами творческого упадка. Подобного взгляда  придерживался даже Стасов в своих  работах о Мусоргском. Но это неверно.

Действительно, жизненные  неурядицы, пошатнувшееся здоровье затрудняли в эти годы процесс  сочинения. Работа зачастую затягивалась. Однако ряд замечательных произведений, созданных в столь трудных  условиях, заставляет скорее говорить не об упадке, а о новом расцвете творческих сил композитора.

Основным трудом этих лет  была «Хованщина». Смерть оборвала его. Опера осталась незаконченной и не оркестрованной. «Хованщина» впервые увидела сцену в 1886 году в обработке и оркестровке Римского-Корсакова.

Параллельно с «Хованщиной» шло сочинение лирико-комической оперы «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю). Эта опера также осталась незавершенной. Над ее завершением трудились в разное время Кюи, Лядов и советский композитор Шебалин.

«Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» — два полюса, характеризующие различные стороны душевного склада их автора. В «Хованщине» отразились трагические стороны русской действительности и нашли выражение скорбные мысли Мусоргского о судьбе народа. «Сорочинская ярмарка» полна юмора, света и приветливой, задушевной ласки. Она свидетельствует о неиссякаемой, несмотря ни на какие страдания, любви Мусоргского к жизни, о его влечении к простой человеческой радости. Опера основана почти целиком на мелодиях украинских народных песен.

70-е годы явились новым  этапом в развитии камерного  вокального творчества композитора.  Среди романсов и песен последнего  периода выделяются два песенных  цикла на тексты Голенищева-Кутузова  — «Без солнца» и «Песни  и пляски смерти», а также  баллада «Забытый» на его же  слова.

Оба цикла имеют трагическую  направленность. Однако содержание их различно.

«Без солнца» является проникновенной лирической исповедью  композитора, повествованием об одиночестве  художника в мире бездушных и  холодных людей. Музыка отмечена печатью  глубокой скорби при суровой сдержанности высказывания.

Цикл «Песни и пляски смерти»  задуман как ряд сцен из жизни  различных людей, стремящихся к  счастью, но обреченных на страдания  и гибель. Цикл возник по идее Стасова. Первоначально он был задуман  очень широко; в нем должна была быть показана смерть самых различных  по своему общественному положению  лиц, от сановника до пролетария. В  окончательном виде цикл содержит четыре номера.

Последние выдающиеся вокальные  произведения Мусоргского были созданы  в 1879 году. Это сатирическая песня  «Блоха» на слова песенки Мефистофеля  из «Фауста» Гёте и героико-зпическая песня «На Днепре» на слова Тараса Шевченко.

В 1874 году было написано самое  значительное из фортепианных произведений Мусоргского — сюита «Картинки  с выставки». Она возникла под  впечатлением посмертной выставки работ  Гартмана, организованной Стасовым, как  дань памяти умершего художника.

Мусоргский и в последний  период жизни был постоянно полон  творческих замыслов. В его воображении  вырисовывались контуры третьей  народной музыкальной драмы «Пугачевщина», которую ему так и не довелось написать. В его бумагах сохранилось большое количество записей песен различных народов. Эти песни он собирал для разнообразных, замышлявшихся им в последние годы произведений.

Неутомимый, страстный, увлекающийся, как и в юности, никогда не ищущий покоя, отдающий всего себя людям  и творчеству,— таким остался  композитор до последней минуты своей  безвременно оборвавшейся жизни.

Не совсем обычна судьба творческого наследия Мусоргского. Смелое новаторство в области  гармонии, голосоведения, ошибочно расценивавшееся в свое время как результат недостаточного мастерства композитора, явилось причиной того, что произведения Мусоргского получили распространение не в оригинале, а в редакции Н. А. Римского-Корсакова. Предприняв после смерти Мусоргского редактирование всех его сочинений, Римский-Корсаков совершил дело большого исторического значения, содействовав популяризации наследия своего покойного друга. Редактирование состояло в некоторых композиционных изменениях, сокращениях, в смягчении резких модуляционных ходов, тональных сопоставлений и гармонических исследований, в приближении голосоведения и ритмического рисунка к привычным в то время нормам, а в опере «Борис Годунов» также — в придании оркестровке большего блеска и силы. Но произведения Мусоргского в редакции Римского-Корсакова — это в известной мере уже новые произведения, плоды совместного творчества двух гениальных композиторов; стилистически они значительно отличаются от оригинала.

В советское время было предпринято полное издание сочинений  Мусоргского, восстановленных по авторским  рукописям музыковедом П. А. Ламмом. В 1928 году была поставлена в Ленинграде, а затем и в некоторых других городах в ее подлинном виде опера «Борис Годунов». Это стало большим событием музыкально-общественной жизни. Впервые широкие круги слушателей узнали оперу такой, какой она была задумана автором, со сценой у Василия Блаженного (исключавшейся во всех предыдущих постановках) и без изменений и пропусков, сделанных в музыкальном тексте Римским-Корсаковым.

В наше время появилась  еще одна редакция «Бориса Годунова». Автор ее — крупнейший советский  композитор Д. Д. Шостакович, много и  с любовью изучавший Мусоргского. В отличие от Римского-Корсакова, Шостакович сохранил Нетронутой музыку оригинала, изменив лишь оркестровку.

По-новому сложилась в  наши дни и жизнь второй народной музыкальной драмы — «Хованщины». Не оркестрованная Мусоргским, она долгое время могла исполняться лишь в редакции Римского-Корсакова. Шостакович заново инструментовал и ее, положив в основу оригинал Мусоргского и восстановив эпизоды, выпущенные Римским-Корсаковым.


Информация о работе Творчество Мусоргского