Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 20:55, лекция
В жизни народа обряды занимали важное место.Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.
Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции.
Особенности музыкальных колядок
В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из
века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.
Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции.
Обрядовый фольклор целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Ю. Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений: приговоры, песни и причитания.
Каждый вид составляет группа жанров.
Особенно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического
фольклора. В песнях величальных поэтически идеализировались,
прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.).
Русские, как и другие славянские народы, были земледельцами. Уже в
древности славяне отмечали солнцеворот и связанные с ним изменения в природе. Эти наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами. Постепенно обряды образовали годовой (календарный) цикл. Важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.
Время от Рождества Христова (25 декабря) 1 до Крещения (6 января) на-
зывалось Святками. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день (1 января, по церковному календарю — Василия Кесарийского). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывая благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.
В ночь перед Рождеством и под Новый год совершали обряд колядова-
ния. Собирались подростки и молодежь, кого-либо обряжали в вывороченный тулуп, давали в руки палку и суму, куда позже складывались продукты. Колядующие подходили к каждой избе и под окнами выкрикивали величания хозяевам, а за это им подавали угощение.
Обходные песни (исполнявшиеся во время обрядового обхода дворов) при
колядовании имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). Названия происходят от припевов
"Коляда, коляда!", "Бай, авсёнь, бай, авсёнъ!","Виноградье, виноградье, красно-зелено!" В остальном эти песни были близки. Композиционно они состояли из благопожелания и требования подаяния. Особенно частым было пожелание изобилия, которое изображалось в заклинательных песнях с помощью гипербол:
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Помимо заклятия на урожай, выражалось пожелание долголетия, счастья,
многочисленного потомства. Могли спеть величание отдельным членам семьи.
Желаемое, идеальное рисовалось как действительное. Описывался богатый,
фантастически прекрасный двор и дом, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, а их дети с частыми звездочками:
Млад светел месяц — то хозяин наш,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Красно солнушко — то хозяюшка,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Часты звездочки — малы детушки.
Скупым хозяевам пели песню:
Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
Не дашь кишку <колбасу> —
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка.
Во многом святочные
обряды были связаны с
Виноградова отмечает, что обряд колядования –это инсценировка прихода духов из другого мира, на грани смены годовых циклов с целью получения специальной обрядовой пищи. Поэтому колядующие как правило разного пола и возраста делились исходя из своего статуса и таким образом обходили дома величая хозяев, распевая колядки и требуя вознаграждения за свои хвалебные песни и во славу будущего благосостояния хозяев.(пример)
Обходчики старались петь там где в доме можно контактировать с «тем светом»: пороги, углы и под окнами .одаривание колядующих важный момент так, как за отказом на хозяев посыпятся пожелания негодующего характера : «Сколько в бороне кляцов –столько в дом тебе мертвецов!». Иногда колядующие раскидывали поленницу , перекидывали сани и т.п. что ассоциировалось как разгул нечистой силы.
В большенстве своем колядование было различным по своему характкру , адресату. Наиболее важными были колядки в которых обращались к хозяйке и хозяину с пожеланиями урожая, приплода скота, благополучия.
Другие связаны с брачными мотивами и адресованы девушке на выданье и неженатому парню. Песнями символически соединяли в пару тех кого опевали. Таким образом , по словам Пашиной, можно выделить, колядки холостые и женатые.
Неоспоримо, что колядки относятся к наиболее древним обрядовым песням , исполняемые во время зимнего солнцестояния (24 декабря), — праздника Коляды или Овсеня. К этому празднику рождения нового солнечного года был приурочен христианский праздник Рождества. Сохранившийся поныне обычай колядовать восходит к древним языческим обрядам, связанным с аграрно-магическими действиями: гаданием, предсказанием приплода, посыпанием зерном, ряженьем, пожеланиями урожая в новом году и достатка . Обряд колядования включал величания хозяину дома, его семье. Такие колядки пели с припевом "Святый вечер".
Довольно часто встречается другой припев — "коляда", "колиодка" или "коляда-маляда" — с таким припевом исполнялась одна из древнейших колядок, отражающая древний языческий ритуал, "За рекой огонь горит".
Самый полный вариант текста этой песни был записан в 30-е гг. XIX в.:
За рекою, за быстрою,
Ой, колиодка! Ой, колиодка!
Леса стоят дремучие.
Во тех лесах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы,
Поют песни колиодушки.
Ой, колиодка! Ой, колиодка!
В середине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит;
Хотят козла зарезати.
Несомненно, в тексте этой колядки сохранились воспоминания о древнем обряде; по-видимому, здесь идет речь о языческом жертвоприношении, которое сопровождается обрядовой культовой песней с упоминанием Коляды (колиодка).(Якименко)
Поскольку некоторые языческие божества и обряды были поставлены в параллель христианским святым (Перун — Илья, Велес (Волос) — Власий, Ярило — Юрий, Георгий), то не исключено, что музыкальная основа подобных культовых языческих песен повлияла в дальнейшем на русский ранний христианский культовый . В частности, колядка "За рекой огонь горит" интонационно близка к простейшим видам церковного пения Древней Руси.
Колядки признаются одним из самых архаичных русских песенных жанров. В. Л. Гошовский, произведший сравнительный анализ колядок всех славянских народов, обнаружил между ними структурное сходство , что может служить свидетельством общности музыкального языка славян в эпоху предков славян.
Очень часто и щедровка может исполняться при колядовании. В большинстве сборников украинских народных песен эти жанры не разделяются и, в ряде случаев, бывает трудно определить, какому именно из этих жанров принадлежит данная песш.
Тематика и основной круг образов щедровок очень близок колядкам. В величании хозяев, как и в колядках, главное место занимают пожелания удачного урожая, примерного ведения хозяйства, часто в них проникают религиозные образы и ситуации, так называемое "бытовое православие", типа "Ой, у цей двір завітав Біг..." /?ринченко, № 526/, "В цьому озері сам Біг купався... з янголочка-ми..." /Гринченко Ш 546/ и т.п.
В величании парня те же мотивы сватовства: орел /сокол/ просит не стрелять в него, он поможет высватать девушку; добрый конь приведет к милой; в этой группе важна также тематика "военная" - победа над врагом, осада и взятие крепостей - как аллегория, связанная со сватовством и женитьбой. В щедровальные тексты этой группы, как и в колядки также проникают образы исторические - битва с татарами, взятие городов; образы событий и социальные отношения княжеской Руси.
В щедровках весьма поэтичный круг образов, воспевающих красоту и трудолюбие девушки, тематика плетения косы, свивание венка - все это мы встречали также в колядных песнях.
Весьма часто в песнях обоих жанров встречаются одинаковые зачины, типа "Ой у пана Йвана на його дворі..."/Гринченко № 58а/, "Ой в полі, в полі да на роздолі..." /Гринченко, № 636/, "Рожа моя, вся червоная в городі одна..." /Гринченко, № 65/, "У саду, в саду, дай винограду..." /Гринченко Ш 68/ и др.
Перекликаются и многие обороты внутри песен обоих жанров. Близость, а часто и абсолютное сходство сюжета и образов в песнях колядного и щедровального жанров, как мы уже отмечали, объясняется одинаковой функциональной направленностью этих жанров. Это величание и поздравление человека и стремление через величание воздействовать на будущее круглогодичное благополучие его в хозяйстве и личной жизни.
Больше отличий приносит сравнительный структурный анализ указанных жанров. Эти различия видны не только в строении строфы,но и внутри стиха. Иризнаным отличием щедровок является развернутый припев в большинстве с традиционным текстом: "Щедрый вечір, добрый вечір", возможно и продолжение - "добрым людям, на здоровья", либо варианты такого текста. По количеству слогов и строению припев щедровки АН, либо 4H+4+V отличается от колядного. Форма-структура щедровки чаще представляет однострочный запев /стих из двух полустиший/ с припевом. В щедровке, за редким исключением, отсутствует рефрен. В издании Гринченко /Этнографические материалы, т.Ш/ только одна щедровка из полусотни /№ 82/ поется в форме, близкой колядкам: 5+5+ ящая работа посвящена проблеме становления украинской народной колядки. Автор считает своей задачей по возможности полное раскрытие основополагающих признаков данного жанра - специфического круга образов, главных сюжетных мотивов; принципов текстового и мелодического строения; выявление основ метроритмической организации и соответственно традиционных ритмоформул. Особое внимание уделено характеристике закономерностей связи текста и мелодии. Сделана попытка выявить главные генетические корни жанра, охарактеризовать процесс формирования традиционных сюжетов и форм-структур, проследить процессы дальнейшего их развития, степень связи с другими жанрами, т.е. ответить на вопрос, каково место колядки среди других жанров украинского песенного фольклора.