Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 23:00, реферат
Композитор София Губайдулина – наша знаменитая соотечественница, получившая широкое признание за рубежом, «знаковая фигура» в современном музыкальном искусстве. Ее детские и юношеские годы прошли в Казани. Именно с нашим городом связаны ранние музыкальные впечатления Губайдулиной, именно здесь она преодолела первые ступени на пути к освоению профессии музыканта (окончила музыкальную школу, музыкальное училище и консерваторию по классу фортепиано). «У меня от пребывания в Казани остались очень светлые, приятные воспоминания, и я понимаю, что без казанского периода ничего не могло бы случиться…»
София Губайдулина
Композитор София Губайдулина – наша знаменитая соотечественница, получившая широкое признание за рубежом, «знаковая фигура» в современном музыкальном искусстве. Ее детские и юношеские годы прошли в Казани. Именно с нашим городом связаны ранние музыкальные впечатления Губайдулиной, именно здесь она преодолела первые ступени на пути к освоению профессии музыканта (окончила музыкальную школу, музыкальное училище и консерваторию по классу фортепиано). «У меня от пребывания в Казани остались очень светлые, приятные воспоминания, и я понимаю, что без казанского периода ничего не могло бы случиться…» (С.Г.)
Казань - город, где пересекаются традиции Запада и Востока. И в художественном сознании Губайдуллиной Запад и Восток сходятся как две стихии, противоборство и взаимодействие которых определяют неповторимое своеобразие ее стиля и выводят мышление композитора на планетарный уровень. «Контраст, разрыв на две ипостаси мне дан от рождения. Мой отец – татарин, мать – русская, я принадлежу сразу двум культурным мирам» (С.Г.).
Губайдулина органично соединяет в своем творчестве восточные и западные образы, ощущения и мысли. С одной стороны, статика медитативности, склонность к самопогружению, с другой – отражение напряженной драмы противостояния человека и окружающего его мира.
Многие произведения Губайдуллиной имеют восточную тематику: кантата «Ночь в Мемфисе» написана на тексты из древнеегипетской лирики, кантата «Рубайят» - на тексты классиков персо-таджикской поэзии. Татарский национальный колорит выражен в цикле «По мотивам татарского фольклора» для домры и фортепиано, инструментальных пьесах «Сююмбика», «Праздник», «Татарская песенка», «Татарский танец».
Большой интерес проявляет Губайдуллина к экзотическим инструментам, используя китайские тарелки, бянь-джунь, индийские колокольчики, яванский тамтам, узбекско-таджикскую нагару, чукотский ярар и многие другие в качестве основных инструментов оркестра.
В русле идей восточной философии трактуется композитором и дилемма «звучание - незвучание». «Пауза вибрирует в воображении, и из молчания возникает звук, мы слышим это молчание» (С.Г.). Тишина в творчестве Губайдуллиной наполняется глубоким символическим смыслом - как глас вечности. Многие сочинения композитора, по ее собственному признанию, представляют собой миниатюры, «сделанные шепотом». Звук, возникающий из тишины и уходящий в тишину, определяет замысел пьесы «Rumore e silenziо» («Шум и тишина»), симфонии «Слышу… Умолкло…» .
В то же время Губайдуллина неразрывно связана с западной художественной традицией, что обусловлено европейской направленностью ее музыкального образования (закончила Московскую консерваторию и аспирантуру по композиции), характером вероисповедания (она православная, хотя испытывает интерес к католицизму и протестантизму). Она мыслит рационалистично, подчиняя композицию произведения определенной идее.
Губайдулина обращается к жанрам европейской музыки: вариациям, симфонии, сонате, концерту, чаконе, инвенции, токкате и т.д, часто дает своим произведениям латинские и итальянские названия. В них воплощены темы и символы, характерные для западной культурной традиции. Так, пьеса для виолончели и органа «In Croce» построена в форме креста; пьеса для баяна «De profundis» передает идею восхождения из земного, греховного в божественную высь; «Descensio» («Нисхождение») повествует о сошествии Святого Духа на апостолов. Культовые сочинения Губайдуллиной имеют старославянские и западные корни («Аллилуйя», «Offertorium», «Семь слов», «Юбиляция»).
Стилю Губайдуллиной присуща парная контрастность, что прочно связывает ее композиторское мышление с западным типом («Светлое и темное», «Pro et contra», «Сад радости и печали», «Vivente – non vivente», «Чет и нечет»).
Именно это соединение контрастных культур делает музыку Софии Губайдуллиной открытой на Запад и Восток, а ее творческий менталитет – загадкой для всех. Альфред Шнитке отмечал таинственность как суть и профессиональное качество Губайдуллиной: «Она – непонятное, и поэтому явление. И при этом – не имеющее аналогий».
В 2001 году – в канун 70-летия композитора - Казань выступила одним из организаторов международного фестиваля музыки Софии Губайдулиной, концерты которого проходили в Москве, Казани и городах Германии. Кульминацией фестиваля стало исполнение в БКЗ РТ «Страстей по Иоанну» Губайдуллиной хором и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в присутствии автора.