Осуществляемые реформы местного самоуправления Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:18, доклад

Краткое описание

Германия имеет давние традиции местного самоуправления. После первых, не всегда удачных попыток средневековых городов разработанное Штайном в 1808 и исправленное в 1831 году «Положение о городском управлении» создало новую основу его развития. Начиная с 1794 года «Общее земельное право прусских владений» наделило сельские общины некоторыми правами и обязанностями, присущими местному самоуправлению.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реформы Германии.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

Осуществляемые реформы местного  
самоуправления Германии.

Германия имеет давние традиции местного самоуправления. После  первых, не всегда удачных попыток  средневековых городов разработанное  Штайном в 1808 и исправленное в 1831 году «Положение о городском управлении» создало новую основу его развития. Начиная с 1794 года «Общее земельное право прусских владений» наделило сельские общины некоторыми правами и обязанностями, присущими местному самоуправлению.

 Во 2 половине XIX столетия  создавались административные новообразования (районы, области, административные округа), стоявшие над сельскими общинами (в 1863 г. в Бадене, в 1852 в Ганновере, в 1872 в Пруссии, 1891 в Вюртемберге). До революции 1918 г. Германия не претерпела принципиальных изменений на уровне районов.

 После переворота  было домократизировано прежде  всего избирательное право (избирателъное  право для женщин), а местное  самоуправление на уровне районов  усилилось и окрепло.  
         

Реформы местного самоуправления в Германии включают в себя целый ряд взаимосвязанных направлений (территориальная, функциональная, финансовая, экономическая, организационная реформы), среди которых территориальная и функциональная реформы являются наиболее значимыми, определяющими содержание иных направлений.

Реформа местного самоуправления в Германии на рубеже XX— XXI вв. развивалась под влиянием идей объединения восточных и западных земель. Восточные земли вынуждены были существенно пересмотреть правовые и административно-территориальные основания муниципального управления. В результате в течении 1990-х гг. там были проведены администативно-территориальная и структурная реформы местного самоуправления, что привело к тому что правовые различия между западными и восточными землями в сфере формальной организации и функционирования местного самоуправления практически нивелировались.

В 1991-1994 гг. была произведена реорганизация местного самоуправления и институционализация новых реформ .

 

Существенно трансформировались задачи местного самоуправления по сравнению  с теми, что стояли перед управленческими органами местного уровня в ГДР. Социальная сфера предприятий по мере их приватизации и санации или закрытия передавалась общинам. В то же время происходили изменения и в самой этой сфере, связанные с приватизаций. Ряд задач, связанных с распределением и обеспечением функционирования жилого фонда, распределением угля и т.п., отмер сам собой.

 

Выполнение других задач, содержание которых мало изменилось, — планирование и застройка, обеспечение  работы школ, детских садов и т.д. осуществлялось уже в новых условиях и в соответствии с совершенно новыми правовыми нормами.

 

Изменилась структура административных органов на местном уровне: по сравнению  с 1990 годом уменьшились аппараты управления — ведь общины сами должны были распоряжаться своими финансами. Была проведена административно- территориальная реформа, районы были разукрупнены: вместо существовавших 189 было образовано 87, что, конечно, позволило сократить число чиновников. В малых общинах управленческие функции стали выполняться на общественных началах. Например, в Саксонии должность освобожденного бургомистра предусмотрена в населенных пунктах с числом жителей более 2 000.

 

Главным же было то, что распоряжение ресурсами и ответственность  за это были существенно децентрализованы.

 

Система представительства была приведена  в соответствие с нормами в  старых землях, что привело к значительному  сокращению численности советов. В  земле Мекленбург- Нижняя Померания  общины с числом жителей менее 500 избирают 7, а более 100 000 — 47 членов совета.

 

Наконец, были приняты коммунальные конституции — рамочные земельные  законы о местном самоуправлении, в декабре 1993 в земле Бранденбург, в июне 1994 года — в Саксонии, Тюрингии, Саксонии — Анхальте и Мекленбурге  — Верхней Померании. Вслед за их принятием прошли новые выборы в органы местного самоуправления. Этим в основном был завершен процесс “выравнивания” коммун в новых и старых землях.

Этапы реформы в Германии охватывают лишь отдельные временные отрезки (1945 - 1949 годы, 1965 - 1974 годы, 1989 - 1993 годы, 2005 - 2009 годы) и чередуются с этапами поступательного развития местного самоуправления.

Общность принципов  территориальной и функциональной реформы местного самоуправления в  Германии обусловлена единством закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления территориальных и функциональных стандартов местного самоуправления, а особенности предопределяются национальной спецификой, особенностями конституционного строя, спецификой этапа реформирования.

В то же время перед  Германией стоит задача обеспечения  баланса между приближенностью  власти к населению и эффективностью публичного управления. Выработанные в процессе ее решения в Германии выработаны принципы - сочетания добровольного и принудительного проведения реорганизации муниципальных образований; преобразования муниципальных образований не только с учетом мнения населения, но и исходя из «требования общественного блага»; субсидиарное (включая принцип субсидиарной универсальности, региональный принцип, принцип наибольшей передачи полномочий на местный уровень); децентрализации публичного управления; концентрации, а также организационного минимума публично-правового управления.

Сегодня города и общины Германии ищут новые, не бюрократичные и недорогие формы самоуправления. Вместо того чтобы напрямую предлагать дорогие услуги, государство должно ограничиться гарантированием услуг, которые предлагаются частными подрядчиками, участвующими в конкурентной борьбе.

При осуществлении муниципальных  реформ в объединенной Германии использовались две основные стратегии: «новый менеджеризм», призванный оптимизировать предоставление социальных услуг на локальном уровне, и партиципаторная демократия, направленная на развитие гражданской активности населения.

Одновременно с практиками «нового менеджеризма» развивалась  вторая линия реформ, связанная с  некоторыми институциональными преобразованиями, направленными на развитие низовой  демократии в Германии. Важную роль здесь сыграло принятие всеми землями Германии закона о прямых выборах мэров населением, что значительно уменьшило влияние партий при поддержке кандидатов на выборах. Одновременно был введен институт местного референдума, для проведения которого требуются подписи 10—15% местных жителей. Постепенно местные референдумы стали эффективным механизмом включения рядовых горожан в принятие местных решений. Как отмечают немецкие исследователи, обе эти новации заметно улучшили деятельность местной администрации, которая вынуждена теперь больше прислушиваться к требованиям и нуждам населения.

В настоящее время  примерно 90 стремящихся к реформам германских городов, общин и округов различной величины соединились в союз «Объединение коммун будущего». По мнению немецких исследователей, основная идея всех устремлений — воплотить в жизнь «New Public Management»: город не обязательно должен сам и своими силами решать стоящие перед ним задачи, спектр которых распространяется от уборки улиц и вывоза мусора до постановки опер, но призван «гарантировать» решение этих задач частными предприятиями. Это поможет сократить расходные статьи небогатых государственных бюджетов.

При всей демократической риторике «New Public Management» свидетельствует главным образом о нехватке средств в государственных бюджетах. Поэтому частные инвесторы, взаимодействующие с органами городского планирования, пользовались и пользуются спросом. Приватизация становится важной частью коммунальных реформ в Германии.

Немецкий исследователь Хорсткотте считает, что конечная цель реформы — гарантированный сервис гражданам со стороны администрации и менеджмент, закрепленный договором, как в обычной жизни. Он обращает внимание на то, что в Германии стала еще более заметна политическая и экономическая тенденция к «ослаблению вмешательства» государства в общественную жизнь и усиление тенденций самоорганизации гражданского общества в рамках местного самоуправления. Именно эти тенденции и были закреплены в ходе последних реформ местного самоуправления.

 

 


Информация о работе Осуществляемые реформы местного самоуправления Германии