Аналитическая схема исследования конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:57, реферат

Краткое описание

Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Максим.docx

— 26.88 Кб (Скачать документ)

Введение:

  Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.  
  Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности, способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.  
  Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно сложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных противостоянием.

Аналитическая схема исследования конфликтов:

 В более специфической литературе  по анализу конфликтов мы можем встретить преимущественно две точки зрения на природу конфликта. Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая - ценностной. В теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первый план здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные стереотипы.  
  Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.  
В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих  
жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как  
апелляции к  потребностям, интересам и ценностям.  
  Мы не будем здесь рассматривать вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует "действительным" потребностям, интересам и ценностям. Дело в том, что если эти линии аргументации возникают и разрабатываются, то они становятся сами по себе реальностью конфликтной ситуации, опровержение которых осуществляется не теоретическим путем, а в ходе практического развертывания и "разрешения" конфликта. Суть дела в том, что в конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной. При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликта могут действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всех трех уровней мотивации: и потребностей, и ценностей, и интересов. Но на практике дело может обстоять таким образом, что в конфликт может быть включен лишь один уровень мотивации: только потребности или только ценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельной линии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и ценностей.  
  Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт. Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта. Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок общества как некоего социального целого.  
    

   Используя схематику, предложенную Н. Смелсером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия:

1. Межиндивидуальные  конфликты.  
2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:  
  а) группы интересов,  
  б) группы этно-национального характера,  
  в) группы, объединенные общностью положения.  
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).  
4. Внутри и межинституциональные конфликты.  
5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.  
6. Конфликты между государственными образованиями.  
7. Конфликт между культурами или типами культур.

Конфликт потребностей:

  Конфликты по  поводу потребностей могут быть  подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или  кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных  и долгосрочных потребностей. Несомненно, что к числу наиболее существенных  долгосрочных потребностей всего  человечества  относится освоение околоземного космического пространства. Однако реализация соответствующих программ - дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях кризиса это дополнительная нагрузка на бюджет, в связи с чем появляются аргументы против развертывания соответствующих программ. Примерно таким же образом обстоит дело и с вопросами финансирования фундаментальных научных исследований, которые не могут дать непосредственной отдачи в краткосрочной перспективе. Однако свертывание этих программ означает некоторый выигрыш с точки зрения ближайшей перспективы и проигрыш в долгосрочном варианте. 

  Новые политические  потребности - потребность участия  в политической жизни - складываются  с большим трудом. Главный вопрос здесь заключается в формировании нового нравственно целостного отношения к власти, которая сама по себе далека от демократического идеала. Конфликт между нравственностью и политической практикой сегодняшнего дня оказывается глубинным конфликтом, развивающимся на уровне жизненных потребностей человека. Этот конфликт не сразу дается массовому сознанию, как бы отступая на второй план по сравнению с жесткой борьбой политических интересов, разыгрывающихся на поверхности.

Конфликт интересов:

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. А поскольку эти позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование  реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и вы ступают в качестве непосредственной причины социального поведения. 

   С точки зрения психологии конфликта интересы, следовательно, нельзя сводить только лишь к экономическим отношениям. Они пронизывают все сферы жизнедеятельности и все жизненные отправления человека, раскрывая их социальную природу, постоянно демонстрируя, что любой жизненный акт, так или иначе, затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными группами. В духовной жизни интересы получают свое завершение, оформление через формирование определенных стереотипов культуры, через признание нормальными определенных форм жизнедеятельности людей.  
  Нежелание жить "по-старому" означает слом старых стереотипов культурного поведения и формирование новых "образцов", на которые ориентируется массовое сознание.

Ценностный конфликт: 

  По отношению  к конфликтам, развитие которых  побуждается потребностями и  интересами, ценностный конфликт  имеет более определенно выраженный идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а точнее говоря, противоположные интерпретации целей общественного развития.  
  Мы уже видели, что одна из наиболее существенных проблем переходного общества заключается в стремлении выйти из хаоса. Естественно, что хаос и порядок понятия относительные. И все же необходимой предпосылкой порядка является определенный уровень рационализации общественных отношений, основанный на общем признании некоторой системы ценностей. Речь идет не о единственной системе ценностей. Признание допустимости светского мировоззрения не означает требования его полного доминирования, равно как и наоборот. Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на своих и чужих. Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между своими и чужими, между нами и ими приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации.

  Еще один уровень ценностного  конфликта проявляется в сфере  духовной жизни. Отчасти мы его  уже касались, рассматривая вопрос  о соотношении знания и веры  как конечных оснований систем  ценностей. Важно подчеркнуть, что  эта проблема перекрещивается  с взаимоотношением рационального  и эмоционального начала, но линии  перекрещивания оказываются далеко  не совпадающими. Оппозиция веры  и знания проявляется в истории  человеческой культуры с разной  степенью напряженности. В то  же время синтез эмоциональной  и рациональной мотивации может  осуществляться в различных формах  духовного творчества по-разному. Во всяком случае, в духовной  жизни и в культурном пространстве  заключается неисчерпаемый и  вечно существующий источник  мотивации социального поведения, источник мотивации личности, определяющий  бесконечно многообразные переходы  сугубо личностной, приватной и  интимной мотивации к общественно  значимой - социально одобряемой  или отвергаемой системе действий  и поступков. Это означает, что  и источники расхождений и  конфликтов между людьми в  этой сфере бесконечно многообразны. Но здесь же находятся и  огромные ресурсы регулирования  конфликтов, так как ценности  не только разъединяют людей, но и соединяют их. Перспективы  стабилизации социально-политической  системы решающим образом связаны  с включением ценностей духовной  культуры - во всем их многообразии - в регулирование тех конфликтов, которые основываются на противостоянии  потребностей и интересов. 

Заключение:

Конфликтология носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых возникает столкновение интересов двух и более числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в юриспруденции, в дипломатии, в коммерческой деятельности и иных областях, где наблюдается непосредственное столкновение интересов сторон. Сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.

Конфликтолог – эта специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в «горячие точки», где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе в разных ситуациях на различных уровнях. 

 

Участниками социальных конфликтов могут быть как отдельные люди, так и разнообразные по составу социальные группы, общности, организации.

Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из сторон «спускает крючок» и начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. При этом необходимо помнить, что помимо основных действующих (противоборствующих сторон) на протяжении разных этапов развития конфликта есть вероятность обнаружения и других участников – со своими ролями и функциями. 

В зависимости от конкретной цели. Одни из них могут быть заинтересованы в бурном развитии конфликта, другие, наоборот, стремятся прекратить противостояние или снизить его негативное последствия.

Для развития конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации – такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами. При этом развитие конфликта проходит через три основных стадии: латентную, открытую и стадию завершения. 

Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале открытой стадии конфликта, характеризующейся определенностью позиций противоборствующих сторон и взаимными действиями. Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает его масштабом.

В то же время конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершается. Завершение конфликта может проходить в различных формах, что связано с особенностями ситуации и характеристиками сторон.

Более 85% конфликтов разрешается внеюридическими методами стратегическими и тактическими. В зависимости от выбранного метода возможно разрешение конфликта способом силового подавления или путем переговоров. Юридические средства разрешения конфликта делятся на три основные группы: конституционные процедуры, применяемые главным образом в политической сфере; судебные и арбитражные рассмотрение дел , административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах. Предупреждать конфликт каждому россиянину нужно с себя.

 

Список использованной литературы.

1.Афанасьева О.В / Пищенко  А.В. Этика и психология профессионального  юриста М:. Академия 2004. – 224 с.

2. Горбова Г.А, Самыгин  С.И, Основы социологии и политологии: уч. пос. - М.: «Март» Ростов н/Дону.-2005.-336с.

3. Дмитриев А.В. Социальный  конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2001. - 526 стр.

4. Запрудский Ю.Г Социальный  конфликт.- Ростов н/Д: Феникс, 1992. –  с.54.

5. Зеркин Д.П Основы  конфликтологии Ростов н/Дону 1998. - с.

6. Козырев Г.И учеб. Основы  конфликтологии 2007. – 320 с.-М.:

7. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов – М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2004. – 736 с.

8. Л. Козер Функция социального  конфликта 2000.- с.-М.:

9. Муштук О.З., Деев А.Ю., Коротова О.С Конфликтология: учеб. пособ. - М.; Маркет ДС, 2007.-160с.

10. Сергеев А.М Организационное  поведение тем, кто избрал профессию  менеджера уч. пос. М.: Академия 2005.-288с.

11.Сухов Н.А, Боданев А.А, Казанцев В.Н и др.; Социальная  психология учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. Академия 2005.-600с.

12. Шилемова Г.М Этикет  делового общения уч. пособ.-М.: Академия 20 05.- 192с.

 

 

 


Информация о работе Аналитическая схема исследования конфликтов