Вопросы ядерной программы Ирана в международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:26, сочинение

Краткое описание

Ядерная программа Ирана стала одной из ключевых проблем международных отношений в последние три года. Желание Ирана стабилизировать свой энергетический рынок воспринимается большинством стран как прикрытие для разработки ядерного оружия. Главными оппонентами Ирана в данном вопросе выступают США и Израиль. Но прежде чем осознать всю ироничность ситуации следует обратиться к истории.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Иран.Эссе.docx

— 10.67 Кб (Скачать документ)

Мергенбаев  Р. Р.

 

Вопросы ядерной  программы Ирана  в международных  отношениях

 

Ядерная программа  Ирана стала одной из ключевых проблем международных отношений  в последние три года. Желание  Ирана стабилизировать свой энергетический рынок воспринимается большинством стран как прикрытие для разработки ядерного оружия. Главными оппонентами  Ирана в данном вопросе выступают  США и Израиль. Но прежде чем осознать всю ироничность ситуации следует  обратиться к истории.

Ядерная история  Ирана берет свое начало в 1967г., когда США передали иранскому шаху первый реактор мощностью 5 МВт, строительство реакторов поддерживали локомотив ЕС: Германия и Франция. Самостоятельно разрабатывать ядерные технологии Иран начал к середине 1980-х гг.  «Организация по атомной энергии Ирана» в 1974 году начала реализацию двадцати пятилетней программы при поддержке США. Именно тогда шах Мохаммед Пехлеви высказался: «Иран будет обладать ядерным оружием, без сомнения, раньше, чем некоторые полагают». На протяжении 70-х, 80-х годов Иран проводит множество образовательных мероприятий со странами Европы и впервые вовлекает Китай. После исламской революции ядерная программа становится наиболее актуальной. Руководство страны вынуждено пойти на её реализацию для обеспечения национальной безопасности в конфронтацию мировых держав. Учитывая сложное геополитическое положения Ирана такие действия вызывают у меня по меньшей мере уважение. Иран открыто признает свои ценности и не желает идти на поводу у всего мира, ради желания угодить соседям. В США в 1995 одностороннем порядке ввели торгово-экономические санкции против Ирана, а после подписания меморандума Гора-Черномырдина Россия заморозила поставки Ирану военной техники. Далее в 2000 году в период своей наибольшей финансовой уязвимости Россия уведомила США об отказе с 1 декабря 2000 года от данных в 1995 году обязательств не поставлять в Иран обычные вооружения. Но после визита в Москву президента Хатами в 2001 г. Россия возобновила поставки Ирану продукции военно-технического назначения. Медленное наращивание ядерного потенциала и относительное спокойствие в регионе происходило в первую триаду этапов ядерной программы Ирана с 1967 по 2001 год.

В 2003 году арабский восток благодаря действиям США  вновь становится не спокойным местом. А после причисления Дж. Бушем  Ирана к «оси зла». Внимание международного сообщества становилось все более пристальным. Но Россия, Германия, Франция и Великобритания могли блокировать большинство действий США т. к. у них были контракты на поставку военной техники. В том же году комиссия МАГАТЭ обнаружила центрифуги для обогащения урана. Израиль все более быстро наращивает свой военный потенциал и  подписывает контракт на 319 млн долларов о покупке 5 тысяч управляемых бомб производства США, из них 500 — GBU-28 (2270-кг бомба с лазерным наведением, предназначенная для уничтожения объектов, расположенных глубоко под землей).Начались поставки Израилю 102 истребителей-бомбардировщиков F-16I. С 2004 по 2011 год ситуация вокруг Ирана постоянно принимала разные обороты. В 2004 и 2005 году она менялась чуть ли не каждый месяц  в зависимости от выступлений политической элиты республики. Программа мирного атома реализовывалась согласно установленному плану развития. Вызывая при этом опасения Израиля. При президентстве Ахмадинеджада Иран стал более реакционен в свои действиях. Именно при его правительстве прозвучали фразы о том, что первой мишенью ядерного оружия Ирана будет Израиль. Начиная с 2011 года развитие событий усиливается. На арене появляется Северная Корея. Дальнейшие события настолько быстротечны и нестабильны, что говорить о них сейчас и тем более подводить какие либо выводы пытаясь их обобщить не представляется возможным.


Сирия, Ливан, Иордания, Азербайджан и страны Центральной  Азии не рассматривают Иран как возможного противника. Наоборот, с интересом  наблюдают дерную политику Ирана  т. к. рассматривают исламскую республику  как сдерживающий фактор по отношению к Афганистану, Израилю и неспокойному арабскому востоку.

Ядерная программа  Ирана — большая проблема лишь только для двух государств, которые  имеют свои точно выверенные и  выгодные для себя направления это  США и Израиль. Штаты выступают  как единственная на сегодняшний  момент держава чьи, национальные интересы и безопасности зачастую пересекаются с правами и суверенитета других государств. Израиль является главным  партнером штатов, а также основным реципиентом военной и экономической  помощи (около 2 млрд. $ только на военные нужды). Поэтому программа по обогащению урана представляется Израилю как угроза существования. Можно смело судить  о том, что Иран это производная проблема двух государств. Страны ЕС испытывающие на себе форсированную исламизацию, проявляют озабоченность по-данному вопросу.  Но такие переживания в большей степени связаны с целью поддержки очередного “модного” вопроса внешней политики США.

Принимая во внимание то, что иранская проблема, которая представляет собой совокупность различных проблем (ядерная программа, поддержка радикальных исламских  организаций, поставка энергоресурсов, региональные отношения в Персидском заливе, в Каспийском море и т.д.) все же не адекватна такому явлению, как глобальный международный конфликт. Реальный конфликт пока не выходит  за рамки отношений Ирана с  США и Израилем.

Учитывая урезание бюджета США, реформирование военной  стратегии вынуждает США  не имеет намерений входить в крупный, длительный военный или политический конфликт с Ираном. Приоритетной целью для администрации Обамы является урегулирование проблемы ядерной программы Ирана, установление более доверительных, партнерских отношений, с целью дальнейшего продвижения политики демократизации в регионе.

Кризисная ситуация вокруг Ирана не перерастает в  открытый конфликт. Закрытость иранского  общества, наличие национальной идеи не позволяет срежиссировать сценарий “арабской весны”. В новейших условиях, когда политика США на Ближнем Востоке оказалась в политическом тупике, Иран приобрел новые позиции в Ираке, в Ливане и Сирии, в Центральной Азии и Кавказе, в Афганистане, улучшились иранско-пакистанские и иранско-турецкие отношения, иранское руководство не воспринимает всерьез угрозу применения силы против Ирана.

Позиция России в отношении Ирана крайне сдержана, а даже вынужденно соторожна. Экономические  отношения в связи с санкциями  против Ирана приносят огромные убытки для обеих сторон, снижая темпы  товарооборота. Продолжая тему экономики  и торговли следует отметить, что  Иран анонсировал свое желание вступить в Таможенный союз. Конечно опасения российского и белорусского бизнеса  весьма понятны. Но с другой стороны  повысится содержательность самой  организации. Выход на рынок новых  товаров с Ирана сможет урегулировать  цены и всю обстановку в целом. Возможные рыночные изменения в  большой степени вероятности  будут позитивны для Казахстана. Так как ассортимент продукции  пищевой, легкой промышленности и новых  технологий увеличится. Продукция казахстанского производства скорей всего окажется вообще не рентабельной. Что вынудит  республику стать более ответственной  за свою внутреннюю политику.

Политическая элита, иранское общество на данный момент находятся в поисках трансформации своей идентичности в условиях глобализации. Это доказывается желанием Ирана сохранив свои внутриполитические позиции связать их с внешней деятельностью, увеличив при этом свои шансы на поддержание нейтральных отношений с ближайшими странами. Ядерная программа Ирана вызывает огромные опасения России. Но политика федерации претерпела огромные изменения. Обширный круг внутренних проблем не позволяет России принять свою четкую и комфортную позицию. Обогащение урана в мирных целях приведет к стабилизации и укреплению Ирана. Нерешенный статус Каспийского моря. Развитие севера Ирана. Сближение с Таджикистаном и Афганистаном в будущем совершит перестановку сил в регионе. В то же время Иран понимает, что осложнение отношений с Россией будет иметь для страны гораздо более тяжелые последствия чем осложнения с США. Принимая во внимание эти краткие факты. С уверенностью можно говорить о том, отношения Россия-Ирана вынужденно осторожны и тактичны. Потепление отношений между странами сможет придти при помощи Хасана Рухани и то лишь в том случае если он вместе с духовенством прислушается к иранским технократам.

Хочется отметить, что каждое государство имеет  право решать свои внутренние проблемы любыми угодными ей средствами. Желание  Ирана о развитии  своего энергетического  рынка понятно. Иран это государство  имеющее свою богатую историю  и культуру. Он не относится к  семитскому миру. Можно говорить смело, что исламская республика будет  находиться в оппозиции всегда, какую  бы политику она не проводила. Но тем  не менее у меня возникают опасения того, что действия Ирана создают  прецедент для других стран. Вероятно, что один из возможных сценариев  развития международных отношений  в котором есть своя региональная ядерная держава, и в котором  порядок стоит на ядерном шантаже  будет в недалеком будущем  объективной реальностью.

 


Информация о работе Вопросы ядерной программы Ирана в международных отношениях