Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:49, курсовая работа
Российско - китайское энергетическое сотрудничество, которое постоянно расширяется в рамках китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства, с созданием такой региональной организации, как ШОС, вступило в новый период долгосрочного, стабильного и устойчивого развития. Об этом свидетельствует ряд событий современных региональных отношений между вышеназванными государствами.
РОЗДІЛ 3.
ШОС та російсько-китайське співробітництво у галузі енергетики
Российско - китайское энергетическое сотрудничество, которое постоянно расширяется в рамках китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства, с созданием такой региональной организации, как ШОС, вступило в новый период долгосрочного, стабильного и устойчивого развития. Об этом свидетельствует ряд событий современных региональных отношений между вышеназванными государствами. Обе страны стремятся углубить энергетическое сотрудничество, так как в связи с определенными факторами, оно является очень актуальным, как для РФ, так и для КНР.
Обращаясь
к истории взаимоотношений в
энергетической сфере между
Среди основных проектов можно выделить следующие: ведется важная работа по проектированию и реализации эффективных трансграничных коридоров, в том числе расширяется сеть нефте - и газопроводов. Считается, что для Китая ШОС стала удобной платформой для отстаивания своих интересов и прав на освоение энергоресурсов Каспийского бассейна и Сибири, что является существенным моментом для решения вопросов энергетической безопасности КНР. С 90-х годов ХХ века Китай начал активно упорядочивать и осуществлять собственную энергетическую стратегию, которая включает такие важные положения, как сдерживание освоение ресурсов на Востоке, развитие сотрудничества по западной линии. В этой связи Китай активно ведет работу по разработке проектов по транспортировке западных энергоносителей (в первую очередь из Сибири и Центральноазиатского региона) на Восток. Эта стратегия является важной составной частью внутриполитического курса КНР направленного на «форсированное развитие северо-западного региона».
Все
более очевидной становится растущая
потребность Китая в природных
энергоресурсах нефти и газа. По
данным Мирового банка, уже в ближайшие
годы импорт нефти Китая возрастет
до 200 млн. [Гуанчен с 76].
В этой причине одним из приоритетных
направлений внешней политики Китая в
Центральной Азии, а также с Российской
Федерацией стало сотрудничество в нефтегазовой
отрасли. Правительство КНР самостоятельно
занялось разработкой широкомасштабной
программы по получению доступа к зарубежным
месторождениям нефти и газа, расположенным
в Центральной Азии [стр. 77].
Следует почеркнуть, не только для Китая, но и для других государств это сотрудничество необходимо, потому на сегодняшний день сотрудничество именно в топливно-энергетической сфере получает наиболее заметное развитие. 29 июня 2007 года в Москве состоялась Первая встреча руководителей министерств и ведомств стран ШОС, курирующих топливно-энергетический комплекс (ТЭК). В ходе этой встречи были обсуждены перспективы сотрудничества в данной сфере, в том числе вопросы особенностей соответствующих национальных стратегий государств-членов. ( Лукин, стр 170 ) Известно, что углеводородные запасы и экспортные возможности России относительно невелики. Согласно стратегическим подсчетам Бритиш Петролиум нефтяные запасы России и Центральной Азии составляют порядка 5 % от мировых и при нынешнем подсчете добычи их хватит примерно до 2020 года. К примеру, страны ОПЕК располагают 75% мировых запасов и при сохранении нынешнего уровня добычи обеспечены запасами более чем на 100 лет.[…] Поэтому сотрудничество необходимо развивать и не медлить с реализацией проектов, так как партнерство между КНР и РФ в энергетической сфере более экономически целесообразно ( из - за географической близости и удобной и незатратной диверсификацией поставок ). В 2009 году добыча угля в Китае составила около 3,1 млрд т, а в ближайшие годы превысит 3,5 млрд т, что будет означать достижение ресурсного и технологического предела по этому виду энергии (обеспеченность текущей добычи разведанными запасами составит чуть более 40 лет при среднемировом показателе – около 150 лет). Кроме того, Китай все более сталкивается с серьезными ограничениями в части увеличения техногенной нагрузки на окружающую среду, что в значительной мере связано с расширением систем добычи и использования угля. Более 80% всех грузовых перевозок в Китае приходится на уголь. Все эти факторы вынуждают руководство КНР стимулировать развитие нефтяной и газовой промышленности, организовывать поставки из различных регионов мира. […]
РФ, как и Китай, ориентируется на те сферы сотрудничества, которые могли бы приносить дивиденды ей самой и таковым, прежде всего, является топливно-энергетический комплекс, а особенно проекты в сфере разработки нефтегазовых ресурсов и транзита углеводородов на мировой рынок.
Исходя
из этого, особенно актуально в условиях
развивающейся мировой
Для наиболее эффективной
Согласно
подписанным документам, в рамках
Энергетического клуба
1) согласовывать
интересы экспортеров и
2) согласовывать
частные и государственные
единую энергетическую политику;
3) активно
подключать к работе
Некоторые исследователи считают, что чем шире будет круг участвующих в работе Энергетического клуба ШОС, тем большую пользу от его деятельности получат сами страны - члены Организации: это и возможности привлечения внимания к своим проблемам и инвестиционным возможностям, более глубокое понимание своего места в системе мирохозяйственных связей, нахождение оптимальных партнерских связей исходя из интересов собственного развития. […] То есть имеется в виду, что Энергетический клуб не ограничивается участием «шанхайской шестерки» и даже документальное подтверждение этому можно найти в статье 16 Хартии Шанхайской организации сотрудничества, которая гласит: «В случае незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и вместе с тем не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов». (Хартия ) Возможно именно по этой причине не сегодняшний день данный орган до сих пор не создан, так как Китай и Россия могут опасаться конкуренции со стороне других государств. Он также, возможно, на сегодняшний день является не существующим органом из - за несовпадения интересов РФ и КНР по многих вопросам регионального значения. По мнению некоторых экспертов, будущая деятельность Энергетического клуба должна быть «логистически» встроена в сферу межгосударственных отношений стран ШОС, включая формирование системы региональной безопасности и ее существенного элемента -энергетической безопасности. В условиях сохраняющейся нестабильности мировой экономики активизация энергетической политики ШОС сыграла бы заметную роль не только в обеспечении устойчивого роста самих стран-членов этой организации. Не смотря на отсутствие такого координирующего органа в перспективе основными направлениями деятельности в сфере энергетики могут стать: модернизация действующих энергетических мощностей и сетей, развитие транспортной инфраструктуры в регионе, совместное освоение новых месторождений углеводородов и геологоразведка, создание условий для взаимного доступа на рынки электроэнергии и ее транзита; энергосбережение и энергоэффективность, подготовка и повышение квалификации специалистов в области энергетики и другие.
Кстати
говоря, Китай особенно заинтересован
в сотрудничестве в данной сфере, так как
Китай уже стал чистым импортером нефти
и на протяжении многих лет ищет пути стабильного
обеспечения народного хозяйства этими
видами энергоносителей. Китайским правительством
полностью или частично приобретен целый
ряд месторождений нефти в Перу, Венесуэле,
Ираке, Судане, Казахстане. Китай проявляет
заинтересованность в разработке месторождений
нефти и газа в Туркменистане, на Каспии
и т.д. При этом Китай зачастую не столько
заинтересован в начале быстрейшей разработки
месторождений, сколько в резервировании
Существует мнение, что сотрудничество в области энергетики - это практически единственное, что может предложить Центрально - азиатскому региону и Китаю Россия. В целом в сфере экономического сотрудничества Россия все еще не в состоянии предложить региону какой-то специфический вариант развития, радикально отличный от тех, которые предлагают страны Евросоюза или США, или окружающий регион исламский мир. ( Матвеев )
На современном этапе для КНР очень актуальна задача диверсификации импортеров и путей доставки. Вместе с тем, она не может быть решена, если Китай будет занимать место в самом конце потребительской цепочки, оставаясь только непосредственным покупателем нефти и газа. В настоящее время китайские нефтяные корпорации, несмотря на глобальный финансовый кризис, напрямую выходят на зарубежные рынки и участвуют в освоении энергоресурсов и строительстве трубопроводов. Некоторым нефтяным корпорациям, таким как CNPC, CNOOC, SINOPEC удается это сделать. Их усилия приходятся на следующие географические направления: Средний Восток, Центральная Азия и Сибирь. […] Среди вышеперечисленных стратегически важных направлений особенное место занимает Центральная Азия и Сибирь, чьи энергоресурсы обладают исключительными географическими преимуществами для национальных интересов Китая. Во-первых, их транспортировка не требует морского пути, они могут поступать в Китай напрямую по континентальным маршрутам, а для обеспечения безопасности поставок нет необходимости содержать дорогостоящий трансокеанский флот. Одним из основных методов реализации этих проектов для Китая является ШОС, по средством которой данные проекты возможно воплотить в жизнь ( Журнал Факты )
Опираясь на выше приведенные факты, следует отметить, что на современном этапе именно энергетика является самым перспективным направлением сотрудничества между РФ и КНР. Компания «Транснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали протокол о подготовке к прокладке китайского ответвления этой трубы. Реализация проекта позволит значительно увеличить поставки российской нефти в КНР, также «Газпром» и CNPC подписали соглашения о строительстве двух газопроводов и была достигнута договоренность о разработке технико-экономического обоснования поставок в Китай российской электроэнергии. (азат душабаев время востока) Данные проекты энергетического сотрудничества имеют довольно размытую подвязку с самой Шанхайской организацией, но документальное оформление имеет очень тесную связь с ее уставными документами в сфере энергетического сотрудничества. До того дня, пока не будет создан координирующий орган
( к примеру, таковым органом в ШОС может стать Энергетический клуб ) все проекты в нефте – газовой сфере будут осуществляться на двусторонней основе без вмешательства в их реализацию данной организации.
По состоянию на 1-го января 2011 года по трубопроводу "Россия-Китай" из России в Китай было доставлено 15,01 млн. тонн сырой нефти. Нефть, импортируемая через указанный трубопровод, соответствует стандартам, согласованным Китаем и Россией. Благодаря введению в эксплуатацию нефтепровода Россия-Китай значительно увеличился объем импорта нефти из России в Китай при снижении себестоимости ее перевозки.[…] Но следует учесть тот факт, что взаимодействие осуществляется на основе интересов определенных частных лиц, которые реализуют свои бизнес – проекты, и , возможно, все официально провозглашенные цели и приоритетные направления ШОС их мало интересует. Это явление связанно с увеличивающимися процессами глобализации и усилением роли негосударственных акторов в лице транснациональных корпораций, которые порой «подминают» внешнюю политику государства под свою.
Сотрудничеством с КНР в РФ занимается компания «Газпром», «Лукойл», «Восточная энергетическая компания» и ряд других. К примеру, "Восточная энергетическая компания" экспортировало свыше 3 млрд. кВтч электроэнергии. В 2009 году поставки составили 853,6 млн. кВтч, в 2010 году они увеличились на 15,2%, до 983,3 млн. кВтч. и тенденцию к увеличению поставок наблюдается ежегодно.[…] В процессе реализации проекта крупномасштабного экспорта электроэнергии данная компания планирует строить новую генерацию и развивать существующую сетевую инфраструктуру для обеспечения согласованного с Китаем объёма поставок электроэнергии в объёме 60 млрд. кВтч в год к 2020 году. Прогнозируется, что потребление нефти в Китае составит в 2020 году 560-600 млн т, импорт – 380-420 млн т. В этих условиях экспорт нефти из России, особенно трубопроводные поставки в западные и северо-восточные районы Китая не столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны других поставщиков. Спрос на газ в Китае составит в 2020 году 300-350 млрд м³. На сегодняшний день газопровод «Алтай» является наиболее реалистичный вариант организации крупномасштабного экспорта газа из России в Китай. Впервые этот вариант трассы магистрального газопровода был предложен академиком А.Э. Конторовичем в 1998 году в исследовании, проведенном СО РАН по заказу ОАО «Газпром», как альтернатива предлагавшемуся тогдашним руководством концерна труднореализуемому северному маршруту «СРТО – Подкаменная Тунгуска – Дальний Восток – Китай».[…]
Информация о работе ШОС та російсько-китайське співробітництво у галузі енергетики