Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение исламской цивилизации с момента зарождения средневекового Халифата, начало арабских завоеваний. Для достижения поставленной цели в курсовой были решены следующие задачи:
– рассмотреть позитивные стороны арабского халифата;
– изучить географию мусульманской экспансии;
– рассмотреть вопрос наследия Османской империи;
– изучить период объединение Аравии и начало арабских завоеваний;
– раскрыть причины арабских завоеваний VII века.
Введение………………………………………………………………….….…..3
Глава 1. Арабский халифат…………………………………………………..…5
1.1. Мусульманская экспансия………………………………………..…5
1.2. Наследие Османской империи…………………………………….10
Глава 2. Объединение Аравии и начало арабских завоеваний……………..14
2.1. Аравия к началу VII в……………………………………………...14
2.2. Начало арабских завоеваний………………………………………18
2.3. Причины арабских завоеваний VII века………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...29
Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.4
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа.
Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений .
Распад халифата на эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. 5
Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам – правителям Османской империи
В период расцвета в XVI–XVII
веках Османская империя
На вершине своего
могущества, в правление Селеймана
Великолепного империя
Османская империя просуществовала более четырех столетий, но со временем постепенно теряла свои территории – сперва в пользу венгров, затем в состав России, а позже греков и сербов. Империя, слабея, пыталась опереться на помощь Германии, но это только втянуло ее в Первую Мировую, закончившаяся поражением Тройственного союза.
Окончание войны ознаменовалось подписанием Северского договора согласно которому Турция утрачивала ряд территорий (рис. 3), которые были колонизированы Европейскими державами в частности Францией, Великобританией и Италией.
Рис. 3. Предлагавшийся по Севрскому договору раздел Турции
Территории с городом Измир захваченные Грецией, а также Восточная Фракия и другие территории Турция сохранила за собой подписав Лозанский мирный договор. Договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в её современных границах.
Государство просуществовавшее 13 веков неизбежно терпит крах. Причинами кроме выше названных, на современном этапе становится экспансия западного колониализма. В результате мусульманский мир живший под одной политической системой, лишился единства, будучи искусственно разделенным на 52 слабых национальных государств с современными политическими, экономическими, и социальными проблемами.
Глава 2. Объединение Аравии и начало арабских завоеваний
2.1. Аравия к началу VII в.
Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились по этническому происхождению на южноарабские, пли йеменские, и североарабские. К началу VII в. большая часть арабов оставалась кочевниками (так называемые бедуины — «степняки»). Для кочевого скотоводства в Аравии было гораздо больше возможностей, чем для земледелия, которое почти повсюду носило оазисный характер. Средствами производства в кочевом скотоводческом хозяйстве были земля, пригодная для летних и зимних пастбищ, и скот. Бедуины разводили главным образом верблюдов, а также мелкий скот, преимущественно коз, реже овец. Арабы-земледельцы выращивали финиковую пальму, ячмень, виноград и плодовые деревья.6
Социально-экономическое
Свободные земледельцы объединялись в общины, сообща владевшие каналами и другими оросительными сооружениями. Оседлая знать большей частью жила в городах, но владела имениями в сельской округе, где находились пашни, сады, виноградники и рощи финиковых пальм. Возделывались и такие культуры, как ладанное дерево, алоэ, разные ароматические и пряные растения. Обработка полей и садов, принадлежавших знати, а также уход за их скотом лежали на рабах. Рабы были заняты и на ирригационных работах, отчасти и в ремесле.
Среди знати Йемена выделялись кабиры, на обязанности которых лежала забота о починке водопроводов и плотин, распределении воды из оросительных каналов, организация строительных работ. Часть знати принимала широкое участие в торговле — местной, внешней и транзитной. В Йемене имелись древние торговые города — Мариб, Сана, Неджран, Майн и др. Порядки в городах, сложившиеся задолго до VII в., во многом напоминали строй государства-города (полиса) эпохи классической Греции. Городские советы старейшин (мисвады) состояли из представителей знатных фамилий.
Более раннее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена отчасти стимулировалось той посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а потом (со II в. н. э.) и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. В Йемене товары, привезённые из Индии морским путём, перегружались на верблюдов и следовали дальше по караванному пути к границам Палестины и Сирии. Йемен вёл также посредническую торговлю с побережьем Персидского залива и портом Оболла в устье рек Евфрата и Тигра. Из Йемена вывозили в византийские области предметы местного происхождения: ладан, мирру, алоэ, ревень, кассию и др.
На западе Аравии, в области Хиджаз,
была расположена Мекка —
Наиболее ходовыми местными товарами, которые перевозились этими караванами, были кожи, изюм из оазиса Таиф, ценившийся далеко за пределами Аравии, финики, золотой песок и серебро в слитках из рудников Аравии, йеменские благовония, лекарственные растения (ревень и др.). Как предметы транзита из Индии шли корица, пряности и ароматические вещества, китайские шелка, а из Африки — золото, слоновая кость и рабы. Из Сирии мекканские купцы вывозили в Аравию византийские ткани, стеклянную посуду, металлические изделия, в том числе оружие, а также зерно и растительное масло.7
В центре Мекки на площади находился храм кубической формы — Кааба («куб»). Мекканцы почитали фетиш — «чёрный камень» (метеорит), который был вставлен в стену Каабы. В Каабе находились и изображения божеств многих арабских племён. Кааба была предметом почитания и паломничества для населения значительной части Аравии. Территория Мекки и её окрестностей на время паломничества считалась заповедной и священной, там обычаем запрещались ссоры между родами и вооружённые столкновения. Со временем паломничества совпадала большая ярмарка, ежегодно происходившая в окрестностях Мекки в зимние месяцы. Вблизи Каабы находилась площадь, где стоял дом, в котором совещались старейшины племени курейш. Деятельность совета старейшин определялась неписанными древними обычаями.
Население другого крупного города Аравии — Медины, известной до возникновения ислама под именем Ясриб (Слово «медина» по-арабски значит «город». Мединой стали называть Ясриб (Иатрипп), когда он сделался центром политического объединения Аравии.), состояло из трёх «еврейских» племён (т. е. арабских племён, исповедовавших иудейство) и из двух языческих арабских племён — аус и хазрадж. Медина являлась центром земледельческого оазиса, в котором проживало также некоторое количество купцов и ремесленников.
Социальная история арабов до введения ислама пока ещё мало изучена. Процесс разложения первобытно-общинного строя в североарабском обществе в подробностях далеко ещё не выяснен. Решение проблемы об общественном развитии Аравии к началу VII в. затрудняется недостатком сведений в источниках. По вопросу о складывании здесь классового общества среди советских учёных существуют две основные концепции.
Согласно первой концепции, разделяемой и авторами настоящей главы, наряду с уже существовавшим рабовладельческим обществом в Йемене, в VI — начале VII в. интенсивно происходило складывание рабовладельческого уклада в районах Мекки и Медины. Во всей остальной Аравии процесс разложения первобытно-общинного строя шёл значительно медленнее. Но и здесь уже выделилась племенная знать, богачи, обладатели обработанных земель, крупных стад и рабов, принимавшие нередко участие и в караванной торговле. Отдельные представители знати пытались присваивать общинные пастбища. Появились и бедняки, лишённые средств производства.
Согласно изложенной концепции, в большей части Аравии возникли зачатки рабовладельческих отношений, но к началу VII в. рабовладельческий уклад не развился ещё в господствующий способ производства (как это произошло ранее в Йемене и как это происходило к началу VII в. в Мекке и Медине). В дальнейшем же, после обширных завоеваний VII в., Аравия и особенно арабы, выселившиеся за её пределы, были втянуты в общий процесс феодализации, происходивший уже в бывших византийских провинциях — в Египте, Палестине, Сирии, а также в странах Закавказья, в Иране и Средней Азии. Таким образом, согласно данной концепции, процесс феодализации арабского общества относится к периоду, наступившему после больших завоеваний первой половины VII в., рабство же сохранялось тогда у арабов лишь в виде уклада.
Согласно второй концепции, рабовладельческое общество Йемена уже в VI в. переживало кризис. В центральных и северных областях Аравии, где быстрым темпом шло разложение первобытно-общинного строя, начали складываться раннефеодальные отношения, которые стали господствующими ещё до больших завоеваний VII в. Арабские завоевания лишь открыли путь для более быстрого развития феодальных отношений и уничтожения прежних пережитков первобытно-общинного и рабовладельческого строя.
Во всяком случае, к началу VII в. в центральных и северных областях Аравии уже происходил процесс разложения патриархального строя, хотя связь араба с родом и племенем оставалась ещё достаточно крепкой. Каждый араб должен был жертвовать жизнью за свой род, а весь род был обязан оказывать защиту любому сородичу. Если одного из сородичей убивали, на весь род падала обязанность кровной мести роду убийцы, пока тот не предлагал возмещения. Процесс перехода бедуинов к оседлости затруднялся недостатком пригодной для обработки земли.
2.2. Начало арабских завоеваний
Первый кризис в мусульманской общине разразился в 632 после смерти Мухаммада. Несмотря на несколько браков, у него не было наследников по мужской линии, и он не назначил преемника. Никто не знал, что в точности следует делать в этих условиях. По мнению одних, каждая отдельно взятая группа должна была теперь выбрать себе вождя и дальше идти собственным путем. Другие полагали, что преемником Мухаммада должен стать один из его родственников по мужской линии. Такими родственниками были в числе прочих его дядя Аббас, глава клана хашимитов, к которому принадлежал Мухаммад, и его двоюродный брат и зять пророка Али Ибн Аби Талиб, являвшийся также отцом внуков пророка. После бурных препирательств в ночь смерти Мухаммада было решено провозгласить его преемником (халифом) во всем, кроме пророческих функций, его тестя, одного из первых обращенных в ислам мекканцев и близкого сподвижника, Абу Бакра (ум. 634).
Это решение было воспринято как закон только жителями Мекки и Медины, кочевники же наотрез отказались подчиниться ему и платить Мекке налоги, а несколько племен нашли себе других «пророков», которые пытались подражать Мухаммаду.
Их заставили повиноваться с помощью ряда вооруженных набегов, получивших название «войн с вероотступниками». В этих кампаниях войска мусульман получили опыт ведения организованных боевых действий, из их рядов выдвинулись талантливые военачальники, в их числе Халид Ибн аль-Валид. Однако большинство арабских племен после покорения были настроены недружелюбно и с трудом шли на сотрудничество с халифом.
Религиозных и патриархальных правителей Медины серьезно занимала проблема вовлечения племен в общие дела мусульманской общины и сбора с них налогов. Старый способ ослабления межплеменной напряженности – межплеменные войны – теперь исключался, а Аравия была перенаселенным регионом со скудными природными ресурсами.8
В ту эпоху крупные державы Востока были ослаблены. Сасанидская империя в Персии находилась в состоянии анархии, вызванной длительными войнами с Византией, серьезно подорваны были и позиции самой Византийской империи. Кроме того, большинство христианского населения Сирии и Египта приняло монофизистские понятия, осужденные на Халкидонском соборе как ересь (451), и не находило общего языка с Византией и Восточной православной церковью. Дорога перед арабской экспансией в эти регионы была открыта, как в военно-политическом, так и в духовном плане.
Информация о работе Объединение Аравии и начало арабских завоеваний