Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия национального и международного механизмов правоприменения норм интеллектуальной собственности в рамках ВТО.
Согласно этим целям в работе поставлены такие задачи, как:
- рассмотрение международно-правовых основ прав интеллектуальной собственности;
- обзор требований по применению норм права интеллектуальной собственности странами-участницами ВТО;
- рассмотрение институтов защиты прав интеллектуальной собственности;
- рассмотрение взаимодействия ВТО и ВОИС по вопросам международной охраны ИС;
- изучение организационной структуры регулирования отношений в сфере права ИС в рамках ВТО, рассмотрение эффективности Соглашения по ТРИПС.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Международно-правовые основы интеллектуальной собственности 4
§1 Понятие, виды и особенности интеллектуальной собственности 4
§2 Международно-правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности 7
Глава 2. ТРИПС и ВТО: обязательства по применению норм интеллектуальной собственности. 9
§1 Общие обязательства по соблюдению положений Соглашения стран-участников. 10
§2 Гражданско-правовые требования по соблюдению положений Соглашения странами-участниками. 12
§3 Требования по соблюдению положений Соглашения странами-участниками в отношении таможенных мер. 14
§4 Требования к уголовным процедурам по соблюдению положений Соглашения странами-участниками. 16
Глава 3. Институциональный Механизм взаимодействия норм прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО 18
§1 Институциональный механизм взаимодействия прав интеллектуальной собственности стран в рамках ВТО 18
§1.1 Совет по ТРИПС 18
§2 Взаимоотношения ВТО и ВОИС 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Раздел 1 является вводным
разделом Части III, посвящен общим обязательствам
и состоит из единственной статьи
41. Требования данной статьи заключаются
в том, что государства обязуются
предусмотреть в своём
Подобная детализация на уровне общих требований к правоприменению обращает на себя внимание, так как подобная черта довольно редко встречается в нормах международно-публичного права. Причиной такой повышенной заинтересованности в четком обособлении общих правил можно предположить следующее:
Несмотря на подобную детализацию обязательств общего характера, Соглашение ТРИПС содержит так называемые «сглаживающие оговорки». Так, например, п. 5 ст. 41 гласит следующие «…настоящая часть не предусматривает каких-либо обязательств по созданию судебной системы для обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности, отличной от судебной системы, обеспечивающей соблюдение законодательства в целом…"7. Наличие подобных «оговорок» или «уступок» опять же объясняется противостоянием «развитых и развивающихся стран», в котором находились участники Уругвайского раунда, желанием последних взять на себя как можно меньше обязательств по защите тех объектов интеллектуальной собственности, которыми эти нации владеют в меньшей степени8. Тем не менее, немаловажно подчеркнуть, что, несмотря на такое «противостояние», создателям Соглашения ТРИПС удалось представить мировому сообществу наиболее оптимальную (а главное, отражающие компромиссное решение обоих «лагерей») систему нормативных требований по процедурам и стандартам внутригосударственной охраны объектов интеллектуальной собственности (с учетом положений ранее принятых конвенций и соглашений в этой области).
Раздел 2 Части III Соглашения ТРИПС содержит минимальные требования к национальному процессуальному законодательству стран-членов ВТО, по организации гражданско-правовых и административных способов защиты прав обладателей интеллектуальной собственности. Фактически, статьи 43-47 Соглашения содержат готовые нормы прямого действия, которые могут быть без существенной обработки имплементированы в национальные нормативные акты, регулирующие процессуальные вопросы. В качестве примеров можно привести следующие требования:
Следует заметить, что предшествующие Соглашению ТРИПС международные конвенции в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности не содержали таких подробных требований к внутреннему процессуальному законодательству стран-участников (они лишь ограничивались расширением круга субъектов за счет граждан и юридических лиц государств)16. Подобная логика создателей соглашения ТРИПС усматривается в том, что именно гражданский процесс является основным методом защиты прав интеллектуальной собственности во всех странах, именно с помощью гражданского судопроизводства возможно возмещение ущерба, понесенного правообладателем в результате нарушения его прав на какой-либо из объектов интеллектуальной собственности.
Особо следует выделить раздел 4 Части III Соглашения ТРИПС, затрагивающий вопросы таможенного регулирования, озаглавленный как «Особые требования в отношении пограничных мер».
При анализе указанного раздела можно утверждать, что Соглашение ТРИПС является одним из первых универсальных международных договоров, который содержит требования по внутригосударственной организации таможенных вопросов, при этом его целью является вопрос, не затрагивающий национальную и международную безопасность (как это имеет место быть в различных таможенных союзах и в ЕС, в частности), а экономическую безопасность крупных производителей. Это особо важно подчеркнуть, так как общеизвестно, что вопросы таможенного регулирования, как и другая деятельность государства, направленная на обеспечение суверенитета, относятся к исключительной внутренней юрисдикции государства, вмешательство в которые возможно только в случае явного нарушения норм международного права.
Статья 51 рассматриваемого раздела делегирует правообладателям право инициировать защитные меры: «Согласно положениям, изложенным ниже, члены устанавливают процедуру, позволяющие правообладателю, который имеет веские основании подозревать, что может осуществляться ввоз товаров с неправомерно используемым товарным знаком или товаров, произведенных с нарушением авторских прав, подать в компетентный административный или судебный орган письменное заявление о приостановлении таможенными органами выпуска в свободное обращение таких товаров»"17.
Далее Соглашение ТРИПС подчеркивает необходимость оперативного проведения данной процедуры, что особо важно для ее эффективности. Так, ст. 52 Соглашения гласит: «..Компетентный орган в течение разумного периода времени сообщает заявителю, принял ли он заявление, и в случаях, если это определено компетентным органом, - о периоде, в течение которого таможенные органы будут принимать меры»18. Формулировка «компетентный орган» позволяет сделать вывод о том, что Соглашение императивно не предписывает чтобы этим органом был обязательно суд, а дает право государствам-участникам, на свое усмотрение, самим наделить данной компетенцией угодный им орган, подразделение, структуру.
Обращает на себя внимание
и ст. 57 раздела 4 Части III Соглашения
ТРИПС, которая предоставляет
В результате вышеприведенных
мер, согласно ст. 59 Соглашения ТРИПС, компетентные
органы наделяются правом на уничтожение
контрафактной продукции – «..
Тем не менее, с точки зрения
имплементации международных
Раздел 5 Части III посвящен уголовным процедурам. Этот раздел, состоящий из одной статьи (ст. 61) устанавливает минимальные меры уголовного преследования нарушений интеллектуальной собственности. Не уточняя конкретных санкций, сроков тюремного заключения или размеров штрафов, данный раздел, там не менее, содержит положения, в качестве обязательных мер, предусматривающие: «… конфискацию и уничтожение контрафактных товаров и любых материалов и орудий производства, которые преимущественно использовались при совершении преступления».
Подводя итог данному разделу, необходимо отметить, что ВТО фактически является универсальной организацией, что предполагает приверженность к более традиционной основе международного договора. Рассмотренные выше положения Части III, тем не менее, дают повод говорить об усиленном наднациональном характере права ВТО и Соглашения ТРИПС в частности. Это тем более важно, учитывая, что международная торговля затрагивает все сферы деятельности государств, начиная от обороны и заканчивая здравоохранением, образованием и искусством. При этом регулирование именно интеллектуальной собственности в торговле не намного сужают круг затрагиваемых государственных функций
Рассмотрев законодательную основу правового механизма защиты интеллектуальной собственности в рамках Всемирной торговой организации, представляется логичным перейти к анализу институционального механизма обеспечения соблюдения действия положений, закрепленных в Соглашении ТРИПС.
Понятие «взаимодействие» в общем понимании - это одна из основных философских категорий, которая отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния. Понятие «взаимодействие» неразрывно связано с понятием «структура», поскольку «взаимодействие» выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.20
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Совет по ТРИПС) создан Соглашением об учреждении ВТО. Его главная задача – наблюдение за порядком взаимодействия национальных правовых систем в области интеллектуальной собственности стран-участниц Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ВТО, поскольку сами страны не смогут справедливо взаимодействовать в сфере интеллектуального права, должен существовать орган (структура), который будет осуществлять порядок.
Изучение деятельности Совета
по ТРИПС имеет большое значение
для науки, изучающей право международных
организаций. Несмотря на то, что он
является всего лишь одним из органов
Всемирной торговой организации, и
его решения находятся в
Основной вывод, который
можно сделать о деятельности
Совета по ТРИПС заключается в
том, что ключевой целью является
обеспечение имплементации норм
Соглашения по ТРИПС всеми государствами-
Информация о работе Международно-правовые основы интеллектуальной собственности