Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:06, курсовая работа
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения. Осуществление контроля и наблюдения за человеком и его деятельностью с использованием достижений научно-технического прогресса, в том числе контроля и записи переговоров, прослушивания телефонных и иных переговоров, сопряжены с вмешательством в частную жизнь человека и посягают на его конституционные права, в частности, на тайну телефонных переговоров, гарантируемых законодательством Российской Федерации (ст. 23, 25 Конституции РФ), закрепленных во многих международных документах (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Введение
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения. Осуществление контроля и наблюдения за человеком и его деятельностью с использованием достижений научно-технического прогресса, в том числе контроля и записи переговоров, прослушивания телефонных и иных переговоров, сопряжены с вмешательством в частную жизнь человека и посягают на его конституционные права, в частности, на тайну телефонных переговоров, гарантируемых законодательством Российской Федерации (ст. 23, 25 Конституции РФ), закрепленных во многих международных документах (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Современное российское законодательство
допускает подобное вмешательство в частную
жизнь человека в двух видах правоохранительной
Исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования контроля и записи телефонных переговоров как уголовно-процессуального действия и прослушивание телефонных переговоров как оперативно-розыскное мероприятие является своевременным в современных условиях.
Актуальность настоящего
исследования обусловлена и тем обстоятельством,
что действующее законодательство, регламентирующее
порядок контроля и записи, прослушивания
телефонных переговоров, нуждается в совершенствовании,
в том числе, в части обеспечения конституционных пр
Исходя из вышеизложенного, актуальность темы работы состоит в исключительной важности в современных условиях решения проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела, при подготовке и осуществлении следственных и судебных действий и в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.
Проблематика контроля и записи
переговоров широко обсуждается в
научной литературе. При написании данной курсовой
работы использованы труды: Ю.И. Авдеевым, А.И. Алексеевым, В.Н.
Атмажитовым, Б.Т. Безлепкиным, В.Г. Бобровым, В.П.
Божьевым, А.Д. Бойковым, О.А. Вагиным, М.М. Винавером,
В.Ю. Владимировым, В.Ю. Голубовским,
К.К. Горяиновым, А.П. Гуляевым, Е.А. Доля, О.Д. Жуком
и других ученых-процессуалистов.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в деятельности следователя, органа дознания и суда при производстве контроля и записи переговоров как следственного действия.
Предмет исследования составляет система норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок производства такого следственного действия как контроль и запись переговоров.
Целью курсовой работы является комплексный анализ процессуальной характеристики следственного действия – контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие и проанализировать цели контроля и записи переговоров как следственного действия.
2) рассмотреть основания и процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственного действия.
3) охарактеризовать тактические особенности производства контроля и записи переговоров.
Методологическая основа курсовой работы представлена следующими методами научного познания: диалектический метод, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический и другие методы познания процессов и явлений, а также специальные юридические методы толкования правовых норм.
Нормативно-правовая база курсовой работы представлена Конституцией РФ, уголовно-процессуальным законодательством РФ и иными нормативными актами, регламентирующими порядок производства контроля и записи переговоров.
Структурно работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Понятие и
цели контроля и записи
Электронные средства коммуникации, к которым относятся телефон, пейджер, телефакс, телеграф, радиосвязь, в настоящее время получили повсеместное распространение. Их значимость повышается, а технические возможности постоянно расширяются, поэтому они являются самым используемым инструментом в ходе человеческого общения и весьма активно используются и криминальными структурами в реализации своих преступных замыслов. Особую актуальность этот вопрос приобрел в связи с назревшей необходимостью создания в обществе системы антикриминальной безопасности, которая включает использование достижений научно-технического прогресса в борьбе с преступностью.
С принятием в 2001 г. Уголовно-процессуального кодекса РФ был расширен перечень следственных действий. В рамках предварительного расследования в ст. 186 предусмотрено самостоятельное следственное действие - контроль и запись переговоров [7, 357].
Контроль и запись телефонных и иных переговоров могут рассматриваться как разновидность аудиального контроля, в ходе которого может быть получена процессуально значимая для расследования уголовного дела информация. К числу аудиальных систем связи относится наиболее массовый вид связи - проводные телефонные системы связи.
Телефонные переговоры - это переговоры, ведущиеся с помощью аппаратов, использующих проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, космической связи, и т.д.
Представляется, что под телефонными переговорами необходимо понимать устные (речевые) переговоры абонентов с использованием средств связи для передачи речевой информации по местной, внутризоновой, междугородной и международной линиям связи.
Телефон - наиболее распространенное, но, отнюдь, не единственное техническое устройство, обеспечивающее приём и передачу информации, поэтому уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность контроля и записи не только телефонных, но и иных переговоров. К последним относятся переговоры с использованием радио и других переговорных устройств (мобильные телефоны, пейджинговая связь, телетайп, электронная почта). Но нельзя считать, что «иные переговоры», это любой диалог, который люди ведут в обычной для них обстановке, не применяя технических средств, т.е. дома, на работе, в транспорте и т.д.[6, 431].
Телефонные переговоры включают передачу сообщений по городской, междугородной и международной сети электросвязи (проводной линии телефонной сети). Однако переговоры не ограничиваются только линиями проводной связи, поскольку электрическая связь включает не только телефонные, но телеграфные, факсимильные и другие виды услуг.
В связи с этим под законодательным термином «иные сообщения» следует понимать различные виды документального сообщения, осуществляемого организациями связи через ЭВМ, а также путем телевизионного, звукового или иного вида вещания. К их числу относятся: радиотелефонная, радиорелейная, высокочастотная, сотовая и спутниковая связь.
К числу «иных переговоров» можно отнести сравнительно новое и бурно развивающееся направление, связанное с использованием систем компьютерной телефонии. Этот класс систем основан на интеграции возможностей телефонных станций и современного компьютерного оборудования со специализированным программным обеспечением. Такая интеграция позволяет получить целый спектр дополнительных сервисных услуг и возможностей. Наиболее популярными сейчас являются следующие решения на базе систем компьютерной телефонии:
- система голосовой почты - голосовая система, позволяющая организовать необходимое количество виртуальных автоответчиков с возможностью обработки входящих голосовых сообщений, фактически можно создать персональный автоответчик (автоинформатор) для каждого сотрудника. На основе системы голосовой почты решается широкий спектр задач по обработке входящей и исходящей голосовой информации;
- система конференцсвязи предназначена для организации конференцсвязи для внутренних и внешних абонентов АТС с широкими возможностями контроля и управления;
- система тарификации предназначена для учета количества и времени переговоров через офисную или учрежденческую АТС с системой выдачи отчетов и анализа расходов;
- система записи телефонных переговоров - система, позволяющая записывать, осуществлять поиск по необходимым критериям и воспроизводить сделанные записи [5, 310].
Кроме этого, существует ряд других систем связи, пока не получившие широкого распространения. Большая привлекательность этих систем заключается в возможности организации единой телекоммуникационной системы путем объединения всех телекоммуникационных служб офиса.
Контроль телефонных и иных переговоров - прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм.
По мнению Иванченко Л.И., контроль и запись телефонных переговоров - это следственное действие, осуществляемое на основании судебного решения либо заявления заинтересованных лиц по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, с участием органа, которому поручается техническое осуществление прослушивания переговоров, или специалиста, заключающееся в тайном восприятии, а затем в фиксации в материалах уголовного дела сведений, касающихся фактов обмена мнениями с участием лиц, интересующих следствие, в целях получения вещественного доказательства – фонограммы [9, 407].
Гаврилин Ю.В., Дубоносов Е.С. при определении контроля и записи переговоров указывают на основания его производства - это наличие «достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, и состоящее в фиксации аудиальной информации на физический носитель с последующим осмотром и прослушиванием [8, 379].
Говоря о сущности контроля и записи телефонных переговоров, А.Г. Филиппов видит его в прослушивании и звукозаписи переговоров. Такого же мнения придерживается и ряд других авторов, уточняющих при этом лишь само название следственного действия [17, 377]. Например, С.А. Шейфер, считает контроль и запись телефонных переговоров типичным оперативно - розыскным мероприятием. «Суть его не меняется в зависимости от того - производит ли его оперативно - розыскной орган по собственной инициативе или по поручению следователя… Главное же - в процедуре «контроля и записи переговоров» отсутствует определяющий признак следственного действия - восприятие следователем информации, имеющей доказательственное значение: это делает не следователь, а представитель соответствующего органа» - пишет С.А. Шейфер [19, 491].
Иная точка зрения по данному вопросу у М.Е. Щеглова. Указывая, что прослушивание переговоров есть самостоятельное следственное действие, он отмечает: «Его сущность заключается в конспиративном получении информации от участников процесса, представляющей интерес для следствия» [21, 411].
Как справедливо отмечают Л.Г. Юрина и В.М. Юрин, в этом заключается не сущность, а лишь одна из характерных черт рассматриваемого следственного действия [22, 381].
Действительно, без соблюдения условий конспирации в таких случаях едва ли можно рассчитывать на получение значимой для дела информации. Причем в тайне должен содержаться не только факт проведения следственного действия, но и факт принятия решения о производстве такового. В противном случае цель следственного действия вряд ли будет достигнута. Однако это не означает, что конспиративность становится сущностью следственного действия. Элементы конспиративности, внезапности присущи многим следственным действиям. Например, при производстве обыска внезапность - одно из важнейших условий его эффективности. Нельзя исключить, что в результате прослушивания могут быть получены сведения сугубо личного характера, затрагивающие в том числе и интимные стороны жизни. Поэтому соблюдение конспиративности здесь исключительно важно для защиты получаемой информации, предупреждения ее утечки [11, 219].
Своеобразие данного следственного действия, по мнению Семенцова В.А., состоит в сочетании оперативных и процессуальных действий. Представляется, что это примечательная, но не единственная отличительная черта нового следственного действия. Контроль и запись переговоров носят дуалистический характер, обусловленный сочетанием тактического и технического аспектов его производства, ярко выраженный технико-поисковый характер и иные особенности [15, 299].
Совершенно прав, по мнению автора, С.А. Шейфер, когда, мягко называя конструкцию ст. 186 УПК РФ «необычной», пишет: «Прослушивание телефонных переговоров - это типичное оперативно - розыскное действие, закрепленное в п. 10 ст. 6 Закона об ОРД. Суть его не меняется в зависимости от того - производит ли его оперативно - розыскной орган по собственной инициативе или по поручению следователя… Главное же - в процедуре «контроля и записи переговоров» отсутствует определяющий признак следственного действия - восприятие следователем информации, имеющей доказательственное значение: это делает не следователь, а представитель соответствующего органа» [20, 423].
Различие между одноименным следственным действием и оперативно-розыскным мероприятием заключается и в статусе получаемых результатов. В первом случае получается доказательственная информация, во втором - ориентирующая, или информация оперативно-тактического характера.