Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 01:37, курсовая работа
Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х – начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований.
Большинство исследований сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики.
Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.
Демографическая проблема в самом общем виде заключается в неблагоприятных для экономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастной структуре. Данная проблема складывается по-разному в развивающихся и в развитых, а также постсоциалистических странах.
В ряде развивающихся стран суть демографической проблемы составляет резкий рост населения, который тормозит экономическое развитие, лишая данные страны возможности осуществлять производственное накопление в сколько-нибудь значительных размерах.
Другой аспект демографической проблемы составляет переход развитых стран к простому воспроизводству населения, а во многих постсоциалистических странах – депопуляция вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью.
Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры – 256 млн. человек, к 1000 г. – 280 млн. человек, к 1500 г. – 427 млн. человек). В ХХ в. темпы прироста населения резко ускорились. Если своего первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 г., то уже второго миллиарда оно достигает через 107 лет (в 1927 г.), третьего – 32 года спустя (в 1959 г.), четвертого – через 15 лет (в 1974 г.), пятого – по прошествии уже всего 13 лет (в 1987 г.) и шестого – через 12 лет (в 1999 г.).
Никогда за всю историю человечества темпы роста населения в мире в абсолютных цифрах не были столь высокими, как во второй половине ХХ в. Среднегодовой прирост в 50-х гг. составлял 53,3 млн. человек; в 60-х – 66,7; в 70-х – 70,3; в 80-х – 86,4 и в 90-х – свыше 90 млн. человек. По оценке ООН, такой прирост населения сохранится до 2015 г.
Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются: с 2% в 1960 – 1965 гг. до 1,7% в 1980 – 1985 гг. и 1,6% в 1991 – 1996 гг. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительный прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.
Особая острота глобальной демографической проблемы протекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени – Южной Азии. Население развивающихся стран (включая Китай) увеличилось за 1990 – 1997 гг. на 15,6%, тогда как число жителей развитых государств возросло на 4,9%, а в странах Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ осталось на прежнем уровне.
Наибольшие темпы роста населения мира были характерны для 60-х гг. Затем наступило их замедление во всех основных группах стран. В развивающихся странах наметилось определенное снижение рождаемости: с 44% в 1950 г. до 28% в 1997 г. (в основном за счет Восточной и Юго-Восточной Азии и Латинской Америки). Почти вдвое сократились темпы прироста в развитых странах. Во многих странах с переходной экономикой (Россия, Украина, страны Балтии, Болгария, Румыния) наметилась тенденция естественной убыли населения в связи с целым рядом причин (резкое снижение рождаемости и повышение смертности в результате как длительной тенденции к демографическому постарению населения, так и затяжного социально-экономического кризиса).
С целью объяснения процессов роста населения мира была разработана концепция демографического перехода. Согласно этой концепции, в традиционном обществе рождаемость и смертность высоки, и численность населения растет медленно. Демографический переход начинается почти одновременно с формированием индустриального общества. Переход от традиционного к современному типу воспроизводства (низкая рождаемость – низкая смертность – невысокий естественный прирост) завершился в индустриальных странах Западной Европы и Северной Америке в 50-х гг. ХХ в., а в последней четверти века он начинался в ряде развивающихся стран и регионов (Китай, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка).
В первой фазе снижение смертности (вследствие улучшения качества питания и здравоохранения) происходит быстрее, чем снижение рождаемости, а результате чего резко увеличивается естественный прирост населения. В этой фазе – «демографический взрыв».
Во второй фазе смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает еще быстрее, вследствие чего прирост населения постепенно замедляется.
Для третьей фазы характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности, так что естественный прирост сохраняется на невысоком уровне. К завершению этой фазы в настоящее время близки промышленно развитые страны.
Наконец, в четвертой фазе показатели смертности и рождаемости становятся почти одинаковыми, и процесс демографической стабилизации заканчивается.
Ожидается, что процесс демографического перехода продлится примерно до 2100 г., когда произойдет стабилизация численности населения на уровне 10,5 млрд. человек.
Современный демографический взрыв начался в 50 – 60-х гг. и, по мнению ряда ученых, будет продолжаться, по крайней мере, до конца первой четверти XXI в. Главной его причиной является то, что на современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по развивающимся странам снизилась (в промилле) с 24,4 в 1950 г. до 9,0 в 1997 г. Темпы снижения смертности оказались беспрецедентными в мировой истории (всего лишь за 20 – 30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения.
В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой (в промилле): 43 – в 1950 г. и 27 – в 1997 г.
Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.
Быстрый рост численности населения численности населения в условиях преобладания в экономике отсталого сельского хозяйства с крайне низкой производительностью труда усугубляет и без того сложные проблемы занятости, обеспечения продовольствием, образования, экологии. Во многих развивающихся странах происходит непомерное «перенаселение» традиционного сектора, особенно сельского хозяйства. Между тем быстрый рост населения сокращает возможности накопления, поэтому темпы развития капиталоемких отраслей, прежде всего промышленности, отстают от притока сельской рабочей силы в неаграрные отрасли.
Из-за неспособности промышленности обеспечить работой растущее население во многих развивающихся странах происходит разрастание мелкого ремесла и торговли, сферы услуг, для которых характерны преимущественно ручной труд, низкая производительность его и ничтожные доходы. Во многих случаях и рост числа многих заведений, и увеличение числа работающих в них отнюдь не означают рациональное включение избыточной рабочей силы в общественное производство, а лишь служат формой разрастания скрытой безработицы и неполной занятости. Отсюда проблемы занятости и бедности оказываются неразрывно связанными.
Бедное крестьянство, мигрируя в города и включаясь в примитивное мелкое производство, не требующее повышения образовательного и профессионального уровня, не воспринимает норм городского поведения, в частности, в сфере семейных отношений, ограничивающих рождаемость. По этой причине урбанизация во многих развивающихся странах не сопровождается сколько-нибудь значительным снижением прироста населения.
В сочетании с растущим перенаселением в деревне, где продолжают преобладать экономические и социальные стимулы высокой рождаемости, непомерно высокий естественный прирост городского населения при сохранении в большинстве развивающихся стран нынешней структуры экономического роста делает проблему занятости неразрешимой. Отсюда размеры безработицы и неполной занятости неразрешимой. Отсюда размеры безработицы и неполной занятости имеют тенденцию к увеличению из-за быстрого увеличения численности потенциально активного населения. Увеличение численности населения в трудоспособном возрасте требует создания в развивающихся странах ежегодно 30 – 40 млн. новых рабочих мест, что является для большинства из них непосильной задачей.
Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где в 80 – 90-е гг. численность рабочей силы росла в пять – шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.
В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.
Основные демографические показатели – рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) – зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% - в Восточной Азии против 29% - в Южной Азии и 44% - в Тропической Африке, все данные за 1997 г.). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.
Трудности в социально-экономическом развитии стран Третьего мира способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е. целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических процессов. Этому содействовала позиция промышленно развитых стран Запада, которые считают, что контроль над ростом населения является необходимым условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав государств и правительства ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г. отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а сохранение этого баланса является приоритетом стран, поддерживающих экономическое развитие.
Значение демографической политики неодинаково для развитых подсистем и стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода. В частности, в пятой части всех стран, где проживает 26% населения мира, полагают, что рост или естественное увеличение населения оказывает незначительное влияние на развитии страны и не требует добиваться особых целей в этой сфере.
Демографическая политика, будучи, частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.
Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения – на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно – юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их содействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно через поведение человека.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза) и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти – несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования.