Братья-мусульмане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 19:34, реферат

Краткое описание

«Братья-мусульмане» были основаны в 1928 году в городе Исмаилия школьным учителем по имени Хассан аль-Банна. Это было первое в мире организованное движение исламистского толка, хотя собственно исламизм как идеология развивался с конца XIX столетия. «Братья-мусульмане» сформировались как общественное движение за возрождение ислама в стране и за её пределами. И это в то время, когда в арабском и мусульманском мире царили идеи светского национализма, причём левого толка.

Прикрепленные файлы: 1 файл

братья мусульмане.docx

— 29.42 Кб (Скачать документ)

Медетов Данияр

 

«Братья-мусульмане»

 

Глобальное восприятие не делает различий между исламистами-прагматиками и исламистами-боевиками. Хотя сама структура «Братьев-мусульман» не похожа на структуру революционной организации, скорее, она заточена под плавные и, если угодно, демократические методы борьбы.

Долгие годы культивируемый в египетском обществе страх перед исламизмом позволял государству с однопартийной системой препятствовать появлению светской оппозиции. Что и привело к тому, что, в конце концов, самым крупным оппозиционным движением страны стали именно «Братья-мусульмане». И притом что большинство египтян — это или светские либералы или религиозные консерваторы, не разделяющие радикальных идей. Этот тезис подтверждают последние события в Египте, где против правления «Братьев-мусульман» выступают как сторонники светского пути развития, так и религиозные консерваторы. 

«Братья-мусульмане» были основаны в 1928 году в городе Исмаилия школьным учителем по имени Хассан аль-Банна. Это было первое в мире организованное движение исламистского толка, хотя собственно исламизм как идеология развивался с конца XIX столетия. «Братья-мусульмане» сформировались как общественное движение за возрождение ислама в стране и за её пределами. И это в то время, когда в арабском и мусульманском мире царили идеи светского национализма, причём левого толка.

«Братья-мусульмане» быстро вышли за рамки благотворительной и образовательной деятельности, превратившись в политическое движение. Основу идеологии «Братьев-мусульман» составили взгляды самого Аль-Банны, представлявшие собой сплав исламских ценностей с западной политической мыслью. Аль-Банна отвергал как традиционные религиозные взгляды, так и вестернизацию как таковую.

Идеология «Братьев-мусульман» была первым организованным выражением модернистского течения в мусульманской религиозно-политической мысли, которое вбирало в себя, в том числе и национализм, напрочь отвергаемый чистым исламом.

Говоря о джихаде как вооружённой борьбе, «Братья-мусульмане» ограничивались признанием необходимости освобождения от иностранной оккупации — британской в случае с Египтом и израильской — в Палестине. Но они говорили о джихаде и в более широком понимании — как об интеллектуальном пробуждении и политической мобилизации масс. Идеи «Братьев-мусульман» приводили к ним всё больше сторонников, движение быстро набирало силу. К концу 1940-х годов оно насчитывало уже более миллиона членов.

В конце 1930-х годов на руководство движения оказывали весьма сильное давление некоторые активисты, требовавшие создания военного крыла организации — для вооружённой борьбы с британскими оккупантами. Но лидеры «Братьев-мусульман» боялись, что такой шаг навредит движению, призывавшему к постепенным общественно-политическим изменениям через создание социальных служб и профессиональных организаций юристов, врачей, инженеров и т.д.

И всё же руководители «Братьев-мусульман», хотя и неохотно, но согласились на создание тайной военизированной организации, которая скоро начала осуществлять акции, не санкционированные Хассаном аль-Банна и другими лидерами.

Вплоть до конца 1940 годов «Братья-мусульмане» существовали в Египте совершенно легально. Но уже очень скоро монархия стала рассматривать их как главную угрозу своему существованию — особенно учитывая оппозиционность БМ англичанам и всем, кто сотрудничал с оккупационными силами. «Братья-мусульмане» были в первых рядах во время массовых забастовок и маршей националистов, они же участвовали (правда, безуспешно) в выборах 1945 года.

Во время Второй мировой войны «Братья-мусульмане», хотя и объявили о своем нейтралитете, сотрудничали с нацистской Германией, воевавшей против Великобритании. Затем они принимали участие в арабо-израильской войне 1948 года, и в том же году боевики из военного крыла БМ убили судью, приговорившего к тюремному заключению члена движения, участвовавшего в нападении на английских военных.  

Именно тогда монархия окончательно решила покончить с движением. Начались массовые аресты лидеров «Братьев-мусульман». Репрессии окончательно развязали руки боевикам, которые могли теперь проводить акции без оглядки на лидеров. Поворотной точкой в истории движение стало убийство премьер-министра Нокраши-паши.

Аль-Банна осудил это убийство и даже постарался дистанцировать руководство БМ от боевиков, но вскоре (в 1949 году) был убит сам — предположительно агентами правительства.

После Аль-Банны лидером движения стал известный в Египте судья Хассан аль-Худайби, который хотя и не был членом движения, но был убеждённым сторонником и поклонником Аль-Банны. Это назначение вызвало множество внутренних конфликтов и усугубило и без того обостряющиеся противоречия между верхушкой «Братьев-мусульман» и все более обособляющимися боевиками.

Тем временем принятое в октябре 1951 года решение египетского правительства аннулировать англо-египетский договор 1936 года вызвал мощную волну протестов против британского правления. Повсеместно начались вооружённые стычки между английскими военными и египтянами. В них принимали участие и боевики «Братьев-мусульман», хотя лидеры движения держались в стороне от конфликта.

В 1952 году, на пике нестабильности, произошёл переворот под руководством Гамаля Абдель Насера. Монархия пала. «Братья-мусульмане» поддержали переворот, рассчитывая, что в благодарность новая власть поделится с ними местами в правительстве. Однако сердечные отношения между режимом «Свободных офицеров» и «Братьями-мусульманами» длились недолго: военный режим не желал делиться властью с движением, видя в них угрозу новому государству.

Сначала военные упразднили все политические группировки кроме «Братьев-мусульман». Насер, желая использовать их влияние в своих целях, пригласил их войти в «Союз освобождения» — первую политическую структуру, созданную новым государством. Но попытки кооптировать БМ оказались безуспешными, и тогда Насер решил уничтожить движение.

Началось с того, что Аль-Худайби начали всё чаще критиковать за то, что он превратил «Братьев-мусульман» в элитную группировку, которая занимается лишь озвучиванием политических заявлений, а также за авторитарный стиль руководства, проводимый с помощью лояльных ему людей. Но Аль-Худайби устоял. А «Братья-мусульмане» упразднили свое военизированное крыло, боевики которого были изгнаны из движения.

В 1954 году египетские власти решили, наконец, поставить «Братьев-мусульман» вне закона, обвинив их в заговоре с целью свержения правительства. По стране прокатилась волна арестов, арестовали и самого Аль-Худайби.

Но военный режим сам начал испытывать трудности из-за внутренней борьбы за власть между Насером и генералом Мухаммадом Нагибом, который стал первым президентом новой республики (1953–1954). Насеру удалось одержать верх только после того, как он заручился поддержкой Аль-Худайби — в обмен на обещание освободить всех арестованных членов «Братьев-мусульман» и легализовать движение.

Но правительство не выполнило своего обещания — многие арестованные так и остались в тюрьмах. Это сильно осложнило и без того непростые отношения между Насером и Аль-Худайби и позволило изгнанным было из движения боевикам вновь обрести влияние. «Братья-мусульмане» потребовали прекратить военное правление и вернуться к парламентской демократии. Тем временем Каир объявил о заключении нового соглашения с Лондоном по Суэцкому каналу, которое «Братья-мусульмане» во главе с Аль-Худайби подвергли критике, поскольку, по их мнению, оно делало Египет вассалом Великобритании.

Это привело к новым репрессиям против движения, которые сопровождались активной кампанией в прессе.

Тем временем боевики из секретного подразделения «Братьев-мусульман» окончательно вышли из-под контроля руководства движения. Свое изгнание из рядов движения они объявили изменой и решили противостоять режиму самостоятельно. Некоторые из них предположительно участвовали в попытке покушения на Насера в октябре 1954 года, что дало толчок для начала новой кампанию против движения. Тысячи членов движения, включая Аль-Худайби, были приговорены к длительным срокам заключения и подвергнуты пыткам.

В этот период возникла новая фигура, ставшая одним из главных идеологом движения. Это был Сайид Кутб, высокообразованный человек и гражданский служащий, присоединившийся к «Братьям-мусульманам». Кутб также отбыл длительный срок и подвергался пыткам, что только радикализировало его взгляды. Он написал множество трактатов, а один из них, названный «Вехи», стал исключительной по силе влияния работой — причём даже не столько внутри самого движения, сколько среди нового поколения более радикально настроенных исламистов.

Кутб был казнён в 1966 году по обвинению в попытке государственного переворота. Именно его идеи вдохновили первых джихадистов. Появилось новое поколение крайне радикальных исламистов, разочаровавшихся в идеях движения. Эти люди, основавшие первые в мире джихадистские ячейки, считали, что «Братья-мусульмане», которые воспринимали западные идеи, шли на компромисс и предавали таким образом принципы ислама. Радикализма им добавило поражение арабов в войне с Израилем 1967 года и формально объявленный в 1970-м отказ «Братьев-мусульман» от насилия.

Анвар Садат, пришедший к власти после смерти Насера в 1970 году, несколько облегчил положение «Братьев-мусульман», хотя и не отменил запрета на деятельность движения. Возможно, Садат пытался использовать их для сдерживания роста левых оппозиционных настроений.

После почти двух десятилетий репрессий со стороны государства «Братья-мусульмане» оказались в тени гораздо более радикальных группировок — «Тандхим аль-Джихад» и «Гамаа (Джамаа) аль-Исламийа», которые приобрели особое влияние в 1980–1990 годы. Значительную роль в усилении этих организаций сыграла помощь со стороны Саудовской Аравии, стремившейся к сдерживанию насеризма как светской националистической идеологии.

Все годы пребывания у власти Садата «Братья-мусульмане» пытались восстановить своё влияние. Богатая история помогла им сохранить статус основного исламистского движения, как, впрочем, организационную структуру и даже присутствие в гражданских институтах Египта. Они вернули себе утраченные позиции к концу 1990-х, когда наследнику режима Садата Хосни Мубараку удалось сокрушить джихадистские группы.

«Братья-мусульмане» прошли как через период монархии, так и новой республики. Всё это время они старались вести политическую деятельность в рамках закона, что, впрочем, удавалось далеко не всегда. Первый период репрессий против движения пришелся на конец 1940-х годов, второй — на середину 1950-х (время правления Насера) и третий на середину 1960-х, когда главным идеологом движения был Сайид Кутб.

 

"Братья-мусульмане" за пределами Египта

 

Первое отделение "Братьев-мусульман" вне Египта было создано в Сирии. В 1950-х годах представители движения даже получили место в парламенте, оставаясь в оппозиции к сирийским властям. В дальнейшем сирийские "Братья-мусульмане" значительно радикализовались: упоминалось, что движение было ответственно за ряд нападений на правительственные силы и организации в конце 70-х - начале 80-х годов. В 1982 году "Братья-мусульмане" организовали крупное восстание в городе Хама, жестоко подавленное сирийской армией (по разным данным, жертвами военной операции стали от 3 до 20 тысяч человек) - и это при том, что еще в июле 1980 года в Сирии был принят закон, в соответствии с которым членство в движении наказывалось смертью. В результате в начале 1980-х годов основные деятели движения бежали из страны. Наименование "Братья-мусульмане" в Сирии в дальнейшем использовалось для разрозненных антиправительственных групп, чье единство не было очевидно, но которые, однако, признавались главным врагом режима президента Хафеза Асада. Тем не менее, фактически деятельность "Братьев-мусульман" в Сирии была прекращена - несмотря на то, что из-за границы им продолжали поступать средства на благотворительные нужды (по некоторым сведениям, от одного до двух миллионов долларов в месяц). В апреле 2001 года, менее чем через год после того, как Хафез Асад умер, президентом страны стал его сын Башар Асад, и движение объявило о намерении возобновить политическую деятельность в Сирии. Весной 2011 года в стране начались массовые выступления против режима Асада, которые со временем переросли в гражданскую войну. Их с самого начала поддержало находившееся в изгнании руководство сирийских "Братьев-мусульман", и к маю 2012 года представители движения уже составляли большинство в руководстве оппозиционных сил, боровшихся с правительственными войсками.

Значительных успехов добились "Братья-мусульмане" в Иордании, где ветвь движения появилась еще в 1945 году. В 1952 году к власти в стране пришел король Хусейн. Он использовал движение в качестве "лояльной оппозиции", и в этих условиях иорданские "Братья-мусульмане" в 1960-х и 1970-х годах значительно усилили свое влияние в стране, создав сеть религиозных центров, мечетей и благотворительных учреждений. В середине 1980-х годов движение участвовало в протестных выступлениях, после чего ряд его лидеров были арестованы. В 1989 году Хусейн впервые за долгое время провел выборы, по результатам которых представители "Братьев-мусульман" получили в парламенте 22 места (по другим сведениям, 20 мест) из 80 и создали в крупнейшую фракцию. В 1992 году под эгидой "Братьев-мусульман" была создана партия "Исламский фронт действия", которая также неоднократно участвовала в парламентских выборах. В 1999 году король Хусейн умер, и иорданский престол занял его сын Абдалла; по сведениям СМИ, он также отнесся к "Братьям-мусульманам" настороженно. В 2007 году иорданские "Братья-мусульмане" открыли свои двери для христианского меньшинства и, подчеркнув свою толерантность, избрали в руководство "Исламского фронта действия" одного христианина. В 2010 году "Исламский фронт действия" бойкотировал выборы и лишился представительства в парламенте.

Заметного влияния "Братья-мусульмане" добились в Судане, где во второй половине 1970-х годов его представители заняли ряд высших государственных постов: в частности, в 1976 году лидер суданских "Братьев-мусульман" Рашид аль-Тахир (Al-Rashid al-Tahir) был назначен вице-президентом и премьер-министром при президенте Джафаре Мухаммеде Нимейри (Jaafar al-Nimeiri), а в 1979 году другой их лидер, Хасан аль-Тураби (Hassan al-Turabi), стал генеральным прокурором. В тот же период партия "Национальный исламский фронт", представлявшая "Братьев-мусульман", получила контроль над банковской системой Судана. В 1983 году Нимейри ввел в Судане шариатские законы, подготовленные при участии аль-Тураби. Но недоверие главы государства к лидеру суданских "Братьев-мусульман" сохранялось, и весной в 1985 года Нимейри снял аль-Тураби и его сторонников со своих постов и заключил в тюрьму. Однако уже через месяц после этого президент был свергнут в результате военного переворота, и аль-Тураби и его соратники вышли на свободу. Вскоре "Национальный исламский фронт" получил представительство в парламенте. Аль-Тураби с 1988 года был членом правительства, а в 1989 году, когда в результате нового переворота к власти в стране пришел Омар аль-Башир, лидер суданских "Братьев-мусульман" стал его советником, а в 1996 году - спикером суданского парламента. Отмечалось, что при этом аль-Тураби оказывал поддержку террористическим силам, в том числе лидеру "Аль-Каеды" Осаме бин Ладену [69], [75], который в 1991 году перебрался в Судан и укрепил связи с аль-Тураби, женившись на его племяннице. В 1999 году, после попытки парламента ограничить президентскую власть, аль-Башир распустил его. После этого аль-Тураби, находясь в оппозиции суданским властям, неоднократно оказывался в заключении.

Информация о работе Братья-мусульмане