Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 13:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение темы «Брачно-семейные отношения в международном частном праве».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера;
2) рассмотреть институт заключения брака; признание браков, заключенных за рубежом; консульские браки;
3) охарактеризовать правоотношения между супругами;
4) проанализировать расторжение брака в международном частном праве;
5) изучить правоотношения между родителями и детьми;
6) рассмотреть процесс усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми.
Введение
Тема данной работы «Брачно-семейные отношения в международном частном праве» является очень актуальной. Данная тема разработана такими авторами, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Дмитриева Г.К., Живарев В.Е. и другими учеными.
Брак - один из древнейших институтов частного, в том числе и международного частного права, в котором в наиболее очевидной форме сказываются юридические различия, присутствующие в правовой надстройке разных государств. Пожалуй, здесь, как нигде более, уместно вспомнить выражение Ш. Монтескье о том, что весьма редки случаи, когда законы одного государства могут подойти другому.
В современной жизни брак представляет собой свободный, равноправный и, в идеале, пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные, имущественные права и обязанности. Даже сегодня данный институт несет на себе печать исторических, экономических, этнографических, культурных, религиозных и иных особенностей, свойственных тому или иному обществу.
Целью данной работы является изучение темы «Брачно-семейные отношения в международном частном праве».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера;
2) рассмотреть институт заключения брака; признание браков, заключенных за рубежом; консульские браки;
3) охарактеризовать правоотношени
4) проанализировать расторжение брака в международном частном праве;
5) изучить правоотношения между родителями и детьми;
6) рассмотреть процесс усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми.
1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
Область брачно-семейных отношений частично входит в объект регулирования МЧП, так как эти отношения имеют не только гражданско-правовую, но и административно-правовую природу, а превалирующей в доктрине МЧП является позиция, согласно которой объектом МЧП могут быть только гражданско-правовые отношения международного характера. То есть отношения, выходящие за рамки гражданско-правовых, будут регулироваться нормами других отраслей права. Например, порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения книг государственной регистрации и другое. В РФ регламентация указанных отношений предусмотрена ФЗ «Об актах гражданского состояния» 1997 г.
К брачно-семейным отношениям в МЧП относят вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения режима имущества между супругами, регулирования алиментных обязательств, усыновления и другие отношения, имеющие международный характер1.
Характеризуя брачно-семейные отношения, нужно отметить такой признак, как преобладание в каждом государстве правовых норм, имеющих свои исторические и религиозные корни, наличие обычаев, традиций, правил вежливости, нравственных, моральных и бытовых норм (те социальные регуляторы, которые отражают специфику каждой народности и определенной общности людей). Это обстоятельство и является препятствием для унификации материальных и коллизионных норм в семейном праве.
Коллизии в правовом регулировании семейно-брачных отношений проявляются не только в правовых системах государств, где господствуют разные религии, но и в государствах с одинаковым вероисповеданием и правовыми системами одной «семьи». Различия проявляются практически во всех институтах семейного права. Например, в законодательстве большинства государств предусмотрены нормы, определяющие материальные условия для лиц, вступающих в брак, но содержание этих условий в законодательстве каждого государства имеет особенности. В РФ, например, условиями для заключения брака являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста (18 лет). В других государствах может быть установлен более низкий (более высокий) возрастной ценз.
В законодательстве некоторых государств (например, мусульманских) можно встретить следующие условия: учет разницы в возрасте между женихом и невестой, истечение определенного срока после смерти супруга для регистрации нового брака и другое. Что касается РФ, то помимо выше перечисленных условий в СК РФ имеется специальная статья, закрепляющая обстоятельства, препятствующие заключению брака (ст. 14). В их числе отсутствует необходимость получения согласия родителей, что является необходимым условием для регистрации брака во Франции в случае, если желающие вступить в брак не достигли 21 года.
Соблюдение материальных условий обеспечивает в будущем действительность брака. Каждое государство следит за выполнением его гражданами установленных правовых норм. Отсутствие единообразия в содержании понятия материальных условий порождает в последующем «хромающие браки» - браки, признаваемые в одном государстве и не признаваемые в другом. Существование в брачно-семейной области «хромающих отношений» неразрывно связано и обусловлено коллизионной проблемой, которую трудно решить. Но в семейном праве государства предпринимали и предпринимают попытки унифицировать отдельные институты. Например, принятие в 1902-1905 гг. серии Гаагских конвенций: о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершеннолетними, попечительстве над совершеннолетними. Сам факт появления в начале XX столетия данных конвенций имел огромное значение. Затем появились другие Гаагские конвенции: о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г.; о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.; о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.; о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.; о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г. Универсальная унификация не стала эффективным регулятором брачно-семейных отношений международного характера, а результативнее оказалась региональная унификация. Одной из первых стала унификация стран Латинской Америки, завершившаяся принятием в 1928 г. Кодекса Бустаманте (унификации коллизионного права). Вопросам семейного права в нем посвящены специальные главы2.
Между государствами - членами СНГ унификация коллизионных норм семейного права была осуществлена в результате принятия в 1993 г. Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Излишне сравнивать количество международных материальных и коллизионных норм, принятых в области брачно-семейных отношений. Унификация семейного права ограничивается в основном созданием коллизионных норм. Материальных международных норм в области брачно-семейных отношений принято мало.
В 1980-1990 гг. были приняты следующие конвенции: Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. Первые две из выше перечисленных рассматриваются при изучении подотрасли международного публичного права «Права человека». То есть из-за тесного переплетения публичных и частных отношений четкой дифференциации конвенций на источники международного публичного и МЧП не существует.
Что касается участия РФ в унификации семейного права, то помимо Конвенции стран СНГ 1993 г. и принятого Протокола к этой Конвенции 1997 г., РФ является участницей около 20 двусторонних международных договоров о правовой помощи, в которых имеются разделы, регулирующие брачно-семейные отношения международного характера.
2. Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки
Основной коллизионной нормой в области формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается, - lex loci celebrationis. Например, ст. 156 СК РФ устанавливает: «Форма и порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ»3. Наряду с этим в РФ признаются браки между иностранными гражданами, совершенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Браки же граждан России и браки между российскими гражданами и иностранцами или лицами без гражданства, заключенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они были заключены, будут считаться действительными, в том числе и с точки зрения формы, если при этом не были нарушены требования ст. 14 СК РФ (ст. 158). Польский закон о международном частном праве от 12 ноября 1965 г. также исходит из принципа: «Форма заключения брака определяется законом государства, в котором заключается брака» (§ 1 ст. 15).
Формула lex loci celebrationis применительно к форме брака закреплена во всех двусторонних договорах о правовой помощи, связывающих РФ и другие государства (Грузию, Латвию, Эстонию, Польшу, и другие).
Интересным и важным документом определяющим, что форма брака подчиняется закону места его заключения, является Кодекс Бустаманте, устанавливающий: «Брак будет считаться везде действительным в отношении его формы, если он был заключен в той форме, которая признается действительной законами страны, где он заключен. Однако государства, законодательство которых требует совершения религиозного обряда, могут отказать в признании действительным браков, заключенных их гражданами за границей без соблюдения этой формы» (ст. 41).
По-разному подходят к выбору права, подлежащего применению для обстоятельств, характеризующих форму брака, и к его материальным условиям. Принцип регулирования коллизий в брачных отношениях lex loci celebrationis применяется к отношениям формы, но не к существу4. Например, Венгрия (другие страны континентальной Европы) определяют действительность брака с точки зрения его существа по закону гражданства или домицилия вступающих в брак. Южно-Африканская Республика, страны Латинской Америки, некоторые из штатов США используют правила о том, чтобы заключаемые на их территории смешанные браки удовлетворяли основным требованиям местных законов, отдавая часть регулирования личному закону. Некоторые остаются на позициях закона места совершения брачного обряда (КНР). Ст. 147 Общих принципов обязательственного права Китая, касаясь смешанных браков, устанавливает, что юридическая действительность брака определяется по закону места его заключения.
Институт брака связан с культурой, историей, экономикой и политикой страны. Закон определенной страны лучшим образом подходит для регулирования брака ее граждан. То есть в отношении материальных условий определяющим является личный закон. «Если оба лица, вступающие в брак, являются иностранцами, то брак может быть заключен ими в соответствии с испанским законодательством или в соответствии с личным законом любого из них» (ст. 50 ГК Испании). В РФ регистрируются браки между российскими гражданами и иностранцами, между иностранцами, в том числе между гражданами разных государств на основе коллизионных принципов закона гражданства для лиц, являющихся гражданами какого-либо государства, и закона постоянного места жительства (домицилия) - для лиц без гражданства. Согласно п. 2 ст. 156 СК РФ «условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо в момент заключения брака». То есть условия заключения браков с иностранными гражданами определяются для лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Должны быть соблюдены и требования семейного законодательства РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ), как закона места совершения брачной церемонии (lex loci celebrationis). Это явление получило название в доктрине МЧП кумуляции коллизионных привязок. Сходное решение закреплено в правовом регулировании стран, подписавших и ратифицировавших Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях от 22 января 1993 г., а также соглашения о правовой помощи (Беларуси, Украины, Латвии, Эстонии и других стран).
Возникает вопрос: каковы предпосылки действительности в России браков, заключенных за рубежом? Отвечая на этот вопрос, надлежит руководствоваться ст. 159 СК РФ, согласно которой: «Недействительность брака, заключенного на территории РФ или за пределами РФ, определяется законодательством, которое в соответствии со ст. 156 (заключение брака на территории РФ) и 158 (признание браков, заключенных за пределами территории РФ) СК РФ применялось при заключении брака».
Подчинение вопросов действительности брака личному закону вступающих в брак лиц является важной тенденцией коллизионно-правового регулирования семейных отношений в части заключения брака. Раньше во многих странах, в том числе и в РФ, преобладала «территориальная» привязка (прикрепление отношения к закону места совершения брака).
Часто вопросы признания действительности заключенных иностранных, «смешанных» браков зависят от положений брачно-семейного права, имеющих оговорку о публичном порядке. Так, мусульманское право запрещает браки между мусульманами и немусульманами. Право Америки и Европы, Азии не принимает во внимание препятствия для заключения брака, хоть и существующие в личном законе вступающих в брак, которые устанавливаются иностранным правопорядком по религиозному или расовому признаку.
Браки могут совершаться в органах регистрации актов гражданского состояния и в дипломатических (консульских) учреждениях стран. Браки, совершенные в данных представительствах, именуются «консульскими». В РФ (ст. 157 СК РФ) браки между иностранными гражданами, совершенные на территории РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государств, назначивших консула или посла5.
Консульские конвенции, заключенные РФ с другими странами, разрешают регистрацию консулом браков граждан своей страны. Консул имеет право регистрировать брак согласно закону представляемого им государства. Местные органы уведомляются о произведенной регистрации брака. Для того чтобы иметь возможность заключения, действительности, признания консульских браков, совершенных на территории государства нахождения консула, между гражданами страны, направившей консула, и гражданами страны аккредитации консула (и гражданами третьего государства), необходимо наличие в консульской конвенции предусмотренного на то согласия договаривающихся стран. Категория консульских браков иногда может порождать некоторые нетипичные обстоятельства юридического порядка. Так, в РФ, когда граждане имеют два вида паспорта (общегражданский и заграничный) заключение в консульском учреждении брака гражданами РФ по предъявлению заграничного паспорта сопровождается выдачей документа о заключении брака, но не проставлением штампа в паспорте (что имеет место при заключении брака в органах ЗАГС). То есть супруги, вернувшись в РФ, должны обратиться в органы ЗАГС для соответствующего «завершения» его оформления.
Информация о работе Брачно-семейные отношения в международном частном праве