Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 08:05, задача
Российское АО обратилось в арбитражный суд РФ с иском к британской фирме, которая в одностороннем порядке изменила ассортимент поставляемой продукции и тем самым нарушила договор международной купли-продажи. Истец ссылался на нормы Гражданского кодекса РФ, в то время как ответчик обосновывал свои возражения положениями Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
Определите применимое право и разрешите спор, учитывая, что стороны выбрали в качестве такового российское право, а Великобритания не участвует в Венской конвенции.
Задача 1
Российское АО обратилось в арбитражный суд РФ с иском к британской фирме, которая в одностороннем порядке изменила ассортимент поставляемой продукции и тем самым нарушила договор международной купли-продажи. Истец ссылался на нормы Гражданского кодекса РФ, в то время как ответчик обосновывал свои возражения положениями Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
Определите применимое право и разрешите спор, учитывая, что стороны выбрали в качестве такового российское право, а Великобритания не участвует в Венской конвенции.
Решение: Каждая сделка купли-продажи товаров, заключаемая сторонами из различных государств, имеет самостоятельное юридическое значение. Права и обязанности сторон, содержание сделки устанавливаются по соглашению между сторонами. Поэтому особо важное значение имеют на практике точное и четкое формулирование условий сделки, в том числе и определение ответственности сторон. Существенные различия в нормах национального законодательства, а также трудности в определении права, подлежащего применению к сделкам, приводят к стремлению партнеров регламентировать свои отношения как можно подробнее в самом контракте. Это, в свою очередь, ведет к усложнению переговоров о заключении контрактов.
Указанными обстоятельствами в значительной степени объясняется тенденция создания унифицированных материально-правовых норм в области международной купли-продажи.
Такая унификация может осуществляться путем введения в национальное законодательство нормативных положений, разработанных в рамках международных договоров; формирования модельных и единообразных законов; выработки различных типовых договоров; формулирования международными организациями сложившихся торговых обычаев в виде так называемых торговых терминов.
Принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров, способствует устранению правовых барьеров в международной торговле и содействует ее развитию. Для российских организаций, заключающих сделки с иностранными контрагентами, особо важное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (см. гл. 2), разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и принятая на конференции в Вене (Венская конвенция 1980 г.).
Конвенция подлежит применению в случаях, предусмотренных в ней: во-первых, когда коммерческие предприятия сторон контракта находятся в разных государствах - участниках Конвенции; во-вторых, когда в силу коллизионной нормы надлежащим правом контракта признается право государства-участника, даже если коммерческое предприятие одной из сторон контракта (или обеих сторон) не находится в государствах-участниках.
Конвенция 1980 г. разрешает сторонам исключать применение к их договору Конвенции в целом. Кроме того, нормы Конвенции, как общее правило, носят диспозитивный характер. Но если в контракте не оговорено, что стороны согласились на применение к их контракту каких-либо иных положений или что стороны по конкретному вопросу договорились иначе, тогда к соответствующим отношениям будут применяться положения Конвенции.
В Информационном письме Президиума ВАС от 16 февраля 1998 г., в котором помещен обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц, приведено следующее дело. Российское акционерное общество обратилось с иском в арбитражный суд РФ к болгарской фирме. Стороны выбрали в качестве применимого права российское право. Истец ссылался на нормы ГК РФ, а ответчик обосновывал свои возражения положениями Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. При разрешении спора по существу арбитражный суд исходил из того, что выбор сторонами российского права в качестве права, регулирующего отношение по сделке, означает выбор российской правовой системы, а не отдельных законов, регулирующих соответствующие отношения сторон. Сославшись на ч.4 ст.15 Конституции РФ и п.1 ст.7 ГК РФ, предусматривающие, что договоры являются составной частью ее правовой системы, суд применил нормы международного договора.
В той части Конвенции, которая регулирует собственно отношения сторон по договору международной купли-продажи товара, определяются обязательства продавца, в частности, касающиеся поставки товара и передачи документов, количества и качества товаров, а также обязательства покупателя, в том числе относительно цен и принятия поставки. Качество проданного товара, если оно не определено заключенным договором, должно делать его пригодным для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется. Срок исполнения определяется договором. Принятие досрочно поставленного товара зависит от усмотрения покупателя. Конвенция регулирует средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом или покупателем, содержит нормы о переходе риска.
В отдельную главу Конвенции выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней решаются вопросы предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм и т.п.
Наиболее важной особенностью Венской конвенции 1980 г. является введение понятия "существенное нарушение договоров", которое имеет место, если допущенное нарушение влечет такой вред для другой стороны, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать на основании договора. При наличии существенного нарушения покупатель может требовать замены поставленного товара (а не устранения дефектов). Допускается также отказ от договора. Кроме того, Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение обязательств, если после заключения договора становится ясно, что другая сторона не исполнит значительной части обязательств.
Общей формой ответственности в случае нарушения обязательств по договору купли-продажи, согласно Венской конвенции, является требование о возмещении убытков, включая упущенную выгоду. Условие о неустойке, например за просрочку исполнения, должно оговариваться в договоре. Возмещаемые убытки не могут превышать ущерб, который нарушившая сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора. Ответственность не наступает, если обязанная сторона докажет, что нарушение договора было вызвано "препятствием вне ее контроля". Эта формула понимается в комментариях к Венской конвенции как возлагающая ответственность независимо от наличия вины.
Наиболее часто МКАС шел по пути субсидиарного применения российского законодательства по вопросам, не разрешенным в Венской конвенции. Иными словами, российское право применялось дополнительно, в частности, на основании договоренности об этом сторон или же на основании коллизионных норм российского законодательства.
По условию задачи стороны выбрали российское право, следовательно, согласно применяются не отдельные нормы российского законодательства, а система российского законодательства. Обратимся к «Гражданскому кодексу» РФ, статье 454, в которой договор купли-продажи определен, как:
1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
2. К купле-продаже ценных бумаг
и валютных ценностей
3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
4. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.
5. К отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
А, в статье 467 ГК РФ четко обозначены требования к ассортименту товара:
1. Если по договору купли-
2. Если ассортимент в договоре купли-продажи не определен и в договоре не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора.
Таким образом, исходя из смысла закона, продавец не может в одностороннем порядке изменить ассортимент товара. Т.е. в российском законодательстве относительно договорного права закреплено, что условия договора должны выполняться обеими сторонами, одностороннее изменение условий договора (по общему правилу) недопустимо.
Примерно те же нормы поддерживает и Венская конвенция, в частности относительно ассортимента в Венской конвенции определено: «поставляемый продавцом товар должен соответствовать требованиям договора "по качеству, количеству и описанию».
В Венской конвенции относительно международного договора купли-продажи указывается следующее:
1. Понятие договора международной купли-продажи
Договор международной купли-продажи является наиболее широко распространенным видом внешнеторговых сделок.
Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. понимает под такими договорами соглашения о купле-продаже товаров "между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах:
А) когда эти государства являются Договаривающимися государствами; или
Б) когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося государства.
По сути дела в ct.1 Конвенции назван тот критерий, который позволяет считать сделку купли-продажи международной с точки зрения Конвенции. Следовательно, если коммерческие предприятия сторон договора купли-продажи расположены в одном и том же государстве, то такой договор не признается международным и не попадает в сферу действий Конвенции.
Кроме того, из По 2 ст.1 Конвенции вытекает, что одного лишь факта нахождения коммерческих предприятий сторон в разных государствах для ее применения недостаточно. Важное значение имеет и субъективный фактор, а именно - осведомленность обоих контрагентов об этом факте не позднее чем на момент заключения договора.
Помимо места нахождения коммерческих предприятий в разных странах, важное значение имеет и то, что договор международной купли-продажи должен быть связан с государствами-членами Конвенции. Конвенция по сути становится частью права страны, которая участвует в Конвенции. Поэтому, если коммерческие пред» приятия продавца и покупателя расположены в разных странах, одна или обе из которых не участвуют в Конвенции, а применимые коллизионные нормы отсылают к праву государства-члена Конвенции, то ее предписания будут регулировать такой договор купли-продажи.
Вместе с тем, как следует из ст.2 Конвенции, ее действие не распространяется на куплю-продажу:
- товаров, приобретенных "для личного,
семейного или домашнего
- товаров с аукциона;
- в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона;
- фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег;
- судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; - электроэнергии.
Таким образом, договор международной купли-продажи -это договор между коммерческими предприятиями различных государств, согласно которому продавец обязуется передать товар /за исключением вышеперечисленных/ в собственность покупателю, а покупатель - принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Каждая сделка международной купли-продажи имеет самостоятельное юридическое значение. Права и обязанности сторон по ней, содержание сделки устанавливаются по соглашению между сторонами, поэтому на практике точная и четкая формулировка условий сделки и ответственности сторон по ней имеет особо важное значение.
Обязательства продавца по договорам международной купли-продажи, в частности касающиеся поставки товара и передачи документов, количества и качества товаров, а также обязательства покупателя, в том числе относительно цен и принятия товаров определяются в части Ш "Купля-продажа товаров" Венской конвенции ООН 1980 г.
В Конвенции говорится, что продавец обязан поставить товар /ст. 30/ к оговоренной в договоре дате или в течение определенного времени /ст. 33/, передать относящиеся к товару документы и право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и настоящей Конвенции. Кроме того, поставляемый продавцом товар должен соответствовать требованиям договора "по качеству, количеству и описанию" и иметь "такую тару или упаковку, которая требуется по договору". /Ст.35/
В соответствии со ст. 36 Венской конвенции "продавец несет ответственность по договору и по настоящей Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее." Продавец несет также ответственность за любое несоответствие, которое является следствием нарушения любого его обязательства, включая все данные гарантий. /Подобная гарантия, как правило, состоит в том, что поставленный товар в течение определенного срока будет оставаться пригодным для обычных целей или каких-нибудь конкретных целей, либо сохранять необходимые качества или свойства./ В то же время продавец не несет ответственности за любое несоответствие товара, если во время заключения договора покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии /ч.3 ст.35/.