Территория в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Территория в международном праве.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)


1 Территория в международном  праве

 

В широком смысле слова  под территорией в международном  праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. По основным видам правового режима вся территория подразделяется на три типа: 1) государственная территория; 2) территории с международным режимом; 3) территории со смешанным режимом [3, с. 122].

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

К территориям с международным  режимом относятся лежащие за пределами государственной территории пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Открытое море — это обширные пространства Мирового океана, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. Международно-правовой режим открытого моря определяется множеством норм международных договоров и международно-правовых обычаев, которые регулируют отношения государств по поводу открытого моря и устанавливают правила его использования в целях судоходства, рыболовства и т.п. Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря, обусловленный особыми климатическими условиями Северного Ледовитого океана и особыми интересами прибрежных государств в северных водах.

К территориям со смешанным режимом  относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и исключительной экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется международным правом, в частности Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В пределах своих прав каждое государство издает законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности.  В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года. Согласно этому Договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится  за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие в правовых решениях этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей. К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся: 1) морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; 2) воды портов; 3) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы. Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года, не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также  входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

В пределах своей территории государство  осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств. В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:

—   власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории;

—   государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;

—   в пределах государственной  территории исключается публичная власть любого другого государства;

—   высшая власть государства  осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;

—   юрисдикция государства в  отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);

—   земля и природные ресурсы  государства не могут использоваться другими государствами  без ясно выраженного согласия территориального суверена.

Вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Территориальное верховенство не исключает, поскольку государство на это согласно, некоторых изъятий из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных граждан на всей государственной территории или действия иностранного законодательства в определенных районах на его территории. Такое согласие может быть выражено во внутреннем законе или в международном договоре [2, с. 136].

Территориальное верховенство выражается также в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международными договорами не установлено иное. И если действие законов одного государства может распространяться за пределы его территории, то применение средств властного принуждения ограничено, как правило, лишь собственной территорией. Никакое государство не вправе применять свои средства властного принуждения на территории иностранного государства.

Территориальное верховенство включает в себя, естественно, и юрисдикцию государства, то есть права судебных и административных органов по рассмотрению и разрешению всех дел на данной территории в соответствии с компетенцией этих органов. Понятие территориального верховенства гораздо шире понятия юрисдикции, поскольку оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. Но в то время как полная и исключительная власть государства ограничена пределами его территории, юрисдикция государства в ряде случаев распространяется за пределы его территории.

Согласно международному праву, юрисдикция государства распространяется на лиц, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной, повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и, соответственно, природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Государственная территория, в частности земля с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство в иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов. Иностранные государства и лица должны уважать юридическую принадлежность природных ресурсов территориальному суверену и его право регулировать использование этих ресурсов по своему усмотрению. Все эти положения подтверждались в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно суверенитета государств над их природными ресурсами [4, с. 107].

Одна из юридических  форм выдачи разрешения на эксплуатацию природных ресурсов — это концессионные соглашения между территориальным сувереном и иностранными юридическими лицами. Условия таких соглашений определяются территориальным сувереном в соответствии с его законодательством. Как правило, иностранные юридические и физические лица наделяются ограниченными правами пользования на определенный срок и за определенную плату.

Иные условия возникают  при международно-правовой аренде территории, когда одно государство передает другому на основании договора между ними права владения и пользования определенным участком территории в определенных целях на оговоренный срок и за согласованную плату. В этих случаях арендованный участок хотя и продолжает оставаться государственной территорией государства-арендодателя, государство-арендатор может осуществлять в его пределах свою юрисдикцию в соответствии с соглашением об аренде. На подобных условиях СССР по Договору 1962 года передал Финляндии в пользование на основе аренды советскую часть Сайменского канала.

Говоря о том, что территория принадлежит тому государству, в  пределах границ которого она находится, следует иметь в виду, что речь идет о принадлежности в международно-правовом отношении. В этом плане под государством как субъектом этих отношений понимается политическая организация власти и населения данной страны. Именно этому субъекту международного права принадлежит его территория, причем имеется в виду не просто фактическая, а юридическая принадлежность. Из этого исходят международные соглашения сопредельных стран по пограничным вопросам. Особенно ярко проблема юридической принадлежности проявляется в территориальном споре, где речь идет именно о юридической принадлежности территории, а не о фактическом владении ею. Юридический характер принадлежности государственной территории вообще невозможно отрицать, ибо это означало бы отрицание самого права и обосновывало бы принадлежность территории фактическим захватом. А последнее как раз и запрещено международным правом.

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость.

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках — по тальвегу (линии наибольших глубин) или по середине главного фарватера, на несудоходных — по середине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема [5, с. 139].

Информация о работе Территория в международном праве