Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:29, контрольная работа
Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, то есть прав и обязанностей, возникающих у лица (в собирательном смысле) в результате распространения на него действия каких-либо норм международного права либо индивидуальных предписаний, дозволений и запретов, содержащихся в международно-правовых актах. Это также лицо, подчиняющееся прямому действию упомянутых норм, предписаний, дозволений и запретов, или, иными словами, лицо, поведение которого прямо регулируется международным правом. Соответственно, оно вступает или может вступать в международные правоотношения.[2, с. 150]
Рег. № ______
_____________
(дата)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Международное публичное право»
ТЕМА: СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
(ВАРИАНТ № 1)
Работа ___________________ |
Выполнила |
к защите |
студентка 23 –ЮР группы |
«____» _____________201__г. |
заочной формы обучения |
Мойсеева Виктория Александровна | |
________________________ |
№ зачетной книжки |
(подпись) |
1211013051 |
Витебск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, то есть прав и обязанностей, возникающих у лица (в собирательном смысле) в результате распространения на него действия каких-либо норм международного права либо индивидуальных предписаний, дозволений и запретов, содержащихся в международно-правовых актах. Это также лицо, подчиняющееся прямому действию упомянутых норм, предписаний, дозволений и запретов, или, иными словами, лицо, поведение которого прямо регулируется международным правом. Соответственно, оно вступает или может вступать в международные правоотношения.[2, с. 150]
По существу, все указанные характеристики субъекта международного права подчёркивают различные стороны одного и того же явления – международной правосубъектности, которая означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных правоотношениях.
Первичных участников межгосударственных отношений и, следовательно, первичных субъектов международного права никто не создаёт в качестве таковых.
Производные субъекты международного права создаются первичными. Объём их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государственно-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Как правило, правоспособность производных субъектов международного права определяется международными договорами.
Реально производной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях.
Международные отношения являются предметом международного права, это то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения.
В международном праве выделяют следующие виды международных отношений по кругу субъектов:
На основании данной классификации можно выделить следующие виды субъектов международного права:
Государство как первичный и типичный субъект международного права обладает таким непременным и имманентным свойством, как государственный суверенитет.
Каждое государство как субъект международного права имеет основные права и несёт основные обязанности в качестве участника межгосударственного общения. Эти права и обязанности присущи любому государству, составляют ядро международной правоспособности государства, вытекают из основных принципов международного права и неразрывно друг с другом связаны.
Общепризнанного перечня основных прав и обязанностей государств не существует. Нормативное закрепление такие права и обязанности получили лишь в межамериканской системе. Неоднократно предпринимавшиеся попытки сформулировать их на доктринальном уровне не помогли сложиться единому взгляду на то, какие именно права и обязанности государств должны быть отнесены к основным.
Исходя из ориентиров, которые дают доктрина, практика и основные принципы международного права, можно выделить приблизительно следующие основные права и обязанности государств.
Основные права государств: право на суверенное равенство во взаимоотношениях с другими государствами; равноправие государств; право на независимость, территориальное верховенство и свободное осуществление всех своих законных прав; право ограждать свою самостоятельность при решении вопросов, входящих в сферу внутренней компетенции; право на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооружённого нападения со стороны другого государства или государств; право на защиту своих граждан за рубежом; право оказывать содействие осуществлению во всём мире прав человека и основных свобод; право на сотрудничество с другими членами международного сообщества. [2, с. 160]
Основные обязанности государств: уважать суверенитет других государств; не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств; уважать территориальную целостность и неприкосновенность других государств; воздерживаться от присвоения каких-либо территорий, находящихся за пределами территориального верховенства государств; решать международные споры, в которых оно участвует, а также международные конфликтные ситуации, в которые оно вовлечено, мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или иным образом, не совместимым с международным правом; поддерживать индивидуально и совместно с другими государствами международный мир и безопасность; уважать право народов на самоопределение; уважать права человека и основные свободы; добросовестно выполнять свои международные обязательства; заботиться об охране окружающей среды. [2, с. 161]
Хотя право на самоопределение признаётся международным сообществом за всеми нациями и народами, не каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за своё освобождение и создавшие определённые властные структуры, объединённые единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права. Практически такими структурами являются вооружённые отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командование, которое чаще всего одновременно выступает и как политическое руководство. [2, с. 161]
Основным носителем суверенитета является народ, который, соответственно, выступает в качестве субъекта международного права.
Понятие «народ» в термине «самоопределение народов», используемом в ст. I Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо ещё не сложившимся в нацию. [2, с. 162] Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определённая экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая своё единство.
В ряде международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970 г., Венская декларация 1993 г и Программа действий 1993 г.), отмечается, что этот принцип не должен истолковываться в ущерб территориальной целостности и политическому единству государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех слоёв населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации. [2, с. 162]
К государственно-подобным образованиям в первую очередь относятся так называемые вольные города. Это – обобщённое понятие. Данный термин применяется не только к городам, но и к определённым районам. В одном случае соответствующее образование называли вольным городом, в другом – свободной территорией или зоной (например, Вольный город Данциг в период 1920-1939 гг., Свободная территория Триест).
В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряжённости, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории.
Определённую специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана. Внешне Ватикан (Святой престол) обладает почти всеми атрибутами государства: небольшой территорией, органами власти и т.п. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан не государство в социальном смысле как механизм управления определённым обществом, им порождённый и его представляющий. Скорее, он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что, он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права.
Международные учреждения включают как классические межправительственные организации (ООН, АС и т.д.), состоящие из создавших их государств, так и межгосударственные механизмы и органы, члены которых действуют в личном качестве (международные арбитражи, комитеты, группы экспертов и т.п.). Временным международным учреждением можно считать межправительственную конференцию.
Международное учреждение приобретает международную правосубъектность в соответствии с учредительным договором. Договор в этом случае должен наделять его определённой международной правоспособностью, то есть правом выступать в международных отношениях от собственного имени, заключать международные договоры с государствами и межправительственными организациями, принимать решения от собственного имени (например, собственные правила процедуры, резолюции конференции, решения международного арбитража). Решения органов международных организаций, принимаемые ими от своего имени, – проявление международной правосубъектности организации в целом. [2, с. 164]
В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права.
Широко распространена точка зрения, согласно которой в международном праве нет запретов наделять индивидов международной правосубъектностью, и решение этого вопроса определяется намерением договаривающихся государств. Обычно наличие у индивидов международной правосубъектности связывают с предоставлением им возможности прямого доступа в международные органы в качестве петиционеров, истцов, ответчиков и т.д.
В отечественной доктрине преобладает другая точка зрения, суть которой сводится к тому, что индивиды объективно не могут быть участниками межвластных, межгосударственных отношений и тем самым субъектами международного права. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные органы связана с растущим стремлением к защите прав человека с помощью международных механизмов. Сам по себе такой доступ не превращает их в субъектов международного права, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационными средствами. [2, с. 164]
Итак, субъекты международного права – это лица, поведение которых прямо регулируется международным правом. Они вступают или могут вступать в международные правоотношения.