Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 00:54, реферат
Понятие Организации Объединенных Наций и место в ней Совета Безопасности. Основы деятельности и компетенцию Совета Безопасности ООН. Роль Совета по поддержанию международного мира и безопасности.
Введение_________________________________________________________3.
Глава 1. Организация Объединенных Наций___________________________4.
Глава 2. Совет Безопасности ООН____________________________________5.
2.1. Состав Совета безопасности ООН___________________________5.
2.2. Функционирование Совета Безопасности ООН________________7.
2.3. Значимость Совета Безопасности ___________________________11.
Заключение_______________________________________________________15.
Список литературы________________________________________________17.
- раннее предупреждение, находящееся в тесной зависимости от действий по установлению фактов;
- превентивное развертывание необходимых средств и сил, создающее барьер между противниками и способствующее восстановлению диалога и привлечению посредников;
- создание демилитаризованных зон, позволяющее предотвратить ведение боевых действий, если, несмотря на все попытки примирить противников, таковые будут иметь место, в местах наибольшего скопления гражданского населения и гражданских объектов.
Меры превентивной дипломатии, их эффективное осуществление во многом зависят от деятельности региональных соглашений и организаций, их участия на самой ранней стадии возникновения предконфликтной ситуации. Устав ООН, как известно, содержит положения о привлечении региональных организаций к разрешению вопросов, связанных с поддержанием международного мира и безопасности (Гл. VIII), которые долгое время находились в тени и лишь теперь подверглись анализу. Хотя очевидно, что при возникновении очага напряженности в том или ином регионе именно соответствующая региональная организация способна принять самое действенное участие в урегулировании конфликта на начальной стадии, опираясь на знание обстановки, политического климата и расклада сил в регионе .
Существует множество причин, которые привели к тому, что вопрос о придании Совету Безопасности большего веса и влияния рассматривается именно на данном этапе истории ООН. После распада биполярной системы и возрождения сотрудничества внутри Совета между Российской Федерацией и Соединенными Штатами начался своего рода «renaissance» в деле использования ООН в качестве инструмента многостороннего сотрудничества в вопросах внешней политики государств-членов. Разрушение барьеров, установленных «холодной войной», породило новый подход к сотрудничеству и координации действий на подиуме Организации. Совет Безопасности, как орган, непосредственно ответственный за стабильность на Земле, оказался на переднем плане в процессе принятия важнейших решений по урегулированию региональных кризисов и конфликтов.
2.3. Значимость Совета Безопасности.
Последние годы стали временем, когда Совет впервые начал реально работать как коллективный орган, действующий в вопросах поддержания мира от имени всех членов Организации. Важнейшим политическим элементом этого периода является достижение согласованности в действиях всех постоянных членов СБ ООН.
На основе широкого толкования Устава ООН Совет Безопасности в этот период принял ряд решений, ставших важными прецедентами для его дальнейшего функционирования. К числу таких решений можно со всей определенностью отнести создание югославского и руандийского трибуналов, решительные действия во время ирако-кувейтского конфликта (вопрос о правомерности действий Совета Безопасности в этом случае все еще широко дискутируется, однако, сомнений в том, что эта акция продемонстрировала способность Совета к оперативному реагированию, ни у кого из комментаторов не вызывает), активное участие в разрешении камбоджийского кризиса, «дело Локерби» и целый ряд других. В 90-е годы заметно возросло количество операций по поддержанию мира (если за период с 1945 по 1987 гг. Организацией Объединенных Наций было учреждено 13 специализированных структур по поддержанию мира в том или ином регионе, но в течение 1989-1995 гг. СБ санкционировал развертывание более двадцати подобных организаций), учрежден ряд комитетов по санкциям.
Как следствие этих новых тенденций начало происходить вторжение Совета Безопасности в те аспекты деятельности, которые раньше считались сугубо внутренним делом государства: создание трибуналов ad hoc как вторжение в сферу уголовной юрисдикции и правосудия государства на его собственной территории; передача такой юрисдикции международному сообществу без согласия соответствующего государства; принятие обязательных для государств решений о выдаче их граждан иностранному государству (Ливия, Судан) или об их передаче Международному уголовному трибуналу (Югославия, Руанда); требования об отмене ряда законодательных актов (Хорватия).
Вместе с тем активность СБ ООН в новых условиях натолкнулась на серьезные препятствия в результате событий, произошедших в 1999 г. Виной тому - действия Североатлантического альянса в отношении СРЮ. Мировому сообществу стоило большого труда вернуть ситуацию в русло политического диалога.
Важно отметить появление в деятельности Совета Безопасности тенденции к выдвижению на первый план применения различных средств превентивной дипломатии по сравнению с преимущественно разделительной функцией прежних операций, обеспечивавших лишь прекращение огня и установление перемирия Аннан К. Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы. Доклад Генерального секретаря на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Док. UN. A/51/950. С. 22.. Все большее внимание уделяется добрым услугам, посредничеству, установлению фактических обстоятельств конфликтов и споров, организации и проведению переговоров и консультаций, содействию диалогу между сторонами в конфликте. В качестве полезного прецедента таких усилий можно, например, отметить Силы превентивного развертывания в Македонии.
В области поддержания мира произошли существенные подвижки в плане достижения четкого взаимопонимания заинтересованных государств-членов в отношении того персонала и имущества, которые они будут поддерживать на согласованном уровне готовности для проведения операций по поддержанию мира Роль Организации Объединенных Наций в поддержании международного мира и безопасности.
Вместе с тем, в последние годы ситуация в мире резко усложнилась, и на передний план порой выступают не международные, а внутригосударственные конфликты и кризисы, которые нередко своими масштабами и глубиной способны оказать значительное дестабилизирующее влияние на обстановку во всем регионе и вылиться в полноценный межгосударственный конфликт. В этой связи вполне закономерно возникает вопрос об адекватности существующих средств мирного разрешения споров такой ситуации, в которой превалируют «конфликты нового поколения».
Известные традиционные средства урегулирования споров ориентированы прежде всего на предотвращение или разрешение преимущественно межгосударственных конфликтов, хотя в ряде случаев могут проецироваться и на иные ситуации. За исключением операций Совета Безопасности, являющихся в соответствии с Уставом ООН (ст. 41-42) той «последней каплей», когда исчерпаны все остальные средства, обычные конфликтные ситуации, как правило, требуют достижения согласия всех сторон в споре для задействования сил и средств ООН, поэтому их эффективное использование в межгосударственных конфликтах нередко бывает затруднено. Ситуация усугубляется, когда конфликт возникает и локализуется в рамках одного государства и формально считается его внутренним делом. В новых условиях речь, видимо, должна идти как об адаптации традиционных методов и средств к новым реалиям, так и о выработке иных подходов к урегулированию споров и предотвращению конфликтов в таких обстоятельствах, когда внутренние трения приобретают размеры, способные представить собой реальную угрозу международному миру и безопасности или, более того, привести к их нарушению.
Ответ на этот вопрос снова дает практика Совета Безопасности последних лет. В его деятельности появляется принципиально новый элемент - принуждение к миру (peace-enforcement). Соответственно возникает тенденция придания операциям ООН комплексного «многопрофильного» характера, существенно отличающегося от прежних операций по поддержанию мира. Естественно, при этом обостряется необходимость в достижении ясного и четкого определения мандата сил ООН в каждом конкретном случае. Хотя cт. 34 Устава ООН предусмотрено, что «Совет Безопасности может расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор», до настоящего времени СБ недостаточно использовал эти возможности. В большинстве случаев он не делал ничего до тех пор, пока конфликт не достигал стадии открытой войны. Вместе с тем темпы принятия решений о миротворческих операциях в «горячих точках», которые удовлетворяли нас вчера, сегодня уже неприемлемы. Правила, которыми мы пользовались при определении параметров таких операций, сейчас во многом устарели.
Особого внимания, ввиду усложнившегося характера миротворческих операций последнего поколения, заслуживает проблема создания такого забытого института, как Военно-штабной комитет, непосредственно предусмотренный ст. 45-47 Устава ООН. Военно-штабной комитет мог бы сыграть немаловажную роль в координации всех миротворческих усилий ООН, которые в данный момент представляются нам в большей степени разрозненными, и способствовать мобилизации миротворческого потенциала будучи центральным и руководящим звеном всех операций.
Заключение.
Одной ответственности отдельных государств за международную безопасность недостаточно. В случае необходимости ее должно обеспечить сообщество государств. В соответствии с масштабным решением задач миропорядка в зависимости от обстоятельств встает задача восстановления или создания новой государственной власти там, где она упразднилась, была ликвидирована или перестала функционировать по иной причине.
ООН в соответствии с первоначальными принципами системы коллективной безопасности учитывает эти требования. Особая обязанность постоянных членов Совета Безопасности — использование всеобъемлющих полномочий по принятию решений и особых полномочий на вынесение постановления. Есть еще одна, ранее не использовавшаяся возможность — участие международных миротворческих войск под командованием Совета Безопасности показывает, что при создании этой системы внимательно рассматривались серьезнейшие проблемы, связанные с задачей обеспечения безопасности в мире суверенных государств. Эта система позволяет напоминать государствам об их ответственности в деле обеспечения международной безопасности, соответствующими средствами придавать этим напоминаниям особое значение и в случае необходимости даже предпринимать меры по отношению к государствам, не выполняющим своих обязательств.
Систематическое применение права вето и недостаточная готовность предоставлять необходимые вооруженные силы для реализации совместных планов во времена «холодной войны» в значительной степени подрывали эту систему. Но и сегодня можно обоснованно сомневаться в ее эффективности, так как давно оспариваемое право вето сохраняется, хотя и в ослабленном виде. Даже если право вето не применяется, потенциальная возможность его применения сохраняется. Именно поэтому плодотворность всемирных согласованных действий зависит в каждой фазе от готовности постоянных членов продолжать дискуссию и не блокировать решения с помощью вето. Уже неоднократно возникала потребность в принципиально новом методе принятия решений Совета Безопасности. Выдвигалось в том числе требование пополнить состав постоянных членов, например, Германией. Такое расширение, если оно подразумевает и расширение права вето, может понизить дееспособность ООН. Если же право вето будет отменено или ограничено, то расширение постоянного членства в Совете Безопасности либо понизит его значение, либо послужит умалению прав постоянных членов. С учетом изменившихся международных отношений расширение представляется оправданным и важным. Однако такие реформы предполагают внесение изменений в Устав ООН, что в ближайшем будущем нереализуемо.
Еще один аспект деятельности Совета Безопасности выражается в специфике принимаемых им мер. Уже говорилось о его активности после 11 сентября 2001г. Упоминалось и то, что он неоднократно инициировал ратификацию государствами тех или иных договоров. Помимо этого нам представляется перспективным, если Совет Безопасности в рамках своих полномочий сформулирует более общие правила. Тем самым он в качестве «международного законодателя» сможет эффективно регулировать положение в определенных сферах, что раньше достигалось только в результате сложных переговоров, требующих много времени и последующей ратификации договоров.
Список литературы.
1. Биргит Лаубах, Ульрих К. Пройсс, Йоша Шмирер, Петер_Тобиас Штолль. Роль международного права в глобализированном мире. Реформа ООН. – М.: Звенья, 2006г.
http://www.boell.ru/downloads/
2. Международное право: учебник. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко, - 4-еизд., - М.: Издательство «Омега-Л», 2011г. – 831с.
3. Международное право: учебник. Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1999г. – 584с.
17
Информация о работе Состав, компетенция и функции Совета Безопасности ООН