Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа
Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой.
Появление и существование комплекса основных принципов обусловлено закономерностями исторического развития. По мнению P.JI. Боброва, «основные принципы - это нормы, концентрированно выражающие самое важное в современных международных отношениях, порожденное в конечном счете ведущими закономерностями эпохи».
В решении Международного суда ООН 1984 г. по спору между США и Канадой о границе в заливе Мэн указывалось, что слова «принципы и нормы» выражают одну и ту же идею, а именно: термин «принципы» означает правовые принципы, т.е. он включает нормы международного права, и употребление термина «принципы» оправдано, поскольку речь идет о более общих и фундаментальных нормах.
. Принципы международного права
1.1 Понятие и особенности принципов международного права
1.2 Принцип суверенного равенства государств
1.3 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
1.4 Принцип мирного разрешения международных споров
1.5 Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях
1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела государств
1.7 Принцип сотрудничества государств
1.8 Принцип равноправия и самоопределения народов
1.9 Принцип нерушимости государственных границ
1.10 Принцип территориальной целостности государств
1.11 Принцип уважения прав человека и основных свобод
Список использованных источников
Что касается правомерного применения вооруженной силы, то Устав ООН предусматривает лишь два случая: по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 42); в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51).
Причем в последнем случае применение вооруженной силы правомерно только в случае вооруженного нападения на государство и до тех пор, пока СБ ООН не примет необходимых мер. Это обстоятельство подчеркивается не только в международных актах (Уставе ООН, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. и др.), но и в решениях Международного Суда ООН. Так, в своем решении в деле по иску Никарагуа против США 1986 г. Суд отверг ссылку СТТТА на то, что они использовали вооруженную силу в порядке самообороны. Суд подтвердил, что «использование права на самооборону может иметь место только, если соответствующее из государств явилось жертвой вооруженного нападения».
Международный суд рассматривал и вынес решение о правомерности применения силы в деле о проливе Корфу (1949 г.), в деле о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (1980 г.) и др.
Дискуссионными в
1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела государств
Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств, параллельно с которым он и развивался.
Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно международному праву относятся исключительно к внутренней компетенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора». Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации — Лиги Наций, а не отдельных стран.
С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».
Современное понимание принципа невмешательства конкретизировано в таких международных документах, как Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. (A/RES/2131(XX)), Декларация о принципах международного права 1970 г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г.
(A/RES/36/103), Декларация об
усилении эффективности
Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства. Вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются нарушением международного права. Ни одно государство не может применять либо поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода. Ни Одно государство не должно также организовывать, помогать прямо или косвенно, поощрять и т.п. вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на насильственное изменение строя другого государства. Запрещается применение силы для лишения народов формы их национального существования.
Принцип невмешательства
включает в себя также неотъемлемое
право каждого государства
С развитием международных отношений кроме ранее известных запрещенных форм вмешательства (военного, политического, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство (для обозначения соответствующей деятельности в сфере информации иногда используется термин «идеологическая интервенция»), стал актуален запрет на пропаганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешательства, как электронное вмешательство с использованием информационных технологий. Вследствие изменений, произошедших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается правомерность вмешательства под предлогом борьбы с международным терроризмом в отношении государств, правительства которых оказывают содействие террористам (как это имело место в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.
Содержание понятия «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» также изменялось с развитием международного права. В процессе развития международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутренней компетенции и подпадают под международно-правовое регулирование. Государства на добровольной основе ограничивают свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение вооружений), экономического развития, прав человека с расширением полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.
1.7 Принцип сотрудничества государств
Сотрудничество государств в качестве принципа международного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность государств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества. Так, например, в числе функций ГА ООН - организация исследований и выработка рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, а также в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и осуществлении прав человека (ст. 13). Глава IX Устава ООН посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству.
После принятия Устава ООН этот принцип был подтвержден в уставах многих международных организаций, в международных договорах, резолюциях и декларациях.
Развивая положения Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...»
Содержание принципа сотрудничества государств Декларация определяет следующим образом:
а) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;
б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм расовой нетерпимости;
в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства.
Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных Наций.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содержание этого принципа применительно к общеевропейскому сотрудничеству. В разделе IX этого документа отмечается, что, «развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках СБСЕ, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства». Особо подчеркивается стремление государств развивать свое сотрудничество, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости.
Развивая свое сотрудничество, государства - участники ОБСЕ будут стремиться повышать благосостояние народов, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.
1.8 Принцип равноправия и самоопределения народов
Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». Его содержание раскрыто в ряде международных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. (A/RES/1514(XV)), Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., и др. На региональном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (принцип VIII «Равноправие и право народов распоряжаться судьбой»). Указанный принцип неоднократно подтверждался в международных договорах. Например, он включен в первые статьи Международных пактов о правах человека 1966 г., в ст. 20 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.
Исходя из содержания указанных документов, можно сформулировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:
а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами;
б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне;
в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства, например получением статуса субъекта федерации, автономного образования и т.д.), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политического режима);
г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.
Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой.
Понятие «народ» в термине «самоопределение народов», используемом в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и кулътурно-историческая целостность, осознающая свое единство.
Любое государство обязано уважать право народа на самоопределение. Необходимо учитывать, что на первом этапе развития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством. Сегодня процесс деколонизации практически завершен, но принцип самоопределения народов не перестал из-за этого существовать.
На втором этапе вопрос о праве на самоопределение приобрел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии. Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трактовке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.
Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение.