Правовое закрепление дипломатического убежища в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. История возникновения и основополагающие начала дипломатического убежища в международном праве........................................6
1.1Понятие и исторические аспекты дипломатического убежища....................6
1.2 Основные принципы и задачи дипломатического убежища.......................10
Глава 2Правовое закрепление дипломатического убежища в международном праве. ...........................................................................................14
2.1Правовая основа предоставления дипломатического убежища..................14
2.2 Правовой статус лип пользующихся правом на дипломатическое убежище.................................................................................................................19
2.3Международно-правовые последствия предоставления политического убежища..................................................................................................................21
Заключение............................................................................................................24
Список литературы.........................................................................................

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломатическое убежище.docx

— 49.43 Кб (Скачать документ)

Но на Востоке привилегии дипломатического квартала сохраняются  гораздо дольше. В Китае они  были оформлены пекинским протоколом 1901 года и протоколом от 13 июня 1904г. Правда, в указанных протоколах о праве дипломатического убежища не говорится. Кстати, официально это право не было оговорено ни в одном договоре, заключенном Китаем с европейскими государствами. Однако, дипломатический корпус в Пекине считал это право вытекающим из прав дипломатического квартала и нередко применял его. К примеру, в 1917 году в здании нидерландской миссии получил убежище китайский генерал Чан Сюн, а его бывший начальник штаба Ван Шен-ши - о французской миссии. Китайское правительство не возражало против предоставления убежища, а только предложило удалить беглецов из Пекина. После длительных переговоров беглецы были отправлены на французский остров Реюньон.

Таким образом, можно сделать  вывод, что дипломатическое убежище  может быть предоставлено лишь в  тех странах, которые его признают. Предоставление же его в государствах, которые не признают подобной практики, неправомерно. К оценке данного института  следует подходить с позиций  суверенитета государств.

В западной литературе к  дипломатическому убежищу часто  относят и предоставление покровительства  на борту военных кораблей, самолетов  или на территории военных лагерей. Как мы уже отмечали, латиноамериканские конвенции узаконили предоставление убежища и на этих условных территориях  государства.

1.2 Основные принципы и задачи дипломатического убежища

В практике государств имеются  случаи, когда убежище предоставляется  не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических  миссий и консульств, на борту военных  кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

- Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

- Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

- Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

- Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.

Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании  региональной нормы в этом вопросе.

В соответствии с Гаванской  Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется  при наличии следующих условий:

- дипломатическое убежище  может предоставляться только  в той стране, которая признает  такое право;

  1. оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;
  2. о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;
  3. правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент, в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;
  4. укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;
  5. при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;
  6. государство не несет расходов по предоставлению убежища.

Лица, пользующиеся личными дипломатическими привилегиями и иммунитетами, указанные в Венской  конвенции о дипломатических  сношениях. К ним относятся дипломатические  агенты и члены семьи дипломатического агента, если они проживают вместе с ним и не являются гражданами государства пребывания (с. 31, ч. 1 ст. 37).

Особую категорию составляют лица, не являются дипломатическими агентами, но обладают некоторым объемом личных дипломатических привилегий и иммунитетов. Согласно Венской конвенции о  дипломатических сношениях это  прежде члены административно-технического персонала дипломатического представительства  и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают  в нем постоянно.

 Такие лица имеют  личную неприкосновенность, неприкосновенность  жилища, иммунитетом от уголовной  юрисдикции, фискальные привилегии  и иммунитеты, иммунитеты от повинностей,  некоторые таможенные привилегии. Иммунитет от гражданской и  административной юрисдикции распространяется  на этих лиц  при исполнении  служебных обязанностей. Далее, это  члены обслуживающего персонала,  пользуются иммунитетом в отношении  действий, совершенных ими при  исполнении служебных обязанностей. Эти лица освобождаются от налогов, пошлин и сборов с получаемого ими заработка. Наконец, домашние работники дипломатического и административно-технического персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин и сборов с получаемого ими заработка.

Личная неприкосновенность является важнейшим дипломатическим  иммунитетом. Любое посягательства власти на лицо посла с древнейших времен расценивалось как направленное непосредственно против государя или  страны, которую он представлял.

Правда, в прошлом это  не всегда было гарантией безопасности для самих послов. По действующим  международным правом гарантии личной неприкосновенности составляют сердцевину правового статуса дипломатического агента, а посягательства на личную дипломатическую неприкосновенность квалифицируются как серьезное  правонарушение.

Понятие личной неприкосновенности довольно сложно. В общем виде оно  сформулированное в ст. 29 Венской  конвенции о дипломатических  сношениях: «Лицо дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или держанию в какой форме  ». Как видно, эта норма формулирует  широкие меры защиты. В то же время  это не означает, что власти страны пребывания бессильна против дипломатического агента случае нарушения им законов. В комментарии Комиссии международного права ст. 29 указано, например, что  наличие личной неприкосновенности не исключает по дипломатического агента «ни мер самообороны, ни мер предупреждения, за исключительных обстоятельствах, осуществления  им преступлений или проступков ». Некоторые  авторы, учитывая практику, считают, что  возможна даже временная задержка иностранного дипломата, но без взятия его под  стражу, для предотвращения преступления или ликвидации последствий совершенного им тяжкого правопорушення3. Естественно, что такие исключение из права на личную неприкосновенность могут возникнуть только при чрезвычайных обстоятельствах.

Согласно Положению о  дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных  государств в Украине личная неприкосновенность распространяется на голову дипломатического представительства, членов дипломатического персонала (п. 12), членов их семей, проживающих  вместе с ними, за исключением членов семей граждан Украина (п. 14), сотрудников  административно-технического персонала  и членов их семей, проживающих вместе с ними, за исключением граждан  Украины и лиц, постоянно проживают  в Украине (п. 15).

Глава 2. Правовое  закрепление дипломатического убежища в международном праве

2.1 Правовая основа предоставления дипломатического убежища

Существующая дипломатическая  форма предоставления права убежища  находится в противоречии с международным  правом, отрицающим его, и расценивается  как использование помещений  представительства в целях несовместимых  с дипломатическими функциями. Учитывая тот факт, что некоторые страны в том или ином виде признают дипломатическую  форму убежища, предлагается не определять её как самостоятельную, а рассматривать  как разновидность территориальной  формы предоставления убежища, реализуемой с определенными ограничениями или как временное укрытие лица.

Нормы российского законодательства о предоставлении убежища Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам  и лицам без гражданства (далее  именуются – лица) с учетом государственных  интересов Российской Федерации  на основании общепризнанных принципов  и норм международного права в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Положением о порядке  предоставления политического убежища (далее – Положение).

 Российская Федерация предоставляет  политическое убежище лицам, ищущим  убежище и защиту от преследования  или реальной угрозы стать  жертвой преследования в стране  своей гражданской принадлежности  или в стране своего обычного  местожительства за общественно-политическую  деятельность и убеждения, которые  не противоречат демократическим  принципам, признанным мировым  сообществом, нормам международного  права. При этом принимается  во внимание, что преследование  направлено непосредственно против  лица, обратившегося с ходатайством  о предоставлении политического  убежища.

 Предоставление Российской  Федерацией политического убежища  производится указом Президента  Российской Федерации. Лицо, которому  предоставлено политическое убежище,  пользуется на территории Российской  Федерации правами и свободами  и несет обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации,  кроме случаев, установленных  для иностранных граждан и  лиц без гражданства федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации. Предоставление  политического убежища распространяется  и на членов семьи лица, получившего  политическое убежище, при условии  их согласия с ходатайством. Согласие  детей, не достигших 14-летнего  возраста, не требуется.

 Политическое убежище Российской  Федерацией не предоставляется,  если: – лицо преследуется за  действия (бездействие), признаваемые  в Российской Федерации преступлением,  или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам  Организации Объединенных Наций;  – лицо привлечено в качестве  обвиняемого по уголовному делу  либо в отношении него имеется  вступивший в законную силу  и подлежащий исполнению обвинительный  приговор суда на территории  Российской Федерации; – лицо  прибыло из третьей страны, где  ему не грозило преследование;  – лицо прибыло из страны  с развитыми и устоявшимися  демократическими институтами в  области защиты прав человека; – лицо прибыло из страны, с  которой Российская Федерация  имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах» ; – лицо представило заведомо ложные сведения; – лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: – возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; – выезда на жительство в третью страну; – добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации; – приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища  определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации  на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации  и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится  до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического  убежища по соображениям государственной  безопасности, а также если это  лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации  Объединенных Наций, либо если оно совершило  преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный  приговор суда. Лишение политического  убежища производится указом Президента Российской Федерации.

 Лицо, желающее получить политическое  убежище на территории Российской  Федерации, обязано в течение  семи дней по прибытии на  территорию России или с момента  возникновения обстоятельств, не  позволяющих этому лицу вернуться  в страну своей гражданской  принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в министерство внутренних дел, главное управление, управление внутренних дел субъекта Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации. Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

 Министерство иностранных дел  Российской Федерации ежегодно  составляет список стран с  развитыми и устоявшимися демократическими  институтами в области защиты  прав человека и представляет  его в Комиссию по вопросам  гражданства при Президенте Российской  Федерации и Министерство внутренних  дел Российской Федерации. На  период рассмотрения ходатайства  обратившемуся лицу выдается  справка установленного образца,  которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является  подтверждением законного пребывания  на территории Российской Федерации.  После принятия решения по  ходатайству справка изымается  органом, ее выдавшим. В ходатайстве  на имя Президента Российской  Федерации о предоставлении политического  убежища на территории Российской  Федерации должны быть изложены  обстоятельства, свидетельствующие  о мотивах, указанных в пункте 2 Положения, а также необходимые  автобиографические сведения.

Информация о работе Правовое закрепление дипломатического убежища в международном праве