Правовое положение юридических лиц в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

В международных отношениях часто возникает необходимость в дипломатической защите подданных государства, причем такая защита имеет место в отношении не только граждан (физических лиц), но и юридических лиц государства. Необходимость определить, к какому именно государству принадлежит то или иное юридическое лицо, возникает, например, в тех случаях, когда в торговых договорах указывается, что юридическим лицам договаривающихся государств предоставляется режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, то есть встает вопрос о правосубъектности иностранных юридических лиц, о допуске их к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства

Содержание

Введение
1. 1 Государственная принадлежность и личный закон юридического лица
2. Международные юридические лица и правовое положение иностранных юридических лиц в России
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат правовое положение юр лиц.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

В законах РФ об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Определение места нахождения общества имеет значение для решения ряда правовых вопросов, возникающих в его деятельности, в частности для определения места исполнения обязательства, когда оно не указано в договоре или в правовом акте (ст.316 ГК), установления компетентного учреждения для рассмотрения споров с участием общества (ст.121 АПК, ст.117, 119 ГПК) и др.

В науке и практике международного частного права, относящимся к иностранным юридическим лицам, возникает проблема различного толкования понятия «местопребывание». В общем плане различают формальную - «статутарную», т.е. указанную в уставе, - и реальную - «эффективную» -оседлость. Различия между двумя категориями в принципе не имеют значения, если местонахождение юридического лица по уставу (местонахождение зарегистрированного офиса) и фактическое пребывание его органов управления существуют в одной и той же стране. Везде, кроме этой страны, такая компания будет рассматриваться как юридическое лицо, существующее в рамках иностранного правопорядка.

Теория контроля. Начало использования этой теории связывается в истории и науке международного частного права с периодами I и II мировых войн. Дело в том, что во время вооруженных конфликтов проблема иностранных юридических лиц принимает новые очертания, а именно приобретает характер так называемых «враждебных иностранцев». Воюющие государства закономерно заинтересованы в том, чтобы любые контакты с последними, прежде всего экономические, были сведены к нулю.

В сегодняшней практике подобного рода критерий, как представляется, применяется не только в процессе ведения каких-либо военных действий, но и в совершенно мирное время на основании решений международной организации, скажем, при введении Совета Безопасности ООН санкций в целях обеспечения мира и безопасности. Например, во исполнение резолюций Совета Безопасности специальными распоряжениями Президента РФ ограничивались торговые и вообще гражданско-правовые отношения российских хозяйствующих субъектов с предприятиями Боснии, Герцеговины, Югославии, Ирака и др.. Кроме того, законодательства некоторых государств исходят из названного критерия и в общем плане для достижения определенных целей, скажем, при налогообложении.

Категория личного статута чрезвычайно важна для юридического лица, поскольку, как было подчеркнуто, именно он отвечает на главный вопрос - является ли данное лицо юридическим, т.е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъектом права. Таким образом, каждое иностранное юридическое лицо подчиняется иностранному (своему) правопорядку в вопросах возникновения, существования, деятельности и ликвидации, а также возможных способов и форм преобразования.

Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособности юридического лица, устанавливаются ее пределы. Личный закон юридического лица, кроме того, указывает формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте. Содержание личного статута дает ответы на вопрос о том, вправе или не вправе рассматриваемое юридическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции и каковы условия, формы и специальные требования, предъявляемые к такому выходу. Следовательно, решение проблем личного статуса, личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами находится всецело в сфере действия личного статута.

Согласно ст.1202 ГК РФ:

1. Личным законом юридического  лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

2. На основе личного закона  юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве  юридического лица;

2) организационно-правовая форма  юридического лица;

3) требования к наименованию  юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности  юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим  лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица  отвечать по своим обязательствам.

Согласно ст.1203 ГК РФ Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

При ликвидации юридического лица, действующего за границей и имеющего на территории иностранного государства имущество, в том числе и недвижимое, личный закон, а не закон места нахождения вещи, как это обычно бывает в международном частном праве, будет решать судьбу последнего. В отдельных случаях обязательственных отношений, т. е. тогда, когда личность стороны в определенного рода обязательствах приобретает особое значение (например, при выдаче гарантии или поручительства, имеющих акцессорный характер), содержание прав и обязанностей сторон в таком отношении будет также подчиняться личному закону юридического лица, являющегося подобной стороной, а не закону, избранному сторонами для регулирования взаимоотношений в рамках основного обязательства, или закона, применимого к существу отношения в силу коллизионной нормы.

 

 

 

 

 

 

2.    Международные юридические лица и правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

 

Деятельность юридических лиц зачастую  не  ограничивается  территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.

Международными  юридическими  лицами  современная  западная   правовая доктрина признает те юридические  лица,  которые  созданы,  во-первых,  либо непосредственно  в  силу  международного  договора,  либо,   во-вторых,   на основании  внутреннего  закона  одного  или  двух  государств,  принятого  в

соответствии  с  международным  договором.  К  первым  относятся,  например.

Международный банк реконструкции и  развития  (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейское  общество химической обработки облученных горючих материалов ("Еврохемик"). Ко  вторым относятся Европейское общество по  финансированию  закупок  железнодорожного оборудования ("Еврофирма"), Банк международных расчетов (БМР).

В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов  СЭВ  -  Международному банку экономического сотрудничества (МБЭС)  и Международному  инвестиционному банку (МИБ).

В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает  многие  страны,  делятся  на  несколько  групп. Во-первых,  это национальные  общества,  тресты,  компании  и  т.п.,  имеющие   за   рубежом многочисленные  филиалы  и  дочерние   фирмы.   Такие   монополии   являются международными по сфере своей деятельности, но  национальными  по  капиталу, поэтому в качестве международных  юридических  лиц  они  рассматриваться  не могут. К числу корпораций такого рода  относятся  "Дженерал  моторз"  (США), "Фольксваген" (ФРГ), "Филипс" (Нидерланды).

Вторую  группу  монополий  составляют  транснациональные  объединения, которые являются международными не только по сфере  деятельности,  но  и  по капиталу.  Однако,  несмотря  на  то,  что  в  них   функционирует   капитал нескольких государств, созданы эти монополии  как  юридические  лица  одного государства.  Поэтому  международными  юридическими  лицами  они  также не считаются. Не являются международными  юридическими  лицами  и  так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами"  в  международном  частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные  предприятия, капитал  которых  принадлежит  юридическим  лицам  или  гражданам  различных государств.

В вопросе правового положения иностранных юридических лиц на территории России отечественный правопорядок исходит из закрепленного в действующем праве РФ, прежде всего ГК РФ и ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (а ранее в Законе РСФСР об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г.), для юридических лиц - иностранных инвесторов - принципа национального режима: «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использовании полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами» (ст.4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

В максимальной же мере адекватно юридическому содержанию национального режима этот принцип выражен в ст.2 ГК РФ посредством использования следующей формулы: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». В свете указанного становится ясно, что, помимо определения правового режима, которым пользуются в РФ иностранные юридические (а также и физические лица-предприниматели), российский правопорядок должен располагать, если не дефинициями, то хотя бы критериями отнесения правосубъектных образований к иностранным юридическим лицам. В настоящее время действующее право РФ оперирует несколькими понятиями в этом плане.

Например, существует категория «российское лицо» - т. е. юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, с одной стороны, и понятие «иностранное лицо», т.е. «юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами», - с другой. Об этом говорит ст.2 ФЗ «об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08 декабря 2003 г.

  Вместе с тем в ряде актов в валютном, банковском, налоговом и др. законодательстве России весьма активно используются категории «резидентов» и «нерезидентов». Так, для целей валютного регулирования и валютного контроля под «резидентами» понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, а также находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства видов резидентов, указанных выше. В свою очередь «нерезидентами» являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местопребыванием за пределами РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеупомянутых нерезидентов. Сопоставление содержания приведенных понятий позволяет заключить, что все лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как иностранные. Установление «местонахождения» осуществляется в соответствии с требованиями имеющихся правовых актов.

Итак, если установлено, что данное юридическое лицо является на территории РФ иностранным, что же оно вправе совершать в гражданско-правовой сфере? И, коль скоро основой правового положения «иностранцев» в России является уравнивание их в правах с национальными лицами за некоторыми изъятиями, устанавливаемые законодательством, на чем прежде всего акцентировалось внимание, то каковы же исключения из правил и ограничения, составляющие эти изъятия? Здесь важное значение имеет, во-первых, то различие, которое проводится, скажем, в налоговом законодательстве, между иностранным юридическим лицом, действующим через представительство, учрежденное в пределах РФ, и таковым, осуществляющим бизнес в России без открытия в ней представительства или филиала.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения  внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. При этом предусматривается, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное российскому праву.4

При ввозе товаров субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны обеспечивать соответствие стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям определенного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятельности в связи с операциями на территории РФ и т.д. Так, если в соответствии с Указом Президента РФ № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», вступившим в силу 1 ноября 1996 г., необходимо впредь оформление  паспорта  бартерной  сделки,  то  это распространяется  и  на  иностранные  юридические  лица.  В  связи  с этим необходимо иметь в виду, что  вывоз  товаров,  работ  и  услуг,  результатов интеллектуальной деятельности должен сопровождаться обязательным  ввозом  на таможенную территорию РФ товаров, работ и услуг, эквивалентным по  стоимости экспортированным товарам либо зачислениям на счетах в уполномоченных  банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке.

Информация о работе Правовое положение юридических лиц в международном частном праве