Поведение журналиста в зоне боевых действий. Меры предосторожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

Универсальных советов, пригодных на все случаи жизни, дать невозможно. На войне может случиться всякое, и часто главную роль играет смекалка и быстрота реакции. И все же опытные журналисты, работавшие в районах вооруженных конфликтов, такие, как А. Ким, А.Нива, Д. Бальбуров, В. Рубцов, Ф. Алексеев, С. Грызунов, сочли возможным сформулировать ряд советов, рекомендаций для своих коллег, которые еще не были в «горячих точках», но собираются туда поехать. Зачастую журналисты гибнут в «горячих точках» именно из-за того, что не соблюдают элементарных мер предосторожности.

Содержание

1. Основные принципы поведения в «горячих точках»
2. Журналист и оружие
3. Женщины-журналисты в «горячих точках»
4. Передвижение на автомобиле
5. Передвижение в ночное время
6. Действия в случае ранения или болезни

Прикрепленные файлы: 1 файл

Алексеев.docx

— 35.05 Кб (Скачать документ)

 

ЖУРНАЛИСТ И ОРУЖИЕ.

Согласно Первому Дополнительному  протоколу 1977 г., если журналист берет оружие и начинает принимать участие в боевых действиях – он теряет право на защиту как гражданское лицо. Вместе с тем, он не получает «автоматически» статуса комбатанта. А ведь только комбатанты, согласно МГП, имеют право воевать, применять оружие в случае вооруженного конфликта (чтобы его признали комбатантом, человек должен соблюдать ряд условий, прописанных в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах, в частности, открыто носить оружие, носить форму или ясно видимый на расстоянии отличительный знак, подчиняться ответственному командованию). Гражданские лица, к которым относится и большинство журналистов, не имеют права воевать (если они начинают воевать, это может быть признано преступлением, вероломством).

Кроме того, использование  журналистом оружия может быть признано и нарушением профессиональной журналистской  этики.

При этом понятно, что работающие в «горячих точках» журналисты могут  попасть в очень сложные и  опасные ситуации, в том числе  и такие, когда международное  гуманитарное право будет не в  состоянии предоставить им эффективную  защиту… Представим, например, что  корреспондент берет интервью у  пограничников, а в это время  на погранзаставу происходит нападение  каких-нибудь боевиков. Согласно нормам МГП, журналист, как гражданское  лицо, не должен принимать участие  в боевых действиях. Но если боевики  захватят заставу – они могут  обойтись с ним совсем не в соответствии с нормами гуманитарного права. Поэтому журналист должен решать сам: как вести себя в подобной сложной ситуации.

Показателен факт биографии  одного из лучших репортеров мира и  замечательного писателя XX в. Эрнеста Хемингуэя. В 1944 г. он как военный корреспондент был заброшен вместе с десантом в тыл немецких войск во Франции. В первых же операциях погибли все офицеры-десантники. Хэмингуэй, который во время первой мировой войны был лейтенантом, принял на себя командование отрядом. Но когда десантники вышли к своим, коллеги-журналисты увидели в этом поступке факт нарушения журналистской этики и подняли вопрос об исключении Хэмингуэя из числа военкоров, «поскольку он взял в руки оружие» …

 

ЖЕНЩИНЫ-ЖУРНАЛИСТЫ В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»

В «горячих точках» работают много женщин-журналистов. Их публикации и репортажи нередко отличаются большим гуманизмом, чем репортажи  и публикации мужчин. Участие женщин-репортеров в освещении вооруженного конфликта, вероятно, помогают представить аудитории  более полную и всестороннюю картину  событий: если мужчины-журналисты, как  правило, сосредотачивают внимание непосредственно на боевых операциях, то женщины-журналисты больше интересуются гуманитарными проблемами, положением детей, стариков и других мирных жителей, ставших жертвами войны.

 

Между тем, есть мнение, что  «женщине на войне не место». Сторонники этой позиции приводят достаточно веские аргументы, и основной из них –  это то, что женщины-журналисты на войне подвергаются еще большей опасности, чем их коллеги-мужчины (причем непроизвольно подвергая опасности и окружающих). В частности, сотрудник МЧС В.Р. Федорович указывает, что наличие в журналистской или медицинской группе женщин – лишний повод для захвата этой группы боевиками. А участь женщины, попавшей в руки боевиков, как правило, еще более незавидна, чем участь мужчины. Кроме того, женщину-корреспондента может подстерегать опасность даже со стороны солдат группировки правительственных войск, при которой она аккредитована. Психика у военных зачастую бывает покалечена войной, и кто знает, что придет в голову солдату при виде женщины… Не говоря уже о том, что на войне не предусмотрены женские туалеты и отдельные комнаты для отдыха.

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА АВТОМОБИЛЕ.

Если журналист собирается передвигаться по району вооруженного конфликта на автомобиле, лучше всего, конечно, выбрать для этого надежный, неприхотливый и не слишком дорогой  внедорожник. Но машина не должна походить на армейские или полицейские  джипы, она должна быть явно гражданской! Некоторые журналисты советуют прикреплять к машине большой белый флаг, писать на ней слово «пресса» крупными буквами. Но другие считают, что этого делать не надо, так как подобные меры могут принести больше вреда, чем пользы (на войне немало людей с оружием, которые терпеть не могут журналистов). Поэтому лучше, чтоб автомобиль, на котором путешествует журналист, никак не выделялся, ничем не отличался от машин, на которых ездят местные мирные жители (с этой целью его, в частности, не нужно мыть: сверкающая чистотой машина на войне выглядит нелепо, и будет только привлекать излишнее внимание).

 

Если возможно, оставлять  машину надо в охраняемом гараже или  на охраняемой стоянке. Собираясь сесть  в свою машину, рекомендуется вначале  осмотреть ее: во время стоянки  кто-нибудь мог прикрепить (или подложить  под колесо) мину, вывести из строя  рулевое устройство и т.д. 2

Если у машины с каждой стороны только по одной двери (например, как у классической «нивы»), лучше  не садиться на заднее сиденье, потому что нередко возникают ситуации, когда важно быстро выпрыгнуть из машины. По этой же причине путешествуя  по району вооруженного конфликта, лучше  не пристегиваться ремнем безопасности.

Передвигаться лучше всего  на достаточно небольшой скорости. Подъезжая к блокпосту, нужно, прежде всего, внимательно смотреть на знаки. Чаще всего присутствуют знаки с  примерно такой надписью: «Стоп! Водитель, останови машину и приготовь документы и транспорт на осмотр». Естественно, нужно выполнить эти требования – так же, как и требования часовых, стоящих на блокпосту. Надо остановить машину и подождать, когда подойдет часовой. Открыть дверцу или опустить окно и не делать никаких резких движений. Водитель держит руки на руле; сидящему рядом лучше всего положить руки на «торпеду» (чтоб они тоже были на виду).

Документы лучше предъявлять  не все имеющиеся, а те из них, которые  действительно требуются в данной ситуации: это позволит избежать лишних вопросов, и времени проверка документов займет меньше.

Осмотрев машину, часовые  могут сказать: «Мы вас дальше не пустим, поезжайте назад». В этой ситуации нужно попросить, чтоб к  вам подошел начальник блокпоста. Ему можно объяснить, кто вы такие, почему вам очень нужно проехать туда-то, поинтересоваться, почему не пускают. Но необходимо понять: если у них  есть приказ не пропускать – они  все равно не пропустят (военные  обязаны исполнять приказы!). Если это стало ясно - не остается ничего другого, как развернуться и поехать  назад. В любом случае, с этими  людьми нужно разговаривать очень  спокойно и приветливо, не грубить, не начинать их снимать на камеру без  их согласия.

 

Передвигаться автостопом, на неизвестных машинах очень  опасно: таким образом журналистов  неоднократно захватывали в заложники. Также лучше не брать случайных  попутчиков и не перевозить чьи-либо письма, бандероли с неизвестным  содержанием.

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В районах вооруженных  конфликтах ночью лучше никуда не передвигаться ни пешком, ни на транспорте: это слишком опасно (особенно подходить  ночью в темной одежде к часовому, поблескивая окуляром фотоаппарата или видеокамеры). А зачастую передвижение в ночное время является и нарушением установленных правил (если, например, введен «комендантский час»).

 

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ РАНЕНИЯ  ИЛИ БОЛЕЗНИ.

В случае ранения или серьезного заболевания лучшее, что может  сделать журналист, находящийся  в «горячей точке» - обратиться к  военным врачам (они обязаны оказывать  помощь не только военным). Как правило, в военных медицинских службах  есть все необходимые медикаменты, оттуда можно быстро передать сообщение  в редакцию, и на военно-медицинском  транспорте можно быстро эвакуироваться в безопасный район. Если заболевший или раненый журналист находится на значительном удалении от военных баз и, соответственно, от военных врачей, то оптимальное решение – обратиться не в местную гражданскую больницу, а к представителям МККК или другой международной гуманитарной организации (например, «Врачи без границ»). В зонах вооруженных конфликтов и, особенно, в прилегающих районах обычно работают много представителей гуманитарных организаций. Если просто обратиться в местную больницу – во-первых, оттуда легко могут похитить, например, с целью выкупа, во-вторых, там зачастую нет даже элементарных медикаментов (по крайней мере, именно такая ситуация была в ходе чеченской войны). Поэтому даже если и ложиться в местную гражданскую больницу – лучше через МККК или другую влиятельную международную организацию (и с медикаментами помогут, и некоторую гарантию от похищения дадут - боевики зачастую не хотят «связываться» с такими организациями, чтобы не портить себе имидж).

По окончании командировки, разумеется, нужно поблагодарить  представителей штаба командования, офицеров пресс-службы и других людей, которые оказывали вам помощь. И впоследствии нелишним будет поддерживать с ними контакт, особенно, если есть вероятность, что вы снова отправитесь  в опасную командировку.

                         

                                        Список использованных материалов:

 

  1. Турдубаев Т. Глубинка: нравы, обычаи // Журналисты в «горячих точках» … М, 2000, С. 161).
  2. Абрамов В.: «Журналисты в горячих точках» (М., 2000, С. 90-103).
  3. Смирнова Е. Журналист в горячей точке: составляющие профессионализма, 2009 / Библиотека центра экстремальной журналистики (www.library.cjes.ru )

 

 

 

 

 

 

 

1 Турдубаев Т. Глубинка: нравы, обычаи // Журналисты в «горячих точках»… М, 2000, С. 161).

 

2 Методика осмотра автомобиля подробно описана специалистом в области безопасности В.С. Абрамовым в книге «Журналисты в горячих точках» (М., 2000, С. 90-103).


Информация о работе Поведение журналиста в зоне боевых действий. Меры предосторожности