Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:10, контрольная работа
Эстония - страна на восточном побережье Балтийского моря общей площадью 45 тыс. кв.км. Рельеф равнинный, 5% территории занимают озера, почти 10% территории приходится на острова. Население 1,4 млн. человек. В последние 10-15 лет численность сокращается на 1,3% в год и продолжает сокращаться за счет высокой смертности и эмиграции русскоязычного населения. Этнический состав: 65% - эстонцы, 28% - русские. Среди верующих доминируют лютеране (70%), православные (28%). Является членом Европейского союза, Еврозоны, НАТО и участником Шенгенского соглашения.
В послевоенное время уже в 1954 г. по сравнению с 1940 г. объем промышленного производства в СССР вырос в 2,8 раза, а в Эстонии - в 6 раз. Подобный рост обеспечивался преимущественно капиталовложениями из общесоюзного бюджета.
Подчеркнем, что в СССР по Конституции имело место равноправие союзных республик. В этом смысле, как громадная Россия, так и маленькая Эстония, по населению равная лишь 1% жителей РСФСР, были абсолютно равноправны. На практике, правда, получалось так, что маленькие республики имели как раз больше преимуществ, например, экономических, за счет, соответственно, крупных. Так, вплоть до 1991 г. в Эстонии постоянно росли основные фонды промышленности. Темпы роста промышленного производства намного превышали средние общесоюзные. При этом маленькая республика была не в состоянии обеспечить свою промышленность квалифицированными кадрами. Поэтому шел активный процесс замещения рабочих мест русскими, украинцами, белорусами и др.
И именно Россией в Эстонии впервые в истории этой прибалтийской страны была создана Академия наук. Эстонии стоило бы не забывать этого.
С началом перестройки в республиках СССР, в том числе в Эстонии, нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национального языка, вывода российских войск и «мигрантов» из России с территории республики.
Попытки союзного центра "умиротворить" республики посредством экономической регионализации оказались запоздалыми и не смогли предотвратить территориальную дезинтеграцию Советского Союза. 8 мая 1990 г. Эстония провозгласила национальную независимость.
Государственный Совет СССР 6 сентября 1991 г. принял три постановления о признании независимости Литовской, Латвийской и Эстонской республик.
3. Отношения России и Эстонии в настоящее время.
Отношения России и Эстонии складываются достаточно сложно. Среди причин этого следует в первую очередь назвать имеющую место в Эстонии агрессивность националистического характера. Результатом этого агрессивного национализма явилась получившая довольно широкое распространение в народных массах Эстонии и одобряемая ее официальными властями агрессивность по отношению к различным меньшинствам, прежде всего, к проживающим в Эстонии русскоязычным гражданам.
В настоящее время Эстония (как, впрочем, и другие постсоциалистические страны) больше ориентирована на развитие отношений со странами Западной Европы и США, нежели с Россией. Еще в 1992 г. между ЕС и Эстонией было заключено так называемое "европейское соглашение", или иначе - соглашение об ассоциации. Это соглашение представляло собой более определенную ступень сотрудничества с прицелом на дальнейшее принятие в Евросоюз Эстонии в качестве конечной цели. На основе этого соглашения создавались общие органы ассоциации, предоставлялся режим наибольшего благоприятствования и режим свободной торговли и транспортных связей. В 2004 г. Эстония вступила в ЕС и в НАТО. Эстония - член Совета Европы. Заключен Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Эстонией (1993 г.). Однако в подписанном в Сургуте в марте 1993 г. рамочном Соглашении о создании Межправительственного совета по нефти и газу Эстония не участвует.
Россия недовольна требованиями Эстонии извиниться за «советскую оккупацию» и компенсировать ущерб за неё. Российские власти также обвиняют ее в провоцировании Евросоюза и НАТО на более жёсткий курс в отношении России. В декабре 2005 прибалтийские государства вошли во вновь созданную организацию с явно антироссийской направленностью - Содружество демократического выбора. На повестке дня стоит ещё один не урегулированный вопрос - требование стран Балтии (в т.ч Эстонии) о возвращении Россией культурных ценностей.
Территориальные споры у России с Эстонией имеются по поводу Печорского района Псковской области и правобережья реки Нарва с Ивангородом.
В своё время, при подписании в марте 1918 Брестского мирного договора, Россия потеряла около 1 млн кв. км. В числе других Россия утратила и эти территории, издавна заселённые русскими.
После поражения Германии в ноябре 1918 Советская Россия денонсировала Брестский мирный договор. Часть земель удалось вернуть, но Печоры (Петсере), Ивангород и Пыталово (Абрене), доставшиеся прибалтийским республикам, так и остались в их руках. Более того, в 1920 между Советской Россией и Эстонией был заключён Тартуский мирный договор, где границы признавались в существующих пределах.
После присоединения Эстонии СССР в 1940 было произведено территориальное размежевание между РСФСР, так что по состоянию на 1991, когда произошёл распад СССР, спорные территории находились под административным управлением России.
В мае 2005, после того как эстонский президент Арнольд Рюйтель отказался приехать в Москву, Владимир Путин дал указание российскому МИДу подписать уже согласованные и не вызывающие никаких разногласий пограничные договоры с Эстонией в ходе визита в Россию главы МИД Эстонии Урмаса Паэта.
18 мая 2005 года министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договоры о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах, закрепившие прохождение госграницы между двумя государствами по прежней административной границе между РСФСР и Эстонской ССР «с незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации». Тексты договоров были согласованы ещё в ноябре 1996 и парафированы в марте 1999. Тем не менее подписание документов откладывалось по разным причинам и в итоге растянулось на шесть лет. В течение всего этого времени граница между двумя государствами имела официальное название «временная контрольная линия».
По подписанным договорам стороны, учитывая их пожелания, уступают друг другу по 128,6 га суши и по 11,4 кв. км поверхности озёр. Таким образом, в частности, решается проблема «Саатсеского сапога» - участка российской территории площадью 115,5 га, по которому проходит эстонская автомобильная дорога из уездного центра Вярска в волостной центр Саатсе. Он перейдёт к Эстонии, которая взамен передаст России лесной надел площадью 68,9 га в волости Меремяэ и 33,9 га болотистой территории в окрестностях волости Вярска.
На Чудском озере и Эстония, и Россия получают право пользоваться своей половиной фарватера. Россия будет иметь выход из Чудского озера к реке Нарве и контроль за работой шлюзов на Нарвском водохранилище, водой из которых пользуются для охлаждения эстонские электростанции в Нарве, а Эстония получает важные с точки зрения рыбного промысла участки озера в районе острова Пийрисаар (старое русское название «остров Межа»), расположенного севернее пролива между Чудским и Псковским озерами.
Однако 20 июня 2005 года эстонский парламент в ходе ратификации внёс в текст закона о ратификации договоров две поправки - ссылки на Декларацию Государственного Собрания Эстонии о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992 г., в которой упоминается «агрессия Советского Союза против Эстонии», «десятилетия оккупации», а также «противозаконное» включение Эстонии в состав СССР, и на Тартуский мирный договор между Советской Россией и независимой Эстонской республикой, по которому в состав последней были включены часть нынешнего Кингисеппского района Ленинградской области - в том числе Ивангород - и Печорский район Псковской области. Эти поправки были внесены по требованию оппозиционной партии Res Publica.
В преамбуле закона о ратификации также содержатся ссылки на Манифест о независимости от 24 февраля 1918г. и на решение Верховного совета Эстонской Республики о независимости от 20 августа 1991г. 22 июня МИД России, проанализировав сделанные поправки, отказался выносить договоры на ратификацию Госдумой, поскольку эстонские депутаты включили в преамбулу закона о ратификации договора ссылки на ряд «внутригосударственных документов Эстонии, которые не соответствуют объективным реалиям, создают ложный контекст для толкования и реализации положений этих договоров и, таким образом, лишают смысла многолетнюю работу, предшествовавшую их подписанию». Российская сторона считает, что это создаёт предпосылки для предъявления Эстонией в будущем территориальных или иных претензий к России. 27 июня 2009 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что отзывает свою подпись под договором о границе с Эстонией. По словам Лаврова, теперь двум странам придётся проводить новые переговоры. Послу Эстонии в России Карин Яани вручена нота, в которой эстонскую сторону «извещают о намерении инициировать соответствующие процедуры с целью снять с России в соответствии с международным правом обязательства, взятые при подписании 18 мая пограничных договоров с Эстонией».
Как сказал Сергей Лавров, эстонская сторона не выполнила своё обещание не увязывать подписание договора с какими-либо политическими требованиями, и теперь Россия не считает себя связанной какими-либо обязательствами.
Эстонский МИД в ответ сделал заявление, в котором выразил «сожаление и удивление» подобным шагом.
Одним из моментов, осложнявших работу над пограничным договором в первой половине 1990-х, было требование некоторых эстонских политиков, чтобы граница с Россией пролегала по линии, указанной в Тартуском мирном договоре 1920 г. В ходе переговоров эстонской стороне пришлось отказаться от этих претензий, тем не менее многие годы вопрос о границах с Россией оставался предметом постоянной дискуссии в Эстонии, не утратившей остроты даже после подписания документов.
Сторонники восстановления территориальной целостности довоенной Эстонской Республики утверждали, что отказ от «исконно эстонских земель» станет угрозой эстонской государственности, ведущей отсчёт от Тартуского мирного договора как первого акта международного признания суверенной Эстонской Республики. Так, например, лидер оппозиционной партии «Исамалийт» («Союз Отечества») Тынис Луукас заявлял, что подписание договора, узаконивающего границу в нынешнем виде, позволит России считать датой рождения Эстонской Республики не 1918, когда она была провозглашена, а 1991, когда Эстония вышла из состава СССР, или даже 2005 - год заключения договора о новой границе с Россией.
Лишь через два года - 27 марта 2007 года - Россией был подписан договор о границах с Латвией, сейм которой отозвал свою декларацию. С Эстонией этот вопрос не решён до сих пор.
Ещё одна территориальная проблема имеется на северо-востоке Эстонии, где в момент распада СССР появились настроения за воссоединение с Россией. 16 июля 1993 г. на референдуме жители городов Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ проголосовали за придание русскоязычным городам Эстонии статуса автономии. Многие политики в РФ призывали способствовать введению в жизнь результатов референдума, однако исполнительная власть в лице Ельцина не пошла ни на предъявление территориальных претензий Эстонии, ни даже на защиту идеи такой автономии.
Кроме того, по мнению эстонской оппозиции, договор о границе окончательно расколет ареал проживания малой народности сету - этнической общности, близкой эстонцам по языку, но исповедующей, в отличие от большинства эстонцев-лютеран, православие с элементами язычества и проживающей на юге Эстонии и в прилегающей к ней части Печорского района Псковской области.
Сейчас сету насчитывают всего восемьсот человек, из них 600 в Эстонии и примерно 200 - в Печорском районе. Народность официально признана в Эстонии частью «коренной нации», а её язык - диалектом эстонского.
При этом в самой республике любые попытки сету заявить о том, что они - отдельный народ, жёстко пресекаются. Власти запрещают проводить даже научные конференции, посвящённые проблемам этого народа.
За последние годы решение проблемы так и не сдвинулась с мёртвой точки. Мало того - отношения двух стран дополнительно осложнили снос «Бронзового солдата» в Таллине, героизация в Эстонии нацистских преступников, демонстративная поддержка эстонскими властями Грузии во время войны в Южной Осетии. К этому стоит добавить, что более 100 тысяч русских в Эстонии до сих пор являются «негражданами», а в старших классах русских школ 60 процентов предметов обязывают преподавать по-эстонски. Эстонский закон о гражданстве, принятый в 1991 году, также носил явно провокационный характер. Согласно ему, право на получение паспорта давалось только тем, кто был гражданином довоенной Эстонии, или их потомкам. Согласно документу, русские, приехавшие в страну после 1945 года, такого права лишались, и превращались в неграждан. За исключением… жителей Печорского района Псковской области. Все они получили право на эстонское гражданство.
И до сих пор среди них проводится активная антироссийская пропаганда, сопровождаемая попытками раздавать свои паспорта. Некоторые жители района этой «услугой» пользуются ради того, чтобы служить в более комфортной эстонской (а не российской) армии. И чтобы ездить к родственникам в Эстонию без виз.
Однако случаи отказов от российского гражданства в регионе встречаются крайне редко. Чаще люди просто идут на нарушение закона и имеют в кармане сразу два паспорта. Проведённая в ноябре-декабре 2009 года проверка показала, что эстонскими паспортами в Печорском районе обзаводились даже представители власти и сотрудники милиции и погранслужбы. Впрочем, сепаратистских настроений в регионе не отмечено.
Прибалтийские страны резко выступили против планируемого строительства Северо-Европейского газопровода - газопровода между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение о котором было подписано в начале сентября 2005 г.
25-26 ноября 2005 в Таллине (Эстония) состоялась сессия президиума Балтийской ассамблеи, главным пунктом повестки дня которой стало обсуждение проекта строительства СЕГ. Парламентарии Литвы, Латвии, Эстонии и Польши приняли резолюцию, требующую от России и Германии учесть их экологические и экономические интересы.
В резолюции содержится призыв к парламентам всех стран, расположенных в акватории Балтийского моря, и к советам министров прибалтийских стран обратить особое внимание и оценить проект СЕГ на предмет его соответствия международным договорам по защите Балтийского моря, а также правовым актам, действующим в Евросоюзе.
20 сентября 2009 года правительство
Эстонии в попытке сорвать
проект приняло решение дать
отрицательный ответ на