Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы, посредством анализа основополагающих документов и учебной литературы, - закрепить и углубить теоретические и практические знания по дисциплине «Международное право».
Цель исследования обусловила следующие задачи:
1. Раскрыть исторические аспекты создания и формирования международного уголовного суда.
2. Рассмотреть правовую регламентацию организации и деятельности международного уголовного суда.
3. Определить значение международного уголовного суда в международной правовой системе.
4. Рассмотрение состава и управление делами международного уголовного суда.
5. Определить компетенцию международного уголовного суда.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 78.89 Кб (Скачать документ)

Остановимся более подробно на основных учредительных актах  МУС.

Основным учредительным  актом МУС является Римский статут - международный договор, учредивший Международный уголовный суд. Принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Вступление в силу Статута  МУС оказало серьезное влияние не только на международное, но и на внутреннее право государств, прежде всего на такие его отрасли, как уголовное и уголовно-процессуальное право.

Статут представляет весьма объемный (128 статей) и довольно сложный  документ. Он содержит положения, относящиеся  к материальному и процессуальному  уголовному праву, к судоустройству, к сотрудничеству государств, обеспечивающему  деятельность Суда.

Существенное отличие  Римского статута от юридических  документов, лежавших в основе международного судебного преследования в тех  случаях, когда оно имело место  в прошлом, состоит в том, что  он содержит смелый новый почин в  области сравнительного уголовного правоведения в истинном смысле этого  термина. Статут содержит то, что в  уголовных кодексах англо-саксонского  права называется "общей частью", а в романо-германских кодексах определяется как "материальные нормы уголовного права". Это основные нормы, регулирующие такие вопросы, как отсутствие обратной силы у правонарушений и наказаний, соучастие и участие в преступном сговоре, а также допустимость таких оснований для освобождения от уголовной ответственности, как принуждение к действию, самооборона, фактическая ошибка не по вине субъекта и выполнение приказов вышестоящего начальства9.

Правила процедуры и доказывания  являются инструментом для применения Римского статута МУС, по отношению к которому они во всех случаях являются относительными. При разработке Правил процедуры и доказывания прилагались все усилия к тому, чтобы избежать перефразирования и, насколько это возможно, повторения положений Статута. Прямые ссылки на Статут были включены в Правила, где это уместно, для того, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между Правилами и Римским статутом.

Во всех случаях Правила  процедуры и доказывания следует  читать в сочетании с положениями  Статута и с учетом этих положений.

В Правилах процедуры и  доказывания излагаются общие принципы и четкие описания конкретных процедур, лежащих в основе Статута и  дополняющих его положения. Все  процедуры, о которых идет речь в  Статуте, подробно описаны. Различным  участникам процесса адресованы конкретные указания, описывающие то, как они  должны осуществлять конкретные действия, о которых идет речь в Статуте, какие шаги они должны предпринимать, их последовательность, обстоятельства, т.е. все процессуальные подробности.

Правила процедуры и доказывания  МУС не затрагивают процессуальных норм какого бы то ни было национального суда или какой бы то ни было правовой системы для целей национальных судебных разбирательств10.

С точки зрения вклада в  развитие международного права завершение составления Элементов преступлений является эпохальным достижением. Это сборник с указанием условий, контекстов и субъективной стороны, или умысла, необходимых для установления факта совершения геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности. Элементы преступлений содержат подробные определения преступлений, перечисленных в Статуте. Во время процесса составления была проявлена большая осторожность, с тем чтобы не изменить цель Статута. Элементы преступлений сами по себе не имеют обязательной силы, но имеют силу убеждения. Как Правила процедуры и доказывания, так и Элементы преступлений играют подчиненную роль перед положениями Статута11.

Таким образом, международный уголовный суд - первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Основополагающими документами международного уголовного суда являются Римский статут, Правила и процедуры и доказывания, Элементы преступлений, Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного уголовного суда.

1.3 Значение создания международного уголовного суда в международной правовой системе

Создание международного уголовного суда является выражением согласия среди государств, - замечательное  событие, учитывая различие интересов  и правовых систем, которые внесли свой вклад в этот процесс.

МУС стал не только основным средством борьбы с безнаказанностью, но также внес вклад в сохранение, восстановление и поддержание международного мира и безопасности.

Значение МУС в международной правовой системе выражается в том, что его деятельность направлена:

во-первых, на достижение справедливости для всех.

«На протяжении почти полстолетия  - приблизительного периода существования ООН - Генеральная Ассамблея признавала необходимость учреждения такого Суда для судебного преследования и наказания лиц, виновных в совершении таких преступлений, как геноцид. Многие думали ... что ужасы второй мировой войны - лагеря, зверства, уничтожение людей, Холокост - никогда не повторятся. Однако это произошло. В Камбодже, в Боснии и Герцеговине, в Руанде. Наше время, даже нынешнее десятилетие, показало, что человеческие возможности совершать зло не знают границ. Геноцид ... является термином нашего времени и также представляет собой отвратительную реальность, которая требует исторического ответа»12.

МУС называли отсутствующим звеном в международно-правовой системе. В отсутствие МУС, занимающегося установлением индивидуальной ответственности в качестве правоприменительного механизма, акты геноцида и грубейшие нарушения прав человека часто остаются безнаказанными. За прошедшие 50 лет имело место много случаев преступлений против человечности и военных преступлений, за которые никто из физических лиц не был привлечен к ответственности. Так, во время вооруженных конфликтов в Мозамбике, Либерии, Сальвадоре и других странах погибло огромное число гражданских лиц, в том числе вселяющее ужас число безоружных женщин и детей.

Во-вторых, на то, чтобы покончить  с безнаказанностью. 

«У человека больше шансов попасть под суд и быть осужденным за убийство одного человека, чем за убийство 100 000 человек»13.

В-третьих, на содействие окончанию  конфликтов.

«Не может быть мира без  справедливости, справедливости, без права и предметного права без суда, который решает, что справедливо и законно в тех или иных обстоятельствах»14.

В ситуациях, сопряженных  с этническим конфликтом, насилие  порождает дальнейшее насилие; одно убийство влечет за собой следующее. Гарантия того, что по меньшей мере некоторые лица, совершающие военные преступления или геноцид, могут быть привлечены к ответственности, является сдерживающим фактором и повышает вероятность прекращения конфликта. В течение нынешнего десятилетия были созданы два специальных международных уголовных трибунала, один по бывшей Югославии, а другой по Руанде, в надежде ускорить окончание насилия и предотвратить его возобновление.

В-четвертых, на устранение недостатков, присущих специальным  трибуналам.

В отличие от специальных  трибуналов, учрежденных Советом  Безопасности, таких как Международные  трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде, юрисдикция МУС не будет ограничиваться преступлениями, совершенными во время одного конкретного конфликта или одним конкретным режимом в течение конкретного периода, и сможет вступать в силу через меньшее время после совершения преступления.

В-пятых, на то, чтобы действовать  в том случае, когда национальные учреждения уголовной юстиции не готовы или не способны принимать  меры.

Страны согласны, что обычно преступников должны судить национальные органы. Однако во время конфликта, будь то внутреннего или международного, такие национальные органы часто либо не готовы, либо не способны действовать, как правило, по одной из двух причин. Часто у правительств отсутствует политическая воля осуществлять судебное преследование своих собственных граждан или даже высокопоставленных должностных лиц, как это имело место в случае бывшей Югославии. Или же национальные учреждения могут дезинтегрироваться, как это было в случае с Руандой.

В-шестых, на сдерживание  будущих военных преступников.

«Отныне все потенциальные  лидеры вооруженных группировок  должны знать, что в зависимости  от развития конфликта может быть учрежден международный трибунал, перед  которым предстанут те, кто нарушает законы войны и гуманитарное право... Теперь будет презюмироваться, что каждый знает содержание основополагающих положений международного уголовного права; защитный аргумент о том, что подозреваемым не было известно о правовых нормах, не будет признаваться»15.

За всю историю большинство  лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности, не было наказано. С учетом этого  разумно предположить, что большинство  лиц, совершавших зверства, считали, что они не будут наказаны за их преступления. Эффективное сдерживание  является первейшей целью тех, кто  выступает за учреждение МУС. Как только станет ясно, что международное сообщество более не будет мириться с такими чудовищными деяниями и будет привлекать к ответственности и выносить соответствующие наказания главам государств и военоначальникам, а также рядовым военнослужащим или ополченцам, те, кто подстрекает к геноциду, осуществляет кампании этнических чисток, убийства, изнасилования и зверства в отношении гражданских лиц во время вооруженного конфликта или использует детей в варварских медицинских экспериментах, уже не смогут легко находить себе пособников.

Таким образом, подводя итог сказанному о значении создания международного уголовного суда в международной правовой системе, можно сделать следующие выводы:

  1. МУС заполнил значительный пробел в современной международной правовой системе. Он будет обладать юрисдикцией по отношению к отдельным лицам в отличие от Международного суда, который рассматривает лишь вопросы ответственности государств.
  2. Значение МУС в международной правовой системе выражается в том, что его деятельность направлена на достижение справедливости для всех; на то, чтобы покончить с безнаказанностью; на содействие окончанию конфликтов; на устранение недостатков, присущих специальным трибуналам; на то, чтобы действовать в том случае, когда национальные учреждения уголовной юстиции не готовы или не способны принимать меры; на сдерживание будущих военных преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНОГО  УГОЛОВНОГО СУДА

2.1 Состав и  управление делами международного  уголовного суда

Государства становятся участниками  МУС по факту ратификации Римского статута. К настоящему моменту участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 122 государства. Из них 33 — африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 — в Восточной Европе, 28 — в Латинской Америке, 25 — в Западной Европе и других регионах.

Российская Федерация подписала  Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Среди 106 государств-участников 16 относятся к восточноевропейским  государствам, 13 представляют азиатские  страны, 29 - группу африканских государств, 22 - группу латиноамериканских государств, 25 - «Западную Европу и другие государства».16.

Международный уголовный  суд состоит из 18 судей, избираемых на заседании Ассамблеи государств - участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. Срок полномочий судей - девять лет, однако с учетом дальнейшей ротации шесть судей были избраны на девять лет, шесть – на шесть лет, девять – на три года (по жребию). Судья, выбранный на трехлетний срок имеет право быть переизбранным на полный срок.

Государства - участники  при отборе судей учитывают необходимость  обеспечения в составе членов Суда: представительства основных правовых систем мира; справедливого географического представительства; справедливого представительства судей женского и мужского пола. Применительно к последнему условию можно констатировать ощутимый прогресс – в составе Суда семь женщин-судей.

Судьи выбираются из числа  лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих  государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.

Ассамблея государств - участников может принять решение об учреждении, если это целесообразно, Консультативного комитета по выдвижению кандидатур. Состав и мандат Комитета устанавливаются  Ассамблеей государств - участников.

Для целей проведения выборов  составляются два списка кандидатов:

  • список A, содержащий кандидатов, обладающих признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства;
  • список B, включающий кандидатов с признанной компетентностью в соответствующих областях международного права, таких, как международное гуманитарное право и права человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда17.

Информация о работе Международный уголовный суд