Международное образовательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 04:28, лекция

Краткое описание

Как ранее уже отмечалось, международное право в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания и умелого применения норм международного образовательного права как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Международное образовательное право.docx

— 27.99 Кб (Скачать документ)

Международное образовательное право

Как ранее уже отмечалось, международное право в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания и умелого применения норм международного образовательного права как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.

В соответствии со ст. 57 Закона РФ «Об образовании» любые образовательные учреждения правомочны устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями. Но прежде чем реализовать свои права, нужно знать как сами права, так и порядок их реализации в конкретных отношениях и способы защиты своих прав в случае их нарушения.

Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации и тем самым определить оптимальные варианты действий на период заключения договора и в процессе его выполнения, а также со знанием дела осуществлять поиск будущего партнера.

Во-вторых, имеется ряд источников права, предусматривающих применение ответственности непосредственно к образовательным учреждениям за ненадлежащее или несвоевременное исполнение международных правовых обязательств. Поэтому информация об условиях применения юридической ответственности и размерах международно-правовых санкций является необходимым условием для определения верной позиции образовательного учреждения относительно своего участия в соответствующем правоотношении и конкретных обязательств в этом отношении.

В-третьих, вновь повторим, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Если же международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотрено законом, то в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Конституция РФ также предоставляет право своим гражданам обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право вой защиты.

Основываясь на этих конституционных нормах, каждый гражданин Российской Федерации или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-право вой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, закрепленного международными актами, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека или иную международную правозащитную организацию.

Таковы общие положения конституционного Российской Федерации и современного демократического международного права, которые лежат в основе образовательной политики государства на современном этапе как внутри страны, так и в международных сношениях.

В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

В предыдущих главах к некоторым из них мы уже обращались, но преимущественно с точки зрения конкретной их привязки к той или иной темы. В данном случае есть необходимость дать их более развернутую характеристику наиболее значимых международных документов об образовании.

Ведущее место среди них занимает, безусловно,Всеобщая декларация прав человека.Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать  полному развитию человеческой  личности;

2) воспитывать у  обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать  взаимопониманию, терпимости и дружбе  между всеми народами, расовыми  и религиозными группами;

4) содействовать  деятельности Организации Объединенных  Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины ХХ столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI века.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. «Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, – говорится в преамбуле Пакта, – может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».

Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией (а.2 ст. 13). Значимость этих положений столь велика, что их уместно привести полностью:

а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование  в его различных формах, включая  профессионально-техническое среднее  образование, должно быть открыто  и сделано доступным для всех  путем принятия всех необходимых  мер и, в частности, постепенного  введения бесплатного образования;

с) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное  образование должно поощряться  или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или  не закончил полного курса  своего начального образования;

е) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Как можно видеть, для нашей страны особенно актуальными являются такие обязанности государств, как постепенное введение бесплатного высшего образования, а не наоборот, как наблюдается сегодня, установление удовлетворительной системы стипендий и необходимость постоянного улучшения материальных условий преподавательского персонала.

Имевшиеся в середине-конце 1990-х годов в стране прекращения выплаты стипендий студентам вузов и средних профессиональных образовательных учреждений, снижения реальных размеров заработной платы преподавателей и даже невыплат и без того низких зарплат и т.п., означали не только регресс образовательных отношений, но и нарушение государством в лице его, прежде всего, исполнительной власти, основополагающих норм международного права. Ситуация стала меняться в начале нового столетия, Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ, в качестве одной из важнейших задач выделяет задачу совершенствования государственной и социальной защиты работников системы образования и обучающихся.

Надежные критерии для оценки действующего образовательного законодательства Российской Федерации и практики его реализации содержатся также вКонвенции о правах ребенка,вступившей в силу 1 сентября 1990 г. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, прежде всего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.

Применение положений Конвенции о правах ребенка к российской действительности, к правовому статусу социально незащищенных детей или детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволяет увидеть недоработки не только органов исполнительной власти, но и законодательной. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию» отсутствует ряд гарантий, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в тексте закона, как это не удивительно, не упоминается. Например, в ст. 11 Федерального закона, предусматривающей меры защиты прав и законных интересов детей в сферах профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляется немало льгот и гарантий в пользу ребенка. И тем не менее, эти меры не полностью соответствуют Конвенции о правах ребенка; в частности, не оговорено право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. А в современных условиях Российской Федерации данный запрет является весьма актуальным.

В основные документы ЮНЕСКО входят такие, как «Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования», «Рекомендации о развитии образования взрослых», «Всемирная конвенция об авторском праве», шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» и другие.

Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

Так, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства - сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.

Конвенция выступает важнейшим правовым средством против любых действий государства и его органов, осуществляемых в таких целях, как: ограничение образования любой группы лиц с низшим уровнем образования либо закрытие для конкретного лица или определенной социальной группы доступа к образованию любой ступени или типа; создание порядков, при которых лицо или группа лиц ставится в положение, не совместимое с достоинством человека. Эти положения Конвенции, в частности, дают право вые основания признавать попытки ввести платное высшее образование в современных условиях Российской Федерации как дискриминационные. В условиях, когда значительная часть населения находится за чертой бедности, повсеместное введение платы за образование означает закрытие доступа к образованию для этой социальной группы. А ведь именно такого рода действия прямо запрещаются ч. 1 ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования.

Большой практический интерес представляет принятая ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 года «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры». Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. В Декларации говорится, что вторая половина прошлого столетия войдет в историю высшего образования как период его наиболее бурного развития. С 1960 по 1995 г. численность студентов во всех странах мира возросла с 13 млн. до 82 млн., то есть более чем в шесть раз. И в этих условиях подтверждается необходимость сохранять, укреплять и расширять главные задачи и ценности образования.

Декларация определяет принципиально новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его с практической профессиональной деятельностью. Образование XXI века должно иначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного преимущество на когнитивное (знаниевое) освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте. В то же время специалист с высшим образованием должен не только быть профессионалом своего дела, но и обладать чувством социальной ответственности, быть активным членом современного гражданского общества и содействовать утверждению в нем принципов равноправия и справедливости.

Для обеспечения позитивных изменений в содержании образования Декларация ставит задачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новых новаторских подходов, творческого освоения современных возможностей, открывающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий. В соответствии с поставленными задачами Декларация формулирует обстоятельный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить на уровне государства, образовательных учреждений и международных организаций, в том числе и ЮНЕСКО.

Само содержание данной Декларации обусловливает необходимость того, чтобы она стала «настольным» документом для каждого работника сферы образования, принимающего участие в управлении ею, прогнозировании и развитии. Сегодня ни один нормативный и иной документ органов управления образованием или образовательных учреждений каждого государства, разделяющего принципы и положения Декларации, опосредствующей логику развития образовательных процессов в современном мире, не должен приниматься без их учета. Это в полной мере относится и к российскому образованию, если оно не хочет остаться на обочине дороги, по которой идут развитые страны. Иное дело, что положения Декларации необходимо творчески использовать в нашем образовании с учетом его специфики и условий функционирования.

Информация о работе Международное образовательное право