Международная правовая помощь по гражданским и торговым делам в МЧП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 04:41, дипломная работа

Краткое описание

Развитие международного сотрудничества РФ с иностранными государствами в сфере экономики, политики и культуры обусловило необходимость совершенствования договорных правоотношений и унификации законодательства по вопросам собственности, брачно-семейных, трудовых отношений, а также в сфере международных перевозок и других правоотношений, которые выходят за пределы правовой системы РФ. Выросла миграция населения, приобрели новые перспективы внешнеэкономические связки. Именно этим обусловленная заинтересованность широкого круга лиц в решении неурегулированных действующим законодательством проблем международного частного права [1, С. 3].

Содержание

Введение
Глава 1. Международная правовая помощь в рамках международного частного права.
1.1. Понятие международного частного права и его элементы
1.2. Сферы и принципы оказания правовой помощи в МЧП
1.3. Признание и исполнение решений иностранных судов в Российской Федерации
1.4. Исполнение постановлений российских судов в зарубежных странах
Глава 2. Международная правовая помощь в сфере семейного права
2.1. Коллизии возникающие в сфере семейных правоотношений, осложненных иностранным элементом
2.2. Проблемы связанные с применение международных договоров в области брачно – семейных отношений и пути их решения
Глава 3 . Международная правовая помощь по гражданским и торговым делам в МЧП
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 глава моей дипломной.docx

— 56.09 Кб (Скачать документ)

К этой деятельности примыкает сотрудничество компетентных органов в таких сферах, как образование, труд, социальное обеспечение, налогообложение и т. д. Здесь также речь идет о соблюдении прав и интересов индивидов и юридических лиц одного государства на территории другого.

Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи. Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права.

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено.

Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также:

• доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;

• вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;

• вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.

Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны. Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае:

• если не установлена подлинность документа;

• если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти;

• если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги.

В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.). В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда:

• исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России;

• исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами.

Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий. Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

 

1.3. Признание и  исполнение решений иностранных  судов в Российской Федерации

Взаимосвязь международного и внутригосударственного права обусловила постановку общей проблемы их соотношения, ставшей предметом оживленных научных дискуссий достаточно давно и получившей развитие как в общих, теоретических, так и в «отраслевых» исследованиях ученых-международников".

Признание и исполнение решений иностранных судов в Российской Федерации представляет собой один из частных аспектов более общей проблемы взаимодействия международного и национального права. Исследуемые вопросы подпадают под совмещенный предмет регулирования двух правовых систем - международной и национальной, а, следовательно, регламентируются как международно-правовыми, так и внутригосударственными нормами. Такой комплексный подход объясняется тем, что при разрешении вопросов признания и исполнения иностранных судебных актов речь идет об отношениях, выходящих за пределы одного государства, когда затрагиваются интересы двух или более государств.

Согласованная государствами регламентация исследуемых вопросов проявляется, прежде всего, в развитии договорного сотрудничества. В связи с этим возникает вопрос о возможности непосредственного применения международных договоров, предусматривающих исполнение решений иностранных судов, в правовой системе Российской Федерации.

Если говорить о более общей проблеме действия норм международного права во внутригосударственной сфере, то в этом плане наука демонстрирует наличие различных взглядов на рассматриваемую проблему.

Согласно одной из точек зрения в силу государственного суверенитета международные нормы не имеют и не могут иметь непосредственного действия на территории государства, в связи с чем представляется неправильным сама постановка вопроса о возможности применения международного права в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имелось в виду, что «процесс осуществления норм международного права во внутригосударственной сфере протекает как процесс осуществления норм внутригосударственного права» .

По мнению других ученых непосредственное действие международного права возможно только с санкции  государства, реализуемой в различных формах.

В науке сформулирована и иная позиция, согласно которой применение норм международного права для регулирования внутригосударственных отношений не изменяет международно-правового характера норм международного права, но обязывает суды, другие органы государства, физических и юридических лиц применять и исполнять их".

Общие нормативные положения о непосредственном применении международно-правовых норм в сфере внутригосударственной деятельности и внутригосударственной юрисдикции содержатся, прежде всего, в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15), которая объявляет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы и устанавливает правило о приоритетном применении договорных норм перед нормами национального права в случае их коллизии: «...если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ закрепляется непосредственное применение международных договоров к отношениям, регулируемым гражданским законодательством: «международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта».

Аналогичную формулировку, но уже применительно ко всем внутригосударственным отношениям, содержит п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.: «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Особое значение в рассматриваемом контексте имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. , в котором дается правильное, на мой взгляд, толкование п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Пленум разъясняет, что «...положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора» (п. 5). Иными словами, Верховный Суд указывает на то, что принятие внутригосударственного акта не исключает непосредственного действия и положений международного договора, ориентируя, таким образом, на комплексное, совместное применение международных и внутригосударственных норм.

В международно-правовой литературе выделяют три варианта непосредственного применения норм международных договоров - самостоятельное («без прямого участия норм национального законодательства»), совместное («совместно с «родственными» нормами национального законодательства») и приоритетное («вместо норм национального законодательства в коллизионных ситуациях»)1.

На существование различных вариантов непосредственного действия международных договоров в правовой системе Российской Федерации указывает и законодательство, регламентирующее вопросы признания и исполнения иностранных судебных актов.

Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В первом случае речь идет о самостоятельном применении международных договоров, касающихся порядка исполнения решений иностранных судов и арбитражей; во втором - четко прослеживается согласованный подход, ориентирующий на совместное применение международных договоров и российского законодательства при регулировании вопросов исполнения судебных решений иностранных государств.

Информация о работе Международная правовая помощь по гражданским и торговым делам в МЧП