Лекции по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:54, курс лекций

Краткое описание

В литературе выделяют четыре основных этапа развития международного права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и современный. Представляется целесообразным рассмотреть каждый из этих этапов. Международное право как особая правовая система начало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы определенных отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере в то время были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгосударственных отношений. О возникновении систематических международных отношений между рабовладельческими государствами можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до н.э.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Международное право. Курс лекций_Шлянцев Д.А_2006 -256с.doc

— 1.15 Мб (Скачать документ)

Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в  других документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой, однако в связи с распадом колониальной системы вопрос о самоопределении наций по большому счету решился.

В Резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная  Ассамблея ООН прямо указала, что "дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире". В иных документах ООН выражено главное в нормативном содержании принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".

Право национального самоопределения  не исчезает, если нация образовала самостоятельное государство или вошла в состав федерации государств. Субъектом права на самоопределение являются не только зависимые, но и суверенные нации и народы. С достижением национальной самостоятельности право на самоопределение лишь меняет свое содержание, что находит отражение в соответствующей международно-правовой норме. Без строгого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов невозможно выполнить многие жизненно важные задачи, стоящие перед ООН, в частности, невозможно содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также поддержание отношений мирного сосуществования между государствами. Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 г. обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Принцип самоопределения народов  и наций, как это подчеркивается в литературе, представляет собой  именно право народов и наций, а не обязанность, и теснейшим образом связан со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой статус как самостоятельного участника международных отношений, но и свою внутреннюю структуру, и курс внешней политики. Неотъемлемым образом с принципом осуществления народами права на самоопределение связан принцип сотрудничества государств, который выражается, независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности и иных целях, закрепленных в Уставе ООН.

Одновременно с Уставом ООН  принцип сотрудничества был зафиксирован в учредительных документах (уставах) многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Так, в соответствии с Уставом  государства обязаны "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а также обязаны "поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры".

Принцип сотрудничества также содержится в ст. 55 и 56 Устава ООН. Например, в  ст. 55 Устава закреплены обязанности  государств - членов ООН сотрудничать друг с другом и с Организацией в достижении целей, предусмотренных  Уставом.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

 

4.10. Принцип добросовестного выполнения

международных обязательств

 

Принцип добросовестного выполнения международных  обязательств возник в форме международно-правового  обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях  развития государственности, а в  настоящее время находит отражение  в многочисленных двусторонних и  многосторонних международных соглашениях.

В качестве общепризнанного принципа международного права он закреплен  в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН "создать условия, при которых  могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Согласно п. 2 ст. 2 Устава "все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".

Рассматриваемый принцип носит универсальный  характер, что удостоверяется, к  примеру, Венской конвенцией о праве  международных договоров следующим  образом: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Кроме этого в Конвенции также закреплено следующее положение: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

Помимо  Венской конвенции о праве  международных договоров, рассматриваемый  принцип закреплен в ряде других международно-правовых документов. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. каждое государство обязано  добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В Декларации принципов Заключительного  акта СБСЕ 1975 г. государства-участники  согласились "добросовестно выполнять  свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые  вытекают из общепризнанных принципов  и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются".

В литературе отмечается, что следует  сопоставлять обязательства "по международному праву" как более широкое понятие, нежели обязательства, "вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права".

Однако  трудности возникают также и  в отношении концепции добросовестности. В различных правовых системах существует свое понимание добросовестности, что отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств, однако определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности.

В литературе предполагается, что юридическое  содержание добросовестности следует  выводить из текста Венской конвенции  о праве международных договоров, из разделов "Применение договоров" (ст. 28 - 30) и "Толкование договоров" (ст. 31 - 33). Добросовестным считается применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора).

Принцип добросовестного выполнения международных  обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это  значит, что рассматриваемый принцип  применяется только к международным  договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.

В международном праве существует максима следующего содержания: любой  договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство  не может ссылаться на такой договор  или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров. Подобного рода положения и максимы свидетельствуют о расширении сферы применения принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

 

Тема 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ

ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ

 

5.1. Понятие и сущность международно-правового  признания

 

Под международно-правовым признанием в  теории международного права принято  понимать односторонний добровольный акт государства, в котором прямо  или косвенно оно заявляет либо о  том, что рассматривает другое государство  как субъект международного права  и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории. Этот акт носит добровольный характер, что подчеркивается в определении, т.е. следует помнить о том, что признание является правом государства, а не его обязанностью. Хотя длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.

Признание может быть не явно выраженным. Его  можно усмотреть в определенных конклюдентных действиях государства (предложении установить дипломатические или консульские отношения, заключить договор о поставке и т.п.).

Итак, признание в международном праве  представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, при помощи которого он констатирует наличие или отсутствие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права, соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и международной правосубъектности. К примеру, при помощи признания можно установить правоотношения между вышедшим на международную арену государством и признающим государством. Факт наличия признания означает, что государство рассматривает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских  или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Акт, противоположный признанию, в литературе именуется протестом. Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого  факта или события, в квалификации его как международно-противоправного  деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.

Сами  по себе признание и протест являются политическими актами в межгосударственных отношениях, поскольку существо события, являющегося объектом признания или протеста, они изменить не могут.

Признание или отказ в признании юридически значимых событий в межгосударственных взаимоотношениях - явление обычное, распространенное и часто практикуемое государствами. Однако в международно-правовом плане акты признания или отказа не регламентированы, поскольку трудно предсказать события, могущие стать объектом признания или протеста, и установить условия их правомерности.

В доктрине по вопросу признания также  существуют разногласия и разночтения  в амплитуде от полного отрицания юридического значения акта признания до придания ему решающего значения в деле констатации правомерности рассматриваемого события.

Следовательно, в общем виде роль признания юридически значимых событий в международном  общении не поддается описанию, в том числе в плане их юридической правомерности.

В доктрине существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой только признание придает  адресату признания соответствующее  качество: государству - международную  правосубъектность, правительству - способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания адресату упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания.

Сущность  декларативной теории заключается  в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление  и служит средством, облегчающим  осуществление с ним контактов. В литературе распространено мнение, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям международной жизни.

Иными словами, признание носит декларативный  характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных  правоотношений между субъектами международного права. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.

Информация о работе Лекции по "Международному праву"