Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:56, реферат
Упоминание об аборте встречается в Древнем Китае более 4600 лет назад. Есть свидетельства, что древние жители Австралии разрывали плодную оболочку, чтобы вызвать выкидыш. А женщины Восточной Африки вызывали аборт с помощью специальных деревянных палочек. Некоторые врачи древности подходили к вопросу взвешенно и допускали аборт только в тех случаях, когда роды грозили опасностью матери или ребенку. Не одобряет прерывания беременности клятва Гиппократа, однако Аристотель считал аборт допустимым.
1. История проблемы искусственного аборта.
2. Отношение врачей и общества в мире
3. История аборта в России
4. Отношение к аборту в современной России
5. Кому это дозволено законом
6.Статус эмбриона
7.Аборт - всегда аборт.
8.Заключение
9.Список использованной литературы
До 1930 г. в СССР еще публиковалась статистика об абортах, которая свидетельствовала о постоянном росте их числа. В обществе все больше распространялся взгляд на аборты как зло с демографической точки зрения. Говоря об этом, нельзя не упомянуть о значительной убыли населения России в связи с гражданской войной, массовым голодом, коллективизацией, репрессиями. В 1936 г . ЦИК и СНК приняли Постановление, запрещающее аборты. В повороте государственной политики в отношении абортов на 180 градусов наряду с демографическим фактором важную роль сыграл также фактор идеологический. Дело в том, что со временем эффективность работы "абортных комиссий" стали оценивать по числу выдаваемых ими "отказов". Факт разрешения на аборт как бы противоречил утверждениям официальной пропаганды о постоянном росте благосостояния трудящихся. Этим же можно объяснить и засекречивание в начале 30-х годов статистики об абортах. А в 1939 г. сбор статистических данных об искусственных абортах был полностью прекращен.
Рост числа криминальных абортов в послевоенные годы заставил советское государство опять изменить политику в отношении абортов - в 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об отмене запрещения абортов". Этим юридическим актом были легализованы "аборты по просьбе", которые имели право производить только лица со специальным медицинским образованием, только при сроке беременности до 12 недель и только в больничных условиях. При несоблюдении хотя бы одного из этих условий аборт считался криминальным, за что установилось наказание - до 8 лет исправительных работ.
К сожалению, в последующие десятилетия альтернативные аборту способы и методы контроля над рождаемостью не получили в нашей стране широкого развития. До конца 60-х годов число искусственных абортов росло в СССР особенно быстро, а в 70-80 гг. кривая роста становится не такой крутой. Открытая в эпоху гласности официальная статистика об абортах засвидетельствовала, что в СССР был самый высокий в мире показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста - около 120. По данным зарубежных экспертов, с учетом нерегистрируемых абортов этот показатель был примерно в полтора раза выше. Только с середины 80-х годов показатель частоты абортов стал, наконец, снижаться, и в 1996 г. он равнялся 89.
Рамки легальности аборта были радикально расширены в 1987 г. когда Минздравом СССР был издан приказ N 1342 о прерывании беременности по социальным показаниям. Этот документ разрешал по желанию женщины прервать беременность при большом сроке, если документально подтверждались такие обстоятельства, как развод во время беременности, многодетность (более 5 детей) и т. д. Т.о. на протяжении последних десятилетий законодательство об аборте становилось все более либеральным. Реальные же усилия органов здравоохранения, врачей, общественности, направленные на ограничение этой медицинской практики были гораздо скромнее.
В годы, когда не только в развитых странах, но и развивающихся - создавались современные системы планирования семьи, одна из инструкций союзного Минздрава (1975 г) лишь призывала врачей-гинекологов убеждать женщин, уже принявших решение об аборте, не делать этого и сохранить беременность. Только в последнее десятилетие в нашей стране делаются первые шаги по созданию современной системы планирования семьи. Одновременно возникли общественные движения против абортов - ассоциации "Жизнь", "Право на жизнь", "Pro life", "Vita" и др.
4. Отношение к аборту в
А) Официальная медицина: постепенный отказ от абортов. Замена искусственного прерывания беременности другими методами планирования семьи, сексуальное просвещение населения;
Б) Православная Церковь: немедленный запрет прерывания беременности, запрет любой контрацепции, т.к. она идет против воли создателя. Обвинение гормональной контрацепции в том, что она является абортивной. Абсолютный запрет на половое воспитание, которое "развращает людей". Позиция: если подростки узнают о безопасном сексе с использованием презерватива, то сразу начнут предаваться греху. Утверждается поголовная греховность, человек создан для страдания и должен быть темным и непросвещенным.
С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.
Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери.
Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах.
В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.
Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.
Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести
В связи с этим особый интерес представляет заметка, прошедшая в ряде средств массовой информации: "Телегония вместо просвещения... В то же время стремление части православных активистов добиться реализации своих моральных установок и запретить некоторые практики, признанные современной российской медициной, приводит к конфликтам во взаимоотношениях врачей и духовенства РПЦ. В первую очередь речь идет о планировании семьи в широком смысле этого понятия и, в частности, о запрете абортов, искусственного оплодотворения и уроков сексуального образования для всех категорий учащихся. Официально эти положения были закреплены в X и особенно XI главах «Основ социальной концепции РПЦ».
Реализацией этих положений занимаются несколько групп, идеологически и организационно связанных с фундаменталистским духовенством. Одновременно они являются частью (и используют методики и материалы) общемирового антиабортариального движения, опирающегося в первую очередь на протестантские радикальные группы в США и Скандинавии. В России центром движения против абортов является медико-просветительский центр «Жизнь» (калька с названия международного ProLife движения), который уже 10 лет действует под руководством священника Максима Обухова при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва, настоятель — протоиерей Димитрий Смирнов). Центр пользуется действенной поддержкой большого количества священников и архиереев и имеет развитую региональную сеть.
Аргументация православных фундаменталистов
такова: любое просвещение в
Внутри медицинской системы претензии активистов и духовенства РПЦ взять на себя роль общественных контролеров вызывают естественное сопротивление, для преодоления которого задействована группа поддержки, объединившаяся в сеть Обществ православных врачей. Используя секции Рождественских чтений в качестве площадки для консолидации сторонников, Общество православных врачей при поддержке иерархии стало активно развивать региональные отделения. В настоящее время их существует как минимум 16.
Для воздействия на государственные и общественные организации по благословению патриарха был создан Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, объединивший основные православные медицинские группы под контролем иерархии. Сегодня этот орган активно пытается влиять на законодательный процесс в стране и уже ссылается на некоторые достижения. Отношение религии к проблеме аборта
Борцы с абортами:
А) Министерство Здравоохранения и Социального развития РФ
Лидер: Зурабов Михаил Юрьевич
Идеология: в данный момент прерывание беременности оплачивается из средств Фонда Обязательного Медицинского Страхования и бюджетов разных уровней.
Конечная цель: снижение статистических показателей по абортам
Формы работы: разработка регламентирующей аборты документации, надзор за качеством и условиями оказания медицинских услуг по прерыванию беременности. Создание центров планирования семьи. Санитарно-просветительская работа среди населения. Отношение религии к проблеме аборта
Б) Российская Ассоциация Планирования Семьи
Лидер: Гребешева Инга Ивановна
Идеология: Аборт запрещать нельзя. Контрацепция - разумная альтернатива аборту.
Конечная цель: Снижение числа абортов.
Осознанное материнство.
Формы работы: распространение информационных
материалов, участие в общественных акциях,
выступление в СМИ, лекционная работа.
Отношение религии к проблеме аборта
В) Медико - Просветительский Центр "Жизнь".
Лидер: Обухов Максим
Идеология: Полный запрет абортов, в
т.ч. по медицинским и социальным
показаниям. Запрещение любой контрацепции.
Конечная цель: увеличение количества
верующих, снижение числа абортов
Формы работы: Распространения в метро
"самоклеек" с изображением расчлененной
головки ребенка, издание брошюр, листовок,
выступления в СМИ, закупка, перевод и
демонстрация фильмов противоабортной
тематики, лекционная работа, психологическое
давление на женщин.
Г) Корпорация транспортных рабочих / Корпорация
тяжелого Рока (КТР)
Лидер: Троицкий Сергей Евгеньевич
Идеология: запрет аборта женщинам, которые
еще не рожали. Пропаганда беспорядочных
половых связей. Запрещение барьерной
контрацепции (презервативы). Угроза физической
расправой врачам, производящим операции
искусственного прерывания беременности.
Конечная цель: увеличение числа детей
русской национальности
Формы работы: Агитация на концертах, шествия
и митинги, участие в общественных акциях.
Говоря о социальных категориях женщин, которым было разрешено
прерывать беременность, почти
все постановления
Постановление 1987 года включало семь
пунктов: инвалидность 1-2 группы у мужа,
смерть мужа во время беременности
жены, расторжение брака, пребывание
женщины или ее мужа в местах лишения
свободы, наличие решения суда о лишении
или ограничении родительских прав, многодетность,
беременность в результате изнасилования.
Позже в список были добавлены безработица,
отсутствие жилья, доходы ниже прожиточного
минимума, статус беженца или переселенца,
и даже незамужество. Таким образом, аборт
фактически был узаконен, поскольку большинство
женщин получали возможность его сделать.
6. Статус эмбриона.
С момента возникновения
Таким образом, практика абортов, а также наказаний за них существует с незапамятных времен. Но в каждой стране закон по-разному регулировал эту проблему.
Эмбрион - не только часть тела женщины. Как биологическая структура эмбрион не тождественен никакому ее органу, поскольку он есть человеческое существо, растущее в ее теле. Человеческий эмбрион обладает особым онтологическим статусом: он - "потенциальный человек". Его природа преимущественно биологическая, а в социальном отношении - это пока объект, на который в нормальных, а не в "девиантных" случаях искусственного аборта направлена наша забота. Его природа - это становление, формирование биологической индивидуальности, предпосылок уникального склада души, характера будущего человека. Никакой из объективных фактов, отражающих непрерывный процесс эмбриогенеза - зарождения и развития эмбриона, - нельзя считать свидетельством того, что уже появился "человек как таковой". В то же время ясно, что чем больше возраст эмбриона, тем ближе он к этому последнему статусу.
Особый онтологический статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. На любой стадии своего развития эмбрион является носителем человеческого достоинства. Плод приобретает моральный статус, как бы соучаствуя в моральных взаимоотношениях. Критерием морального статуса эмбриона является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда эмбрион становится объектом морального осмысления и для матери, в тот или иной критический момент выбора, и для человеческой культуры, которая самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом моральные качества человеческого рода в целом - такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие.