Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:06, контрольная работа
Психика человека - это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой. Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Вопрос 1. Основные свойства психики - эмоции. Характеристика
и критерии оценки……………………………………………………………….….3
Вопрос 2. Судебно-психиатрическая экспертиза при шизофрении.
Составить примерный акт судебной психиатрической экспертизы…………….8
Список литературы……………………………………………………………. ...20
Судебно-психиатрическая экспертиза больных шизофренией
Проведение экспертизы обязательно:
- для установления причин
- для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими;
- для определения психического
или физического состояния
- для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.
СПЭ проводится только в специально определенных учреждениях и почти исключительно стационарно, т.е. с помещением обследуемого в больницу.
В судебно-психиатрической практике примерно половина испытуемых, признанных невменяемыми, составляют больные шизофренией. Данное обстоятельство свидетельствует о ее большом судебно-психиатрическом значении.
Болезнь начинается чаще всего в возрасте от 15 до 25 лет, что дало повод первоначально назвать ее «раннее слабоумие». Однако она может возникнуть и у лиц моложе 15 лет - детская и подростковая шизофрения или же в зрелом возрасте и старости - поздняя, старческая шизофрения.
Шизофрения отличается многообразием клинических проявлений на всех этапах своего развития - начальном, манифестном, отдаленном и исходном.
Среди большого числа свойственных самой болезни расстройств и привходящих факторов основными являются тип течения болезни и особенности характеризующих болезнь симптомов. Оба параметра во многом взаимосвязаны.
Правильное их решение способствует разрешению проблем терапии, трудового и социального прогноза. Последний включает и разрешение вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии.
В зависимости от типа течения болезни, выделяют три основные формы шизофрении: непрерывную, периодическую (реккуретную) и приступообразно - прогредиентную.
Среди большого числа свойственных самой болезни расстройств и привходящих факторов основными являются тип течения болезни и особенности характеризующих болезнь симптомов. Оба параметра во многом взаимосвязаны.
Правильное их решение способствует разрешению проблем терапии, трудового и социального прогноза. Последний включает и разрешение вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии.
Непрерывная шизофрения. В зависимости от степени тяжести (прогредиентности) выделяют злокачественную, умеренно прогредиентную, вяло протекающую шизофрению.
Злокачественная шизофрения. Начинается в детском, подростковом, но чаще всего в юношеском возрасте.
Среди заболевших мужчины встречаются в три раза чаще, чем женщины.
Первыми симптомами болезни являются исподволь нарастающие личностные изменения. Снижаются, а затем и совсем исчезают прежние привязанности, теряются друзья и знакомые. В отношении к близким, наряду с углубляющимся равнодушием проявляются раздражение, неприязнь, грубость, вплоть до тупой злобы. Нередко больные говорят о родителях как о свои злейших врагах.
Одновременно теряется интерес к окружающему, исчезает юношеская любознательность. Проявляющиеся вялость и пассивность сказываются на прогрессивно, иногда катастрофически , падающей школьной успеваемости.
Стремление некоторых больных компенсировать низкую психическую продуктивность упорными, даже изнурительными по затраченным силам, занятиями успеха не имеют.
Такая психическая несостоятельность может сопровождать появлением до тех пор отсутствующих интересов: больные начинают бессистемно читать философские или религиозные книги - так называемая религиозная интоксикация; обращают свое внимание на дисциплины, изучаемые в вузах; разрабатывают собственные методы физического и духовного совершенствования или - же обращаются с этой целью к различным религиозно-философским учениям; с необычайным упорством стремятся к коллекционированию и т.д.
Особенность всех этих занятий состоит в том, что они непродуктивны и ничем не обогащают заболевшего. Его личность приостанавливается в своем развитии.
На фоне первичных личностных изменений могут возникать отдельные продуктивные симптомы. В судебно-психиатрическом отношении наиболее важными в этот начальный период болезни являются психопатоподобные симптомы с расстройствами влечений - употребление алкоголя и различных наркотических средств, воровство, сексуальные эксцессы, бродяжничество.
В тех случаях, когда преобладают перечисленные выше негативные расстройства - личностные изменения, а такие симптомы, как бред, галлюцинации и тому подобные нарушения, отсутствуют или эпизодичны, говорит о простой форме шизофрении.
Чаще происходит дальнейшее усложнение заболевания, наступающее через один - четыре года после его начала. Появляются галлюцинаторные, бредовые, аффективные и кататоничекие расстройства. Их характеризует одна основная черта - они неразвернуты (рудиментарны) и , наслаиваясь при своем развитии друг на друга, зачастую делают невозможным определить, какое же из всех расстройств является преобладающим. Два - три года, редко более продолжителен манифестные период болезни и наступает и наступает мало изменчивое конечное состояние, определяющееся эмоциональной тупостью и остаточными позитивными симптомами. Больные злокачественной шизофренией пока в значительном большинстве случаев являются постоянными обитателями психиатрических больниц.
Противоправные действия совершаются больными, страдающими злокачественной шизофренией, преимущественно на начальном этапе болезни и значительно реже в тот период, когда начинают появляться собственно психотические расстройства - бред, галлюцинации и т.п. Особенности начального этапа во многом определяют и характер противоправных действий: чаще всего это хулиганские поступки, связанные с расстройствами влечений.
Именно совершение деликта, нередко впервые, приводит таких больных к врачу.
Иногда же больные совершают тяжкие общественно опасные поступки, например убийства. В ряде случаев в их основе лежат выраженные изменения личности и импульсивные действия.
Умеренно прогредиентная (параноидная, бредовая) шизофрения. Возникает ближе к среднему возрасту - в 25-30 лет. Развивается постепенно, особенно в первые годы. Исподволь и незаметно появляется бред отношения (смотрят, насмехаются, хотят плохого, подстраивают). Иногда с самого начала это бред отравления, бред ревности, ипохондрический или любовный бред. Постепенно систематизируясь и расширяясь, первоначально возникшие бредовые идеи принимают форму в большей или меньшей степени систематизированного бреда преследования (паранойяльный этап). Внешним проявлением систематизации бреда являются не только высказывания больных, из которых можно выяснить, кто, как и почему хочет им зла, но и характер их действий. Появляется так называемая бредовая защита - меры, предпринимаемые больными для самозащиты от мнимых преследователей. Вначале чаще всего больные пытаются избежать предполагаемой опасности. Меняются маршруты передвижения, места работы и жительства, ограничиваются контакты с окружающими (симптом пассивного преследуемого - преследователя). В последующем, а иногда и одновременно с появлением бредовых идей больные начинают писать письма в различные общественные организации или же посещают их лично, прося оградить от недоброжелательного или враждебного отношения. При дальнейшей систематизации бреда появляется точное знание того, кто хочет больному зла (симптом персонификации). В этот период бредовая защита может измениться - больные сами нападают на предполагаемых врагов (симптом активного преследуемого - преследователя). Нападения осуществляются самыми различными способами - от словесных до попыток насильственного уничтожения «противника».В период заболевания, сопровождаемого бредовой защитой, больные наиболее опасны для окружающих. Далеко не всегда защитные действия начинаются с пассивной обороны. Опасность противоправных действий бредовых больных усиливается еще и тем, что на начальном этапе болезни изменения личности сравнительно невелики и состоят лишь в замкнутости, повышенной ранимости, сужении круга интересов при одновременно удовлетворительной и даже хорошей работоспособности. Больные подозрительны, насторожены, и если говорят о болезненных расстройствах, то лишь отдельными фразами или неопределенными намеками. Окружающие воспринимают это как признаки неуживчивости и дурного характера.
В других случаях параноидная шизофрения начинается с неврозоподобных или психатоподобных расстройств, к которым позже присоединяется систематизация бреда различного содержания, а также явления бредовой защиты.
Начальный этап продолжается самые различные сроки: от 2-3 лет до 10-20 лет.
Следующий этап болезни характеризуется присоединением к бреду симптомов психического автоматизма - синдрома Кандинского - Клерамбо. Усложнение болезни протекает с выраженной тревогой, страхом, чувством грозящей опасности, отчетливой растерянностью, периодами возбуждения, отдельными кататоническими симптомами. В дальнейшем симптомы обострения сглаживаются и на первый план выступают или разнообразные проявления психического автоматизма, в первую очередь псевдогаллюцинации, или же различные по содержанию бредовые идеи, а психический автоматизм остается неразвернутым.
На втором этапе болезни симптом бредовой защиты также выражен отчетливо и сохраняется годами. Особенно он постоянен в тех случаях, когда идеи преследования сочетаются с бредом ревности, или ипохондрическим бредом, которые соотносятся с конкретными лицами
амбулаторной судебно-психиатрической
экспертизы № 207
на испытуемого гражданина Бойкова Валерия
Владимировича, 1954 года рождения, обвиняемого
по ст. 158 ч.2 УК РФ в краже, в уголовном деле
№ 13215 СО Зубцовского РОВД Тверской области.
Судебно-психиатрическое освидетельствование
произвела судебно-психиатрическая экспертная
комиссия в составе:
председателя комиссии: - врача-психиатра
высшей
квалификационной категории
Семенова В.И.;
членов комиссии: - врача-психиатра 1 квалификационной
категории Кузнецова А.И.;
- врача-психиатра, докладчика,
Сидорова Н.Н.
на основании постановления следователя
СО Зубцовского РОВД Тверской области
лейтенанта юстиции Шмелева И.Н. от 30 декабря
1997 года. Об ответственности за отказ или
дачу заведомо ложного заключения по ст.
ст. 307, 308 УК РФ эксперты предупреждены.
Из материалов уголовного дела, представленной
амбулаторной карты из кабинета психиатра
Зубцовской ЦРБ Тверской области, со слов
испытуемого известно следующее: отец
злоупотреблял спиртными напитками, был
неоднократно судим. В раннем возрасте
в психическом и физическом развитии от
сверстников не отставал. В школе с 7 лет,
учился в общеобразовательной школе, с
программой справлялся.
Закончив 7 классов, учебу бросил, работал
в совхозе трактористом. В 1972 году привлекался
к уголовной ответственности по ст. 206
ч.2 УК РСФСР, осуждался на 2,5 года лишения
свободы. После освобождения в 1975 году
работал по различным специальностям,
затем стал разъезжать по городам страны.
В 1981 году уехал на Дальний Восток.
С 1986 года стал впервые испытывать страхи,
нарушился сон, стал слышать "голоса"
угрожающего характера. Многократно госпитализировался
в психиатрические больницы. Ставился
диагноз: "Шизофрения". В 1990 году привлекался
к уголовной ответственности по ст. 108
ч. 1 УК РСФСР, в ходе следствия был освидетельствован
стационарной СПЭ в Приморской краевой
психиатрической больнице г. Уссурийска.
Был признан невменяемым, направлен на
принудительное лечение в психиатрическую
больницу специализированного типа. Выписан
1 апреля 1993 года с диагнозом: "Шизофрения,
параноидная форма. Непрерывно-прогредиентное
течение". После выписки из больницы
вернулся к матери в Тверскую область.
В 1993 году дважды госпитализировался в
Тверскую областную психиатрическую больницу
№ 1 с диагнозом: "Шизофрения, параноидная
форма, приступообразно-прогредиентное
течение". В сентябре 1994 года оформлена
2 группа инвалидности по психическому
состоянию, находился под наблюдением
участкового психиатра. Острых психотических
расстройств не отмечалось. В декабре
1994 года приехал в Подмосковье, женился,
занимался личным хозяйством. Вскоре совершил
кражи, задержан, в ходе следствия, 17 и
19 июля 1995 года был освидетельствован
амбулаторной судебно-психиатрической
экспертной комиссией при Московской
психиатрической больнице, где жаловался
на "плохой сон", наличие "голосов",
содержание которых не мог передать. Во
время беседы был негативистичен, бестолков.
Сведения о себе сообщал противоречивые,
путал основные даты своей жизни. С диагнозом:
"Шизофрения" был признан невменяемым,
направлен на принудительное лечение
в психиатрическую больницу № 5 г. Москвы,
куда поступил 18 апреля 1996 года. По данным
выписки из истории болезни № 470/96 в отделении
психотических расстройств не выявлял,
помогал медперсоналу, тяготился условиями
отделения. Выписан 4 июля 1997 года домой
под наблюдение ПНД. Вернулся домой в Тверскую
область. О правонарушении известно, что
15 ноября 1997 года около двух часов гражданин
Бойков В.В., находясь в состоянии алкогольного
опьянения, с целью совершения кражи продуктов
питания, пришел к магазину № 28, расположенному
в деревне Вахново Зубцовского района,
откуда тайно похитил сигареты, вино-водочные
изделия и другие товарно-материальные
ценности. В ходе расследования установлено,
что Бойков В.В. состоит на учете у врача-психиатра
Зубцовской ЦРБ по поводу шизофрении,
дважды проходил СПЭ, признан невменяемым,
дважды проходил принудительное лечение
в СПБ г. Благовещенска и ПБ № 5 Московской
области, в связи с чем назначена амбулаторная
судебно-психиатрическая экспертиза.
При настоящем обследовании испытуемого
установлено следующее.
Физическое состояние. Правильного телосложения.
Кожные покровы чистые. Тоны сердца ясные,
ритмичные. В легких везикулярное дыхание.
Органы брюшной полости без патологии.
Неврологическое состояние. Зрачки округлые,
равномерные, с живой реакцией на свет.
Конвергенция, аккомодация не нарушены.
Лицо симметричное, язык по средней линии.
Сухожильные рефлексы равномерные. В позе
Ромберга устойчив.
Психическое состояние. Ориентирован
всесторонне правильно, сознание не помрачено.
В поведении упорядочен. Жалобы на головные
боли, мужские голоса в голове коментирующего
содержания, к которым привык. Эмоционально
нивелирован. Ровен, спокоен. На вопросы
отвечает по существу. Мышление последовательное,
с паралогичными заключениями. Бреда активно
не высказывает. Формально критичен к
правонарушению, объясняет его тем, что
был пьян и ничего не помнит. Утверждает,
что "если бы пьян не был, то не стал
бы воровать".
Заключение: на основании
вышеизложенного комиссия приходит к
заключению, что гражданин Бойков В.В.
в настоящее время страдает хроническим
психическим заболеванием в форме шизофрении,
о чем свидетельствуют анамнестические
сведения, данные медицинской документации,
свидетельствующие о наличии специфической
симптоматики в виде бредовых, галлюцинаторных,
эмоционально-волевых расстройств, а так
же выявленные при настоящем обследовании
испытуемого – расстройства мышления.
Как психически больной, не может осознавать
фактический характер и общественную
опасность своих действий и руководить
ими. Во время совершения правонарушения
не мог осознавать фактический характер
и общественную опасность своих действий
и руководить ими. Учитывая стабильность
психопатологических расстройств и склонность
к асоци-альным действиям нуждается в
принудительном лечении в психиатриче-ском
стационаре специализированного типа.
Председатель комиссии: психиатр-эксперт
(подпись)
Члены комиссии: психиатр-эксперт (подпись)
врач-докладчик
психиатр-эксперт (подпись)
Список литературы