Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:03, реферат
Серологическую диагностику брюшного тифа осуществляют при помощи реакции агглютинации брюшнотифозных микробов. Для этого необходимы сыворотка крови больного (или бактерионосителя) и антиген, в качестве которого применяют взвеси убитых микробов. К сыворотке в различных разведениях добавляют постоянное количество антигена. При наличии антител микробы склеиваются и образуют более или менее плотные скопления.
Сальмонеллы, находящиеся в пищевых продуктах (особенно в мясных), очень устойчивы к тепловой обработке. Мясо, обсемененное S. enteritidis и S. cholerae suis, полностью обезвреживается только при проварке его кусками массой 500 г и толщиной 6 см в течение 3 ч при 100°С. И. С. Загаевский (1961) установил, что S. typhimurium погибает в толще куска свинины через 10 мин после того, как температура внутри куска достигнет 80°С.
По действующим правилам ветеринарно-санитарнои экспертизы (1970) мясо, полученное от животных, больных сальмонеллезом, считается обезвреженным после проваривания его кусками массой не более 2 кг, толщиной 8 см в открытых котлах в течение 3 ч, а в автоклаве при 0,05 МПа в течение 2,5 ч (температура внутри куска не ниже 80°С). В мясе, хранящемся в холодильнике при низкой плюсовой температуре, сальмонеллы не только выживают, но и способны размножаться.
Соление и копчение мяса оказывают слабое воздействие на сальмонелл. В соленом и копченом мясе некоторые сальмонеллы сохраняют жизнеспособность в середине кусков до 75—97 дней.
При размножении сальмонелл в молоке его внешний вид и вкус не изменяются. Пастеризация молока при 85°С в течение 30 мин в производственных условиях способствует полному уничтожению сальмонелл. В высушенном твороге, искусственно зараженном S. typhimurium и S. dublin и хранившемся при О—4°С, сальмонеллы выживают в течение 56 мес, а при комнатной температуре—34 мес. Сальмонеллы, которые были введены в сливочное масло, хранившееся при комнатной температуре, оставались жизнеспособными до 128 дней, а при О—4°С —284 дней. S. dublin и S. cholerae suis, внесенные в простоквашу кислотностью 85°Т, оставались жизнеспособными в течение 48 ч (предельный срок хранения простокваши) при 0—4°С.
В замороженных яичных желтках S. tenessee, S. mon-tevideo, S. typhimurium сохраняли жизнеспособность после 13-месячного хранения при —20°С. В яичном меланже S. cholerae suis погибали при 65°С лишь через 20 мин.
5 Источником
инфекции могут быть животные и люди, причем
роль животных в эпидемиологии является
основной. Сальмонеллез у животных встречается
в формах клинически выраженного заболевания
и бактерионосительства. Будучи внешне
здоровыми, бактерионосители могут выделять
возбудителей с мочой, калом, молоком,
носовой слизью, слюной. Наибольшую эпидемиологическую
опасность представляет инфицирование
крупного рогатого скота, свиней, овец,
кошек, домовых грызунов (мышей и крыс).
Сальмонеллы обнаруживаются у многих
видов диких животных: лис, бобров, волков,
песцов, медведей, тюленей, обезьян. Значительное
место в эпидемиологии сальмонеллеза
занимают птицы, особенно водоплавающие.
Сальмонеллы обнаруживают не только в
мясе и внутренних органах животных и
птиц, но и в яйцах.
Основной путь заражения при сальмонеллезе
- алиментарный, а факторами передачи инфекции
являются различные пищевые продукты
(мясо животных, рыб, лягушек, устриц, крабов,
яйца и яичные продукты, молоко и
молочные продукты, блюда из овощей). В
качестве прямого фактора передачи инфекции
нередко выступает вода. Описаны случаи
воздушно-капельного заражения в детских
коллективах. Известны случаи непосредственного
заражения людей от больных животных при
уходе за ними. Источниками сальмонеллеза
могут быть больные сальмонеллезом люди
или бактериовыделители. У детей раннего
возраста преимущественно является контактный
путь передачи инфекции, факторами передачи
служат руки персонала, а также предметы
ухода и пеленальные столики. Сальмонеллез
регистрируется в течение всего года,
но чаще в летние месяцы, что можно объяснить
ухудшением условий хранения пищевых
продуктов.
Заболеваемость сальмонеллезом в целом
возросла. Причина этого явления, по мнению
большинства исследователей, связана
с интенсификацией животноводства на
промышленной основе, изменившимся характером
и масштабами реализации пищевых продуктов,
значительным увеличением экспортно-импортных
связей между странами, интенсификацией
миграционных процессов и др.
Другой эпидемиологической особенностью
сальмонеллеза в настоящее время является
преимущественно спорадический характер
его распространения. Установлено, что
спорадическая заболеваемость по существу
является следствием возникновения вспышек
сальмонеллеза, характер которых изменился,
вследствие чего эпидемиологическая расшифровка
их затруднена. Они возникают преимущественно
в результате поступления в торговую сеть
различных пищевых продуктов, инфицированных
сальмонеллами.
Описаны водные вспышки сальмонеллеза.
Дискутируется воздушно-пылевой путь
передачи инфекции. Воздушно-капельный
путь передачи не узаконен, но все чаще
встречаются вспышки, имеющие гриппоподобный
тип течения инфекционного процесса. Возможно
инфицирование ребенка во время родов,
допускается трансплацентарная передача
инфекции.
6 Патогенез сальмонеллеза
Сальмонеллы, преодолев факторы неспецифической защиты ротовой полости и желудка, попадают в просвет тонкой кишки, где прикрепляются к мембранам энтероцитов и выделяют термостабильный и/или термолабильный экзотоксины. С помощью факторов проницаемости (гиалуронидазы) возбудители через щёточную кайму проникают внутрь энтероцитов. Взаимодействие бактерий с эпителиальными клетками приводит к дегенеративным изменениям микроворсинок. Интервенции возбудителей в подслизистый слой кишечной стенки противодействуют фагоциты, что сопровождается развитием воспалительной реакции.
При разрушении бактерий высвобождается липолисахаридный комплекс (эндотоксин), играющий основную роль в развитии синдрома интоксикации. Липополисахаридный комплекс активирует арахидоновый каскад по липооксигеназному и циклооксигеназному путям. Липооксигеназный путь приводит к образованию лейкотриенов, стимулирующих хемотаксис и реакции дегрануляции, усиливающих проницаемость сосудов, и, опосредованно, уменьшающих сердечный выброс. Циклооксигеназный путь приводит к образованию простаноидов (тромбоксаны, простагландин Е, ПГF2ааи др.). Усиленный синтез простаноидов индуцирует агрегацию тромбоцитов, приводя к тромбообразованию в мелких капиллярах. Развивается ДВС-синдром с нарушениями микроциркуляции. Последние обусловливают изменения метаболизма с накоплением кислых продуктов в органах и тканях (метаболический ацидоз). Простагландины стимулируют секрецию электролитов и жидкости в просвет кишечника, сокращение гладкой мускулатуры и усиление перистальтики, что в конечном счёте приводит к развитию диареи и обезвоживанию организма. Кроме того, обезвоживанию способствует действие бактериальных энтеротоксинов, активизирующих аденилатциклазную систему и выработку циклических нуклеотидов. Следствием дегидратации и интоксикации является нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы за счёт экстракардиальных механизмов, что проявляется тахикардией и наклонностью к снижению артериального давления. При максимальной выраженности эксикоза возможно развитие клеточной гипергидратации за счёт разности осмотических потенциалов между клетками и межклеточным пространством. Клинически состояние проявляется острым набуханием и отёком мозга. Нарушения микроциркуляции и обезвоживание приводят к дистрофическим процессам в канальцах почек. Развивается острая почечная недостаточность, первым клиническим признаком которой является олигурия с дальнейшим накоплением азотистых шлаков в крови.
Обычно (95-99% случаев) сальмонеллы не распространяются дальше под-слизистого слоя кишечника, обусловливая развитие гастроинтестинальной формы заболевания. Лишь в некоторых случаях возможно проникновение возбудителей в кровь, при этом наблюдают генерализованную форму сальмонеллёза с тифоподобным или септическим течением. Генерализации инфекции способствует недостаточность клеточных и гуморальных иммунных реакций.
При микроскопическом исследовании стенки кишки обнаруживают изменения в сосудах в виде кровоизлияний в слизистый и подслизистый слои кишечной стенки. В подслизистом слое помимо микроциркуляторных нарушений развиваются лейкоцитарная реакция и отёк.
В диагностических целях при обнаружении антител в сыворотке крови больных, реконвалесцентов и бактерионосителей используются серологические реакции.
Для постановки таких реакций применяются диагностикумы - препараты, содержащие взвесь обезвреженных микроорганизмов или определенные антигены.
Необходимость использования диагностикумов для серологических реакций связана не только с явным их преимуществом перед живыми культурами микробов (безопасность в работе), но еще и потому, что для приготовления диагностикумов подбираются штаммы микроорганизмов с высокой чувствительностью к антителам и способностью длительно сохранять антигенные свойства.
Для инактивации микроорганизмов при приготовлении диагностикумов чаще всего используются химические вещества, особенно формалин, являющийся лучшим консервантом. Убитые нагреванием микробы хуже сохраняют антигенные свойства и применяются редко.
В серологических реакциях (реакции агглютинации, реакции пассивной гемагглютинации, реакции связывания комплемента, реакции торможения гемагглютинации) для выявления специфических антител применяются: бактериальные, эритроцитарные и вирусные диагностикумы.
Бактериальные диагностикумы могут содержать инактивированную микробную взвесь или отдельные антигенные компоненты бактерий: О, Н или Vi-антигены и используются в реакциях агглютинации.
Эритроцитарные диагностикумы представляют собой эритроциты (обработанные танином или формалином) с адсорбированными на них антигенами, извлеченными из бактерий, и применяются в РПГА (реакции пассивной гемагглютинации). В том случае, когда РПГА используется для выявления антигена в выделениях больных, в тканях и др., применяют «антительные диагностикумы», т. е. эритроциты, сенсибилизированные антителами.
Вирусные диагностикумы — препараты, содержащие инактированные вируссодержащие жидкости (культуральные, из куриных эмбрионов или организма животных, зараженных соответствующим вирусом), применяются в РСК (реакции связывания комплемента), реакции торможения гемагглютинации (РТГА) и реакции нейтрализации.
В настоящее время в лабораториях используются следующие диагностикумы.
1. Бактериальный диагностикум сальмонелл тифа. Применяется в реакции агглютинации для обнаружения антител в сыворотке больных.
2. Сальмонеллезные
О-диагностикумы содержат О-
3. Сальмонеллезные
Н-монодиагностикумы.
4. Vi — брюшнотифозный диагностикум. Применяется в реакции агглютинации при выявлении брюшнотифозного бактерионосительства.
5. Единый
бруцеллезный диагностикум —
взвесь бруцелл (
6. Эритроцитарный
сальмонеллезный О-
7. Эритроцитарный Vi-диагностикум — эритроциты, сенсибилизированные очищенным Vi-антигеном S. typhi, применяется в РПГА при выявлении брюшнотифозного бактерионосительства.
8. Гриппозный диагностикум представляет собой аллантоисную жидкость инфицированных вирусом гриппа (типов А, В) куриных эмбрионов и инактивированную мертиолатом или формалином. Диагностикумы необходимы при постановке РТГА с парными сыворотками больных для уточнения клинического диагноза и циркулирующего типа вируса гриппа.
9. Диагностикум
вируса клещевого энцефалита
получают из суспензии мозга
белых мышей, зараженных
Диагностикум
используется в РТГА и РСК с
сывороткой больных при диагностике
заболевания.
Информация о работе Серологическая диагностика брюшного тифа