Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 09:27, реферат
Успех хирургии последних лет стал возможен благодаря развитию науки и техники, анестезиологии и совершенствованию техники хирургических операций. В то же время большое значение для него имело внедрение в широкую клиническую практику антибиотикотерапии. Начав свое триумфальное шествие в области лечения инфекционных заболеваний, антибиотики в короткое время приобрели необычайную популярность среди врачей всех специальностей, а тем более хирургов.
Антибиотикорезистентность микроорганизмов может быть преодолена путем комбинированного назначения антибиотиков. При этом необходимо учитывать характер их взаимодействия - недопустимо применять сочетание антибиотиков, которые взаимно уничтожают активность друг друга (антогонизм антибиотиков). Знание возможности взаимодействия антибиотиков позволяет повысить эффективность антибактериальной терапии, избежать осложнений и уменьшить проявление адаптивных свойств микроорганизмов.
Побочные действия антибиотиков
В последнее время наряду с вопросами резистентности микроорганизмов к антибиотикам возникли проблемы, связанные с побочными действиями антибиотиков на организм больного. Известны различные классификации побочных действий антибиотиков. Наиболее полной из них является классификация Х.Х. Планельеса (1967), которая разделяет побочные действия антибиотиков на две основные группы в зависимости от причин, их вызывающих.
Так, побочное действие антибиотика на организм больного может быть связано с непосредственным действием антибиотика, имеющего высокие токсические свойства. С другой стороны побочное действие антибиотика на организм больного может быть обусловлено состоянием самого организма, связанного с его сенсибилизацией к препарату, а также с развитием дисбактериоза.
Осложнения при антибиотикотерапии
Осложнения при антибиотикотерапии могут быть представлены в виде:
Аллергических реакций организма больного на введение антибиотика: 1) реакции анафилактического типа (анафилактический шок, сывороточная болезнь); 2) кожные реакции; 3) органотропное действие антибиотиков в результате аллергизации организма.
Токсического действия антибиотика на организм: 1) нейротоксическое действие (влияние на ЦНС, развитие невритов, полиневритов, нервно-мышечного блока); 2) токсическое действие на внутренние органы и систему кроветворения; 3) тератогенное действие (токсическое действие на развивающийся плод).
Аллергическая реакция (на введение антибиотика) - патологическое состояние организма больного, обусловленная сенсибилизацией его антибиотиком. Характер этой реакции бывает разным - от легких кожных проявлений до развития анафилактического шока. Аллергическая реакция может быть вызвана любым антибиотиком, но особенно часто она возникает на введение пенициллина.
Анафилактический шок является одним из самых тяжелых по своим проявлениям и прогнозу осложнений антибиотикотерапии. Почти в 94% случаев причиной развития анафилактического шока является сенсибилизация организма больного к пенициллину. Однако имеются данные о развитии шока после введения стрептомицина, левомицетина, тетрациклина и других антибиотиков. При этом путь введения антибиотика в организм больного не имеет значения для развития шока, однако, чаще анафилактический шок развивается при парентеральном введении антибиотиков.
Аллергические реакции со стороны кожи, возникающие на введение антибиотиков, могут быть разнообразными по своему характеру: крапивница; эритематозные, буллезные сыпи; эксфолиативный дерматит; розеолезные или папулезные высыпания; кореподобная или скарлатиноподобная сыпь.
Ангионевротический отек Квинке при лечении антибиотиками развивается сравнительно редко. Как правило, он сочетается с другими проявлениями кожных аллергических реакций.
Среди других аллергических реакций при антибиотикотерапии надо отметить аллергические риниты, астмоидные бронхиты, бронхиальную астму, геморрагические васкулиты, а также редко встречающееся поражение кожи - феномен Артюса-Сахарова.
Лечебные мероприятия при аллергических реакциях на антибиотики определяются характером их и тяжестью состояния больного. В случае развития анафилактического шока терапия должна строиться по принципу реанимационных мероприятий, включая противошоковую терапию: применение вазопрессоров (1% раствор мезатона 1 мл, 5% раствор эфедрина 1-2 мл, адреналин, норадреналин в разведении 1: 1000 0,5-1 мл внутривенно), сердечных средств, гормональных, десенсибилизирующих и антигистаминных препаратов. В случае остановки дыхания - ИВЛ, при остановке сердца - закрытый массаж сердца. Эффективным средством для выведения больного из анафилактического шока являются гормоны коры надпочечников (гидрокортизон, преднизолон в количестве 50-100 мг). Больным внутривенно вводят физиологический раствор поваренной соли, 5% раствор глюкозы, раствор Рингера, нативную или сухую плазму, цельную свежую кровь. Противошоковая терапия должна включать в себя хорошую оксигенацию организма (вдыхаемый больным воздух должен быть обогащен кислородом). При анафилактическом шоке на пенициллин, рекомендуется внутривенно вводить пенициллиназу в дозе 800000 ЕД. Ее введение производят после выведения больного из шокового состояния.
Кожные аллергические реакции в подавляющем большинстве случаев легко поддаются лечению. Для этого необходимо отменить антибиотики, применить антигистаминные препараты. Однако в некоторых случаях кожные реакции длятся довольно долго. В таких случаях рекомендуется назначить кортикостероидные препараты.
Методы выявления сенсибилизации организма больного к антибиотику. Поскольку аллергические реакции, возникающие на введение в организм больного антибиотика, могут приводить к тяжелым последствиям, естественным является стремление предупредить их возникновение. Единственным способом предотвратить развитие аллергической реакции является отказ от антибиотикотерапии. Обоснованием к отказу от антибиотикотерапии может быть наличие у больного сенсибилизации к антибиотику.
Выявление у больного повышенной чувствительности к антибиотику следует начинать с изучения анамнестических данных, связанных с применением больным в прошлом антибиотиков. При этом важно выяснить, как организм больного реагировал на введение антибиотика. Очень важно обратить внимание на аллергический статус больного - наличие бронхиальной астмы, аллергического бронхита, ринита, крапивницы. Этих сведений обычно бывает достаточно, чтобы отказаться от антибиотикотерапии.
В тех случаях, когда из анамнеза больного не удается точно установить наличие непереносимости больным антибиотиков, перед проведением антибиотикотерапии надо использовать специальные методики исследования, направленные на выявление сенсибилизации организма больного к антибиотикам.
Для этого в клинической практике накожную, внутрикожную, конъюнктивальную и другие пробы. Однако к диагностической ценности этих проб надо относиться критически. Они имеют значение лишь при положительных реакциях, тогда как отрицательные реакции еще не являются основанием для исключения сенсибилизации организма. К тому же, сама проба может стать причиной развития анафилактической реакции у больного, вплоть до развития анафилактического шока.
Поэтому в настоящее время разработаны лабораторные пробы, позволяющие в пробирочных условиях установить наличие аллергического состояния клеток организма больного или выявить у него наличие антител. Эти пробы основаны на: а) биоанализе антител, фиксированных на клетках и содержащихся в сыворотке крови больного; б) реакции розеткообразования базофилов с эритроцитами или инертными частицами, нагруженными аллергенами; в) радиоаллергосорбентном тесте и его модификациях. Однако все эти методы достаточно трудоемки, длительны по времени исследования и нередко субъективны в оценке.
Г.Л. Феофилов с соавт. (1989) предложили для определения сенсибилизации организма больного к антибиотикам использовать биофизический метод - иммунотермистографию. Метод основан на регистрации изменения теплопроводимости биологической среды при развитии в ней иммунологической реакции антиген-антитело, что влечет за собой изменение напряжения на микротерморезисторе, которое регистрируется самопишущим устройством прибора в виде термистограмм. Он сравнительно прост, не занимает много времени, обладает высокой чувствительностью и объективностью получаемых данных, безвреден для больного. Для его выполнения у больного берут кровь, получают из нее сыворотку, в которую вводят антиген - антибиотик. Полученную смесь подвергают исследованию. Вместо крови может быть использована моча больного.
Токсическое действие антибиотика на организм больного проявляется непосредственным действием препарата на тот или иной орган. Поражение ЦНС при применении антибиотиков бывает редко, а если и встречается, то только при введении антибиотика в спинномозговой канал.
В то же время, при применении некоторых антибиотиков наблюдаются случаи психических расстройств, которые П.Л. Сельцовский (1948) определяет как «явления дезориентации психики». В некоторых случаях они проявляются в виде галлюцинаций.
К нейротоксическим действиям антибиотиков следует отнести развитие у больного невритов и полиневритов и в первую очередь поражение слухового нерва, что сопровождается потерей слуха и вестибулярными расстройствами. Указанные осложнения характерны для таких антибиотиков, как стрептомицин, неомицин, мономицин, канамицин, ристомицин, биомицин. Среди невритов, развивающих под действием антибиотика, следует указать на неврит зрительного нерва, который возникает после применения стрептомицина, полимиксина, левомицетина, циклосерина.
В литературе имеются сообщения о токсическом действии стрептомицина, циклосерина, полимиксина на периферические нервы. Но периферические невриты встречаются редко.
Нейротоксическое действие антибиотиков может проявиться развитием нервно-мышечного блока. Это осложнение вызывается неомицином, стрептомицином, полимиксином и выражается возникновением остановки дыхания у больных, оперированных под эндотрахеальным наркозом с применением миорелаксантов, если им во время операции вводились антибиотики.
Довольно редким осложнением антибиотикотерапии является действие антибиотиков на кроветворение. Оно вызывается левомицетином, ристомицином, стрептомицином, амфотерицином В. Действие антибиотиков на кроветворные органы проявляется угнетением гемо - и лейкопоэза за счет угнетения функции одного из ростков или полной аплазии костного мозга (развивается гипопластическая и апластическая анемия).
К осложнениям антибиотикотерапии относится и развивающий после назначения антибиотиков гематологический синдром. Изменения со стороны периферической крови при нем носят самый разнообразный характер и проявляются эозинофилией, агранулоцитозом, апластической гемолитической анемией, лейкопенией, тромбоцитопенией. Однако чаще всего встречается эозинофилия.
Ряд антибиотиков (тетрациклин, эритромицин, амфотерицин и др.) оказывают токсическое действие на желудочно-кишечный тракт, вызывая у больных тошноту, рвоту, понос, явления глоссита, аноректита. Чаще всего эти осложнения развиваются после применения тетрациклина.
Некоторые антибиотики (полимиксин, неомицин, амфотерицин, мономицин, стрептомицин, ристоцетин) оказывают нефротоксическое действие, а тетрациклин, новобиоцин, стрептомицин, эритромицин и др. оказывают токсическое действие на ткань печени.
Органо-токсическое действие антибиотиков может проявиться и на органы сердечно-сосудистой системы. У больного развивается приступ стенокардии, экстрасистолии, снижается АД, развивается узелковый периартериит, геморрагический васкулит.
Токсическое действие антибиотика может проявиться воздействием его на развивающийся плод. Известны случаи поражения печени, почек, органа слуха у новорожденных при лечении беременной женщины неомицином, канамицином, мономицином, стрептомицином.
Зная о токсическом действии антибиотиков на органы и системы организма больного, их не следует назначать больным, у которых данные органы поражены каким-либо патологическим процессом.
Ошибки при антибиотикотерапии
Рациональное применение лекарственных препаратов является непременным условием успешного лечения. Старый принцип primum non nocere (прежде всего не навреди) остается в силе и при лечении антибиотиками. Неудачи при лечении, снижение эффективности антибиотикотерапии, быстрый рост устойчивости микрофлоры к антибиотикам, побочные реакции при применении антибиотиков во многом определяются неправильным подходом к назначению их и отношением к ним как к безопасным препаратам.
Как показала клиническая практика при антибиотикотерапии может быть допущен целый ряд ошибок, которые по частоте и значимости можно распределить следующим образом:
антибиотики назначаются без обоснованных показаний;
антибиотики назначаются без учета антибиотикорезистентности микробной флоры;
антибиотики назначаются либо малыми, либо чрезмерно высокими дозами, короткими или слишком продолжительными курсами лечения;
используется нерациональная комбинация антибиотиков при лечении патологического процесса;
не учитываются противопоказания к применению антибиотиков.
К ошибкам при антибиотикотерапии в первую очередь следует отнести широкое, без должных показаний применение антибиотиков. Сейчас не вызывает никаких сомнений, что применение антибиотиков при насморке, фарингите, фурункуле, гриппе, необъяснимом субфебрилитете т.д. не только бесполезно, но часто и вредно.
Серьезной ошибкой антибиотикотерапии следует считать применение малых или неоправданно высоких доз препарата. Сюда же следует отнести слишком короткие или слишком продолжительные курсы антибиотикотерапии. Довольно часто, особенно в амбулаторных условиях, антибиотики, например пенициллин, назначаются в дозе 200-300 тыс. ед в сутки. При этом препарат вводится одно - или двукратно, что приводит к быстрой адаптации микрофлоры к антибиотику. Крайне нетерпимой является свободная (без рецептов) продажа антибиотиков в аптеках - больные сами назначают себе антибиотикотерапию.
Грубой ошибкой при антибиотикотерапии следует считать назначение антибиотиков без учета чувствительности микрофлоры, что в условиях высокой лекарственной устойчивости микроорганизмов наступает адаптация их к применяемым антибиотикам.
При наличии большого количества антибиотиков нередко приходится встречаться со случаями недостаточного знакомства врачей с применяемыми ими антибиотиками, что приводит к назначению одних и тех же по механизму действия препаратов, но имеющих разное название. Из этого следует, что настала крайняя необходимость в систематизации названий антибиотиков.
К этой же группе ошибок антибиотикотерапии следует отнести случаи, когда при назначении комбинации антибиотиков врачи не учитывают то обстоятельство, что один из применяемых антибиотиков может быть антагонистом другого. Результатом этого будет безуспешность применяемого лечения.
Одной из ошибок при проведении антибиотикотерапии следует считать отношение к антибиотику как к безвредному препарату. Недостаточный учет противопоказаний к применению того или другого антибиотика может привести к тяжелым последствиям, порой необратимым.
На заре применения антибиотиков большое значение придавали назначению их с целью предупреждения раневых инфекций и послеоперационных осложнений, в том числе и нагноению операционной раны. В настоящее время все больше и больше хирургов убеждаются в том, что такое назначение антибиотиков далеко не всегда приносит пользу больным. Наоборот, оно вызывает развитие нежелательных последствий, а в некоторых случаях и тяжелых осложнений. На сегодняшний день оказался правым W. Schmitt (1978), который в одной из своих статей заметил, что «от мечты о хирургии без нагноений мы сегодня так же далеки, как и прежде». Кроме того, следует подчеркнуть, что профилактика с помощью антибиотиков различного рода послеоперационных осложнений является не только опасной, но и очень дорогой.