Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:32, курсовая работа
По мысли И.М. Сеченова, психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.
Изучение основ поведения человека находится на стыке физиологии и психологии, т.к. оперирует понятиями как той, так и другой дисциплины. Цель работы – выяснить механизмы и этапы формирования двигательной функции в онтогенезе
Введение 3
Основы физиологии движения 4
1.1 Определение понятия "координация движений" 4
1.2 Роль рецепторных образований мышц, сухожилий и кожи в координации движений 5
1.3 Роль спинного мозга, ядер, продолговатого, среднего, промежуточного мозга. Ретикуляторной формации и мозжечка в регуляции движений 7
1.4 Организация двигательной коры и ее функциональное значение 11
1.5 Зависимость точности и скорости произвольных движений от уровня развития в онтогенезе скелетно–мышечной системы, зрительно–двигательной функциональной системы, фронтальных областей коры больших полушарий мозга 14
1.6 Основные этапы формирования двигательной функции в онтогенезе 16
1.7 Роль зрительного и вестибулярного анализаторов в управлении движениями 18
Заключение 21
Список литературы 22
Кора больших полушарий мозга связана со всеми органами тела через нижележащие отделы центральной нервной системы, с которыми она напрямую связана нервными путями.
С одной стороны до той или иной точки коры доходят импульсы, поступающие с периферии. С другой – посылает импульсы кора в нижележащие отделы мозга, а уже оттуда импульсы идут к различным органам.
Тончайшее равновесие между внешней средой и организмом обеспечивает и осуществляет кора головного мозга. Она регулирует и направляет физиологические процессы, проходящие внутри организма, и обеспечивает его сложное функциональное единство.
По представлению Павлова, каждый анализатор имеет в коре головного мозга ядро (центральную часть), в котором осуществляются высший анализ и синтез, а также широкую периферическую зону, в которой в элементарном виде совершаются аналитические и синтетические процессы.
Между ядрами отдельных анализаторов перемешаны и нервные элементы, которые принадлежат различным анализаторам. И если ядро анализатора выбывает из строя в силу каких-либо причин, то периферические элементы того же анализатора перенимают его функцию.
Современная физиология отвергает абсолютный, узкий локализационизм, и принцип равноценности, однородности всех участков коры мозга.
И.П. Павлов ещё много лет назад говорил о том, локализация имеет динамический, подвижный характер.
Любой центр коры головного мозга самым тесным образом связан со всеми другими отделами центральной нервной системы. В этом объединении и заключается ведущая роль в организме коры мозга.
Кора головного мозга отличается высокой пластичностью. Одни её отделы перенимают функции других, при расстройстве их деятельности от разных причин [6, с. 145].
Проведенные отечественными
и зарубежными учеными исследов
Методом условных рефлексов доказано, что двигательные центры содержат чувствительные клетки, к которым приходят периферические раздражения от двигательного аппарата – от костей, мышц, суставов. Эта область – мозговой конец двигательного анализатора, так же как затылочная область – мозговой конец зрительного анализатора, а височная область – мозговой конец слухового анализатора. Импульсы рецепторов двигательного аппарата поступают в чувствительные клетки передней мозговой извилины, а оттуда передаются двигательным клеткам спинного и головного мозга.
Таким образом, каждое произвольное или волевое движение и каждый двигательный акт, обусловлен раздражениями, поступающими в кору головного мозга из внутренней или внешней среды.
Позади центральной
борозды располагается
Работы последних лет показывают, что интерорецепторы (рецепторы внутренних органов) имеют связь с корой. Только раздражение их не вызывает определённых ощущений и до сознания не доходит.
Переживания, психические волнения, напряженная умственная деятельность, сопровождаются изменениями со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно - сосудистой системы, мочевого пузыря и других органов.
Выключая хирургическими или фармакологическими методами некоторые области коры, по желанию можно изменять, перестраивать, ослаблять или усиливать работу сердца, почек, желудка и других внутренних органов. Действие коры головного мозга бесспорно на прямую кишку и мочевой пузырь. Также доказано её влияние на слюно- и потоотделение, на просвет сосудов, на состояние мышц и т.д.
Условные рефлексы образуются не только при внешнем раздражении. Но и при всяком раздражении интерорецепторов (рецепторов внутренних органов).
Это свидетельствует о том, что импульсы из внутренних органов обязательно проникают в кору головного мозга, потому что только в таком случае возможна выработка на них условных рефлексов.
В коре затылочных долей
обоих полушарий находятся
У людей иногда встречаются заболевания, которые называют "психической слепотой". При них люди видят предметы хорошо, но узнать их не в состоянии.
Эти ситуации возникают тогда, когда нарушена структура коры головного мозга. При этом разрушено только ядро зрительного анализатора – расстроена аналитическая деятельность коры головного мозга. А нервные окончания и проводящие пути остаются в полном порядке.
Общепринятым считается
в настоящее время и то, что
раздражение специфических
Кора больших полушарий играет в восприятии и осознании боли основную роль. Именно в коре формируется субъективное ощущение боли. В коре объединяются и связываются в одно целое все раздражения, поступающие по разным центростремительным путям с периферии. В коре происходит оценка поступившего раздражения, сопоставление его с предшествующим опытом. В коре принимается решение и вырабатывается действие.
Кора больших полушарий – это высший распорядительный отдел центральной нервной системы, в которой происходит осознание и дифференцировка болевого ощущения, при участии целого ряда подкорковых образований головного мозга [6, с. 156].
Развитие движений в
онтогенезе (греч. ontos – сущее + genesis
– происхождение) представляет собой
процесс качественного
Формирование двигательного навыка.
Формирование двигательного навыка определяется появлением способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля, которая В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентации, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в которых остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым. На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования двигательного навыка завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при которой движение приобретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям [7, с. 204].
Особенность онтогенеза
двигательной функции человека по сравнению
с животными состоит в том,
что новорожденный ребенок
Наиболее продуктивными для выявления основных этапов и узловых моментов развития двигательной функции можно считать систематические исследования детей каждого года жизни и применение по возможности более простых моделей движения, с тем чтобы можно было ограничить число регистрируемых параметров и упростить их качественный анализ.
Возрастной период 2-4 года является этапом выработки структуры акта ходьбы. К концу 4-го года каждый элемент шага, за немногими исключениями, освоен в отдельности. Однако комплектование их в систему дается ребенку с трудом. В каждом шаге оказывается опущенным то тот, то иной структурный элемент. Ритмизация соседних шагов неодинакова, и поэтому один н тот же элемент динамики соответствует разным фазам шага. Кроме того, первый поступательный импульс у взрослых по амплитуде является максимальным и состоит из одного компонента, у детей он весьма вариабелен, дается наугад и состоит из нескольких компонентов. Это свидетельствует о различиях механизмов регуляции: у взрослых в основе осуществления двигательного акта лежит заранее сформированная пространственно-временная программа, у детей - движение корригируется в основном в ходе его выполнения на основе обратной афферентации [8, с. 56].
В 5 лет процесс выработки всех элементов динамики шага считается законченным. В период от 4 до 5,5 лет наблюдается значительное совершенствование акта ходьбы: 5,5-летние дети, в отличие от 4-летних, не только способны выполнять каждый элемент шага в отдельности, но в состоянии осуществлять и правильную последовательность элементов. Однако, несмотря на это, ходьба детей 5, 6, 7 лет отличается от таковой у взрослых. В связи с отсутствием акцентировки отдельных элементов конфигурация кривых ускорений имеет у них другой вид, чем у взрослых.
Новый этап формирования акта ходьбы отмечается в возрасте 8-10 лет. Он характеризуется оформлением структуры всех динамических кривых, сглаживанием одних деталей при большей акцентировке других. В 8-9 лет отдельные детали кривых продольных ускорений не просто чередуются, они вместе создают оформленное целое, примитивную схему которого можно было видеть еще в первый год самостоятельной ходьбы. Оформление иннервационной структуры шага в этот возрастной период приводит и к стабилизации таких показателей, как темп и длина шага. У детей младшего возраста и даже в 5-7 лет зависимость между темпом и длиной шага отсутствует, и только в старшей группе - от 8 до 10 лет - наблюдаются показатели, близкие к показателям взрослых: темп постоянен, длина шага равномерна, при ускорении темпа удлиняется шаг [8, с. 50].
В первые 3 мес. жизни ребенок выполняет активные непроизвольные (так называемые массивные) движения. На 6-м мес. жизни тонус и координация активности мышц-антагонистов устанавливаются на уровне, благоприятном для осуществления произвольных движений. Первые элементарные манипуляции с предметами окружающей среды дети начинают выполнять в возрасте 4 мес. Движения эти неточны, сопровождаются многими синкинезиями. На 5-м мес. ребенок может брать предмет двумя руками.
Все это становится возможным лишь при определенном уровне регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни развивается независимо от двигательной. Хорошо выраженное зрительное прослеживание движущегося предмета проявляется начиная с 2 мес. жизни. Это рефлекс автоматического прослеживания, регулируемый затылочным глазодвигательным центром. У детей 4 мес. выявлено адекватное перемещение взора с одной точки фиксации на другую. В возрасте от 4 до 6 мес. развивается произвольная регуляция движений глаз, что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра. Произвольное прослеживание, обеспечивающее получение пространственной зрительной информации у детей первого полугодия, осуществляется скачкообразными движениями глаз и лишь на 2-м году жизни переходит в плавное прослеживание.
В возрасте 5-6 мес. происходит формирование единой зрительно-двигательной функциональной системы, обеспечивающей оптимальную для этого возраста возможность регуляции произвольных движений.
Совершенствование зрительно-двигательной
функциональной системы в процессе
развития организма, происходит в направлении
обеспечения всевозрастающей то
Во внутреннем ухе, кроме улитки, находится вестибулярный аппарат - орган равновесия.
Он состоит из преддверия и трех полукружных каналов. Полукружные каналы располагаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и сообщаются с преддверием. В нем имеются две полости с волосковыми чувствительными клетками. Это и есть рецепторы. Над рецепторными клетками находится студенистая масса, в которой имеются отолиты - кристаллики известковых солей. В полукружных каналах тоже есть рецепторы. Рецепторы преддверия и полукружных каналов представляют собой периферический отдел вестибулярного анализатора. Через нерв преддверия возбуждение от рецепторов вестибулярного аппарата проводится в продолговатый мозг, а затем в височную область коры полушарий.
Информация о работе Механизмы и этапы формирования двигательной функции в онтогенезе