Медицина Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:40, реферат

Краткое описание

Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Содержание

Введение
Древнеегипетские папирусы
Особенности медицины в Древнем Египте
Хирургия в Древнем Египте
Стоматология в Древнем Египте
Антисептика и гигиена в Древнем Египте
Медикаменты в Древнем Египте
Косметология и дерматология в Древнем Египте
Акушерство и гинекология в Древнем Египте
Военная медицина в Древнем Египте
Бальзамирование в Древнем Египте
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

медицина египта.docx

— 50.45 Кб (Скачать документ)

     Ссылку на использование мочи в лечебных целях мы находим в одном из поздних преданий в записи Геродота:

«Десять лет был он лишен  зрения (речь идет о египетском царе Фероне), а на одиннадцатый год пришло к нему из города Буто прорицание оракула, что срок кары истек и царь прозреет, промыв глаза мочой женщины, которая имела сношение только со своим мужем и не знала других мужчин. Сначала царь попробовал мочу своей собственной жены, но не прозрел, а затем подряд стал пробовать мочу всех других женщин. Когда наконец царь исцелился и стал вновь зрячим, то собрал всех женщин, которых подвергал испытанию, кроме той, чьей мочой, омывшись, прозрел, в один город, теперь называемый Эрифраболос. Собрав их в этот город, царь сжог всех женщин вместе с городом. А ту женщину, от мочи которой он стал вновь зрячим, царь взял себе в жены».

     Немецкие врачи, ознакомившись с папирусом Эберса, дали древнеегипетской фармации едкое и насмешливо-презрительное название «дрек-аптека», «дрек-терапия». Казалось, грекофилы и грекоманы могли торжествовать...

    Тем неожиданное была сенсационная публикация в 1930 г. так называемого папируса Смита, переведенного американским египтологом Г. Брестидом. Папирус Смита, как и папирус Эберса, датируется примерно 1550 г. до н.э., но по многим убедительным признакам оба манускрипта переписаны с более древних рукописей.

 

Хирургия в  Древнем Египте

     Папирус Смита представлял собой «учебник хирургии», полностью свободный от страха перед демонами и богами. В нем не оказалось ни одного заклинания. Папирус украшают рисунки частей и органов тела до и после операции (Н. Богоявленский), что еще более усиливает впёчатление рациональности, реалистичности этого древнего манускрипта.

     Хирургия в  Древнем Египте была поставлена очень неплохо. Так, например, в папирусе Эдвина Смита, конец которого, к сожалению, не сохранился, описываются методы лечения ран, переломов и вывихов. Лишь в безнадежных случаях на помощь призывалась магия.

     Интересно, что и методы лечения древних египтян напоминали современные. Так, например, при переломах применяли шины, кровотечение останавливали прижиганием. В более поздний период египетские хирурги производили уже довольно сложные операции, пользуясь при этом многочисленными инструментами. Об одном из наборов таких инструментов мы узнали благодаря настенному изображению на храме Ком Омбо. Изображение это предположительно сделано в 100 году до нашей эры. Среди инструментов: зонды, пинцеты, пилы, пакелены (инструменты для прижигания), скальпели и другие.

     До публикации папируса Смита ученые не имели никакого представления о древнеегипетской хирургии, можно было думать, что в стране Нила в те давние времена знали лишь 2 операции — ритуальное обрезание и кастрацию (раздроблением, реже — кровавым путем). На косяке двери захоронения придворного вельможи эпохи 2423— 2262 гг. до н. э. запечатлена операция обрезания на 2 подростках. Процедура выполнялась примитивным каменным ножом представителями низшей из каст духовенства.

     И вот перед учеными и врачами предстал текст, в котором давались вполне разумные с точки зрения медицины сегодняшнего дня практические советы хирургу:«Когда ты обследуешь человека с переломом обеих ключиц и ты находишь обе ключицы, причем первый (отломок) смещен по отношению ко второму, то ты должен сказать: человек с переломом обеих ключиц — заболевание, которое я лечу. Затем ты должен положить его в вытянутом положении на спину и подложить ему что-либо свернутое между лопаток. Затем ты должен расправить его лопатки с тем, чтобы его ключицы распрямились и в местах перелома стали на место. Затем ты должен изготовить для него две подушечки из материи. Одну ты должен положить внутри на верхнюю часть руки, а другую снизу на верхнюю часть его руки. Затем ты должен его перевязать» (Thorwald).

     Тактика врача была различной в зависимости от тяжести травмы.

     «Если ты пользуешь больного, у которого рана на виске и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану; если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить. Приложи в первый день свежего мяса и затем пользуй его ежедневно мазью и медом, пока он не излечится» (С. М. Багдасарьян).

     В этом отрывке высказываются весьма трезвые прогностические соображения и даются вполне рациональные для того времени советы по лечению. В следующем наставлении папируса Смита прогноз совершенно иной:

     «Если ты обследуешь человека с раной на голове, проникающей до кости, и его череп проломлен, открыт мозг его черепа... эти извилины подобно тем, которые возникают на отлитом металле, но что дрожит и трепещет под твоими пальцами, как слабое место темени ребенка, которое еще не затвердело... Под твоими пальцами возникает это дрожание и трепетание потому, что вскрыт мозг. Из обеих ноздрей идет кровь. В этом случае ты должен сказать: зияющая рана на его голове — болезнь, которую нельзя лечить» (Thorwald).

     Заметим кстати, что не древние греки, как считалось когда-то, а египтяне первыми в истории говорят о мозге.

     В папирусе Смита 48 подобных советов-наставлений. И в каждом из них содержатся описание болезни, рекомендации по лечению, дается прогноз.

     Ученым известны не только каменные ножи для произведения кастрации и обрезания, но и близкие современным металлические хирургические инструменты — ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т. д. (С. М. Ковнер). Возможно, в Древнем Египте, как и в древней Индии и Месопотамии, практиковалась операция удаления катаракты. Во всяком случае в папирусе Эберса говорится об «открытии зрения в зрачках позади глаз» (С. М. Ковнер).

     Больших успехов достигла в древнем Египте и травматология. Огромное строительство, все время ведшееся в Египте (пирамиды, храмы, дворцы, ирригационные сооружения), вызывало немало травматических повреждений, что и обусловило большой прогресс для того времени травматологической науки. В папирусе Эдвина Смита подробно разбираются 48 различных разновидностей травм.

     Здесь мы встречаемся, в частности, с различными способами вправления вывихов, со сращиванием сломанных костей, с применением хирургических швов.

     Древние египтяне применяли нечто подобное современным шинам и лангетам. А столь распространенные ныне гипсовые повязки, бех которых просто немыслима нынешняя травматология, имелись у египтян в виде повязок из бинтовидных полосок холста, которые погружались перед наложением на поврежденную конечность в асфальт или затвердевающие смолы.

     Изучение мумий показало, что в Древнем Египте успешно лечили переломы. В челюстях многих мумий найдены зубы, прикрепленные золотой проволокой к здоровым зубам (Lefebvre).

     После публикации «древнейшего учебника хирургии» иначе стали относиться и к папирусу Эберса, этому древнему руководству по терапии и фармации. «Реабилитации» папируса Эберса способствовал и выход в свет в 1937 г. нового более совершенного варианта его перевода с комментариями, выполненного датчанином Б. Эббеллем. Расшифровать все названия медикаментов, приведенных в папирусе Эберса, не удалось до сих пор. Но и то, что поддалось расшифровке, весьма импозантно. Да, папирус Эберса содержал не только заклинания. Помимо заговоров и заклинаний, в манускрипте было множество указаний и на вполне рациональные методы терапии. Достаточно сказать, что египтянам была известна по крайней мере треть всех лечебных средств нашего времени.

 

 

 

Стоматология  в Древнем Египте

     У древних египтян было хорошо развито зубоврачебное дело. Уже в то время были очень распространены такие болезни, как кариес, пиорея и другие. Не случайно один из древних авторов писал, что фараону Аменофису III много неприятностей доставляли не только происки духовенства, но и зубная боль. Обследовав мумию этого фараона, ученые установили, что он действительно тяжко страдал от болезней зубов. Древние дантисты изготовляли превосходные амальгамы для пломбирования зубов. Это подтверждается тем, что во многих мумиях пломбы сохранились и по сей день.

     Удаляли ли в то время зубы? Вполне вероятно, хотя никаких доказательств на этот счет нет. Известно лишь, что наследники древних египетских дантистов — коптские врачи — практиковали удаление зубов и даже пользовались при этом обезболивающим средством — лекарством, в состав которого входила чемерица (растение из семейства лилейных). Чемерица содержала ядовитые алкалоиды, которые парализуют нервную систему. Лекарство это прикладывали к щеке или десне около зуба, который хотели удалить.

 

Антисептика и гигиена в Древнем Египте

     Врачи Древнего Египта осознавали в какой-то мере опасность инфицирования раны и пытались бороться с воспалительными явлениями прикладыванием листьев ивы, что нисколько не противоречит разуму, а также рекомендовали предупреждение воспалительного процесса прижиганием.

     «Если ты обследуешь человека с аномалией ран, а каждая рана воспалена, она излучает против твоей руки из отверстия скопления жара; края этой раны красные и человек вследствие этого также находится в жару, то по этому поводу ты должен сказать: я лечу больного с аномалией раны. В этом случае ты должен приготовить охлаждающие средства для вытягивания жара... листья ивы...» (Thorwald).

     На высоком уровне стояла древнеегипетская гигиена. Религиозные законы предписывали всем египтянам умеренность и опрятность. Египтянин должен был носить чисто вымытое полотняное нижнее белье, несколько раз в день обмываться, обязан был истреблять насекомых в своем дому. Конечно, трудно думать, чтобы все эти меры распространялись на все население Египта; дело идет, вероятно, лишь о обеспеченных слоях его, но и это говорит о высоком уровне древнеегипетской гигиены.

     О высоком состоянии гигиены свидетельствует дошедшее до нас письмо еврейского врача-философа Маймонида (1135—1204), работавшего одно время в Египте; к египетскому султану Саладину. «Охрану здоровья здоровых» Маймонид считает самой важной отраслью медицины. Он упрекает современников, что они не обращают достаточного внимания на это дело. «Если бы человек, — писал Маймонид, — следил за собой так, как он следит за животными, на которых он ездит, то он был бы спасен от всяких злых недугов».

     В числе самых первых гигиенических мер Маймонид рекомендует умеренность в пище, правильное чередование труда и отдыха, гимнастические упражнения, чистый воздух, пользование солнцем, бани.

     Важным профилактическим и терапевтическим средством Маймонид считал поддержание хорошего душевного тонуса музыкой, смешными рассказами, приятными запахами и пр. Ухаживающие за больными,— писал Маймонид,— должны всегда сохранить веселое настроение.

     Конечно, влияние всяких целебных и вредных воздействий на человеческий организм Маймонид ставил в зависимость не только и не столько от этих воздействий, сколько от свойств и лечащих сил самого организма. «Смотришь,— писал он,— человеку отрезали руку до плеча и ногу выше бедра, глаза выкололи, все тело изувечено мечом, а он остается жив. А с другой стороны видишь человека, уколовшегося тоненькой иголкой или занозой, и он заболевает смертельным столбняком».

     «Государство строго следило,— говорит другой автор, — чтобы рогатый скот, предназначавшийся для убоя, был здоров. Для этого содержался на государственный счет целый штат специалистов. После убоя органы убитого животного подвергались тщательному исследованию и на каждом осмотренном куске мяса клалась печать, как свидетельствует Геродот».

     Конечно, и это свидетельство нельзя принимать целиком. Более достоверным является тот факт, что обязательный осмотр скота и мяса был организован при храмах, т. е. в основном осматривалось мясо, предназначенное для потребления жрецов.

 

Медикаменты в  Древнем Египте

     В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака, касии (дикой корицы), можжевельника, граната, акации, льняного семени, укропа, тмина, чеснока, латука, сельдерея, тамариска, камыша, лотоса и т.д., а также такие вещества растительного происхождения, как уксус, вино, дрожжи (“ил пива”), скипидар, мирра (смола ара¬вийского мирта), касторовое масло. Из минеральных веществ в лечебных целях использовались сера, селитра, купорос, различные соли и кислоты, соединения сурьмы, малахит, ярь-медянка, микродозы меди (удар медного молотка), алебастровый порошок, уголь в виде «сажи со стен над очагом» и другие средства.

     Помимо кала и мочи, испытывались и другие вещества животного происхождения — молоко женщин, бычья и рыбья желчь, жиры и даже мелкие животные целиком (например, ящерицы).

     Распространены были разнообразные формы приготовления медикаментов: припарки, примочки, пластыри, промывания, мази, отвары, пилюли. При этом пилюли для женщин приготовлялись с добавлением меда, для мужчин — без меда. Применялись снадобья сложного состава, иногда включавшие до 30 компонентов. Как процесс приготовления лекарства, так и прием медикамента больным сопровождался чтением соответствующих каждому снадобью молитв и заклинаний (С. М. Ковнер).

     Папирус Эберса не оставлял никаких сомнений в том, что египетские врачи пользовались, кроме лекарственных средств местного происхождения, и привозными из Китая, Индии, Месопотамии, Центральной и Южной Африки. Среди арсенала «импортных» снадобий встречались препараты из шалфея и шафрана, имбиря, корицы и перца (Н. Богоявленский).

     Сторонники Броун-Секара,— писал один наш фармаколог в 1907 г., — найдут в рецептах папируса Эберса следы и излюбленной ими системы органотерапии в препаратах из половых органов быков и ослов.

 

 

Косметология и дерматология в Древнем Египте

     Древние медики  занимались и косметикой. В рецептах есть упоминания о средствах против поседения, дурного запаха изо рта, для удаления морщин и пятен с лица (морщины рекомендовали устранять горячим паром и массажем). Существовали и мази. В одном из папирусов описано их назначение: «Сделать старого молодым».

Информация о работе Медицина Древнего Египта