История медицины светилы отечественной педиатрии. Дядьковский Иустин Евдокимович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:20, доклад

Краткое описание

Иустин Евдокимович [(12) июня 1784 – 22 июля (3 авг.) 1841] – рус. медик, представитель естественнонауч. материализма. (1784, село Дядьково, близ Рязани, — 1841, Пятигорск), врач, естествоиспытатель, действительный статский советник Д-р медицины (с 1816). Окончил моcк. Медико-хирургич. академию (1812), работал в этой академии (с 1814, с 1824 – профессор) и Моск. ун-те (проф. в 1831–35).. Из семьи пономаря. После окончания Рязанского духовного училища поступил на богословское отделение семинарии, откуда в 1809 перешёл в Московское отделение Медико-хирургической академии (окончил в 1812); ученик Е.О. Мухина. В Отечественную войну 1812 вступил в народное ополчение; как лекарь московского Головинского госпиталя командирован с эвакуируемыми ранеными в Рязань;

Прикрепленные файлы: 1 файл

История медицины светилы.docx

— 44.82 Кб (Скачать документ)

Дядьковский Иустин Евдокимович

Иустин Евдокимович [(12) июня 1784 – 22 июля (3 авг.) 1841] – рус. медик, представитель естественнонауч. материализма.

(1784, село Дядьково, близ Рязани, — 1841, Пятигорск), врач, естествоиспытатель, действительный статский советник Д-р медицины (с 1816). Окончил моcк. Медико-хирургич. академию (1812), работал в этой академии (с 1814, с 1824 – профессор) и Моск. ун-те (проф. в 1831–35).. Из семьи пономаря. После окончания Рязанского духовного училища поступил на богословское отделение семинарии, откуда в 1809 перешёл в Московское отделение Медико-хирургической академии (окончил в 1812); ученик Е.О. Мухина. В Отечественную войну 1812 вступил в народное ополчение; как лекарь московского Головинского госпиталя командирован с эвакуируемыми ранеными в Рязань; после отступления французских войск участвовал в ликвидации эпидемии тифа в Верее. С 1817 адъюнкт, с 1824 экстраординарный, с 1826 ординарный профессор патологии и терапии Медико-хирургической академии; одновременно (1826—33) заведующий библиотекой там же (систематизировал её фонд и в 1827 издал каталог). В 1830—31 член Центральной комиссии по борьбе с холерой. После гибели на холереМ.Я. Мудрова Дядьковский одновременно с работой в академии был профессором терапии и клиники Московского университета (1831—35). В трактате "Рассуждение об образе действия, лекарств на человеческое тело..." Согласно Д., органич. мир произошел из неорганического путем естеств. превращения при определенных условиях. Задолго до признания в науке учения о развитии органич. мира Д. придерживался идеи о превращаемости видов под влиянием пищи, климата и образа жизни. Определяя жизнь как непрерывный физико-химич. процесс взаимодействия органич. и неорганич. материи, Д. выступал против виталистич. отрицания приложимости законов физики и химии к физиологич. явлениям. Доказывая, что "опыт есть единственный источник наших познаний..." (Соч., 1954, с. 131), Д. боролся за превращение физиологии в экспериментальную науку, основывающуюся на физич., химич. и иных доступных в то время методах исследования. Вместе с тем Д. подчеркивал качеств, различия между живыми и неорганич. телами. Он высказывал идею о ведущей роли нервной системы в жизнедеятельности организма. Уже в 30-е гг. нек-рые его ученики предприняли попытки эксперимент, изучения физиологии нервной деятельности. Идеи школы Д. повлияли на формирование взглядов Сеченова и С. П. Боткина.

Вслед за Дидро Д. отстаивал  взгляд, что в основе восприятия лежит свойство материи отвечать в той или иной форме на воздействие  внешнего мира; это свойство – коренное качество материи; на основе его возникла способность ощущения, а затем  и мышления. Дядьковский выступал против витализма, а в конце 1820-х гг. — и против натурфилософии, утверждая, что «опыт есть единственный источник наших познаний». «Мощный талант русской медицины» (Л.Ф. Змеёв), он был кумиром университетской молодёжи, которая покорялась его «властному слову» (А.А. Григорьев). Во второй половине 1820-х — 1830-х гг. Дядьковский был популярнейшим московским врачом (среди его пациентов — Н.В. Гоголь, В.П. Кочубей, Н.В. Станкевич и другие исторические лица). Он пользовался широкой известностью в московских литературных и театральных кругах, его близко знали, высоко ценили В.Г. Белинский, Д.В. Веневитинов, А.И. Герцен, Д.В. Давыдов, М.Ю. Лермонтов, М.П. Погодин, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, А.Е. Варламов (посвятивший ему романс «Горные вершины»), А.Н. Верстовский.

В связи с реорганизацией кафедр по новому университетскому уставу (а по существу — за пропаганду безбожия) Дядьковский был уволен в отставку из университета и академии (с 1836). В 1820-х гг. жил на 3-й Мещанской улице, 19; в 1830-х гг. — в собственном доме в Брюсовом переулке.

 

Карл Андреевич Раухфус (1835—1915) в Санкт-Петербурге— российский педиатр, организатор больничного дела. Учился в Петришуле с 1844 по 1851 год.

Окончив курс в Медико-хирургической  академии в 1857 г., посвятил себя изучению детских болезней, а с 1860 г. ларингологии.

С 1858 по 1868 г. К. А. Раухфус состоял прозектором и врачом при Имп. СПб. Воспитательном доме.

По поручению принца П. Г. Ольденбургского Карл Раухфус составил проект сооружения детской больницы, которая была торжественно открыта 12 октября 1869 года. Это была первая в России специализированная детская клиника для всех сословий. Здание, возведённое Цезарем Кавосом, стало выдающимся образцом больничной архитектуры, завоевавшим в1876 году на Брюссельской международной выставке высшую награду — Почётный диплом за лучшую детскую клинику, а в1878 году Большой золотой медали на выставке в Париже.

Карл Раухфус был назначен первым директором и главным врачом этой больницы, названной Детской больницей принца Петра Ольденбургского. В советское время больнице было присвоено имя Раухфуса, которое она носит и по сей день[1].

С 1875 по 1883 г. Раухфус заведовал клиникой детских болезней Женских врачебных курсов, устраиваемой при больнице; в 1876 г. назначен лейб-педиатром Двора Его Величества. При сооружении и внутреннем устройстве Детской больницы принца Петра Ольденбургского им впервые была применена система временной карантинной изоляции сомнительных в смысле заразительности случаев; в большем совершенстве ему удалось провести приемы изоляции и всего устройства детской больницы при вверенном его руководству сооружении детской больницы св. Владимира в Москве (1872—76), которая считается образцовым типом современных детских больниц, ныне им. И. В. Русакова).

Был женат на Полине Карловне Задлер (ум. 1915), дочери К. К. Задлера, одной из основательниц в Cанкт-Петербурге так называемого Фребелевского общества, занимавшегося развитием дошкольного образования и воспитания.

Интересные факты

  • Упоминается в романе Юрия Германа «Дорогой мой человек», по которому в 1958 году снят одноимённый фильм
  • Раухфус был первым в мире, кто предложил носить белый халат врачам и среднему медицинскому персоналу[3]
  • Известный художник И. Н. Крамской внезапно скончался 24 марта (5 апреля) 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса. Позировавший Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.

Печатные труды


  • «Монография о врожденном сращении устья аорты» (СПб., 1869; диссертация)
  • три отдела в Gerhardt’s «Handbuch der Kinderkrankheiten» (1877, 1878, 1882):
    • (О тромбозе и эмболии лёгочных артерий в грудном возрасте);
  • в «Petersburg. med. Zeitschrift»:
    • (О воспалении суставов в грудном возрасте),
    • (О врождённом пороке сердца)
  • «Программа для постройки детской больницы св. Владимира в Москве» (с объяснительной запиской, 1873),
  • «Интубация в крупе»,
  • «Клиническая бактериология дифтерии и лечение ее противодифтерийной сывороткой» («Труды общества детских врачей в СПб.», 1890—95; «Врач», 1895),
  • «Дифтерия верхних дыхательных путей и круп» («Русский архив патологии, клинической медицины и бактериологии», 1897),
  • «Успехи применения противодифтерийной сыворотки в России» («Больничная газета Боткина», 1898).

 

Бецкой, Иван Иванович - русский государственный деятель, побочный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого  , сокращенную фамилию которого впоследствии получил, и, вероятно, баронессы Вреде. Родился 3 февраля 1704 г. в Стокгольме, где отец его был в плену, и там же прожил детские годы. Получив сначала под руководством отца "преизрядное учение", Бецкой был послан для дальнейшего образования в Копенгаген, в местный кадетский корпус; затем недолго служил в датском кавалерийском полку, во время учения был сброшен лошадью и сильно помят, что, по-видимому, и принудило его отказаться от военной службы. Он долго путешествовал по Европе, а 1722 - 1726 годы провел "для науки" в Париже, где, вместе с тем, состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II  ), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво. В России Бецкой сначала состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 г. определился на службу в коллегию иностранных дел, от которой нередко был посылаем в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж. Благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии Ивановне , жене принца Людвига Гессен-Гамбургского, Бецкой стал близок ко двору Елизаветы Петровны  . Роль его в перевороте в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г., возведшем на престол Елизавету, раньше считалась значительной, но исследованиями П.М. Майкова установлено, что он совсем не принимал участия в этом деле. Вследствие происков канцлера Бестужева   Бецкой был принужден (1747) выйти в отставку. Он выехал за границу и по дороге туда старался, по собственным его словам, "ничего не пропустить из пространной живой книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг научающей почерпнуть все важные сведения к большому образованию сердца и ума". За границей Бецкой прожил 15 лет, преимущественно в Париже, где посещал светские салоны, свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтения усвоил себе модные тогда идеи. 

История педиатрии. В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый - до середины XIX века, второй - до Октябрьской социалистической революции, третий - советский. Первый период характеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно  акушерства и терапии. Наиболее передовые  ученые того времени уже говорили о необходимости мероприятий  в области здоровья детей и  снижения высокой детской смертности. Так, М. В. Ломоносов в своем письме "О размножении и сохранении российского народа" предлагал  ряд мер по борьбе со смертностью. В трудах Н. И. Новикова и А. Н. Радищева указывалось на необходимость государственной  охраны здоровья детей. И. И.   Бецкой , крупный государственный деятель XVIII столетия, спроектировал, построил и открыл первые воспитательные дома для "подкидышей" в Москве (1764) и Петербурге (1771). Он же разработал правила по организации работы детского учреждения, по уходу за детьми и их воспитанию. К сожалению, скученность, плохой уход, недостаточное питание, инфекционные болезни привели к тому, что эти первые зачатки государственной заботы о детях превратились в "фабрики ангелов". Большинство детей, помещенных в эти дома, погибали. Потерпели неудачу и попытки воспитания подкидышей ("зазорных" детей) в крестьянских семьях, которым выплачивалась мизерная сумма на их содержание и воспитание.

Хотовицкий Степан Фомич — тайный советник, заслуженный профессор Петербургской медико-хирургической академии, род. в 1794 г., умер 30 марта 1885 г. в Петербурге. Сын священника, он изучал медицину в Петербургской медико-хирургической академии, курс которой блестяще окончил в 1817 г., так что "за отличные успехи в науках" был удостоен серебряной медали, признан лекарем 1-го отделения и оставлен при академии. Командированный на казенный счет для дальнейшего усовершенствования за границу, Х. по инструкции, данной академией, должен был изучать медицинские науки полтора года в Германии и столько же в Англии и обязательно посетить Вену, Берлин, Геттинген, Эдинбург и Лондон. По собственному выбору он специально посвятил себя изучению акушерства, со включением женских и детских болезней, а кроме того изучал еще судебную медицину, медицинскую полицию и эпизоотические болезни, пробыв, с разрешения академии, за границей не три, а четыре года. По возвращении в Петербург в 1822 г., Х. был назначен адъюнкт профессором Медико-хирургической академии по кафедре акушерства, судебной медицины и медицинской полиции и вскоре за тем принял на себя также обязанности ординатора в госпитале и субинспектора в академии. В 1823 г. Х. защитил диссертацию на степень доктора медицины, обнаружившую богатые познания Хотовицкого и "представившую обширный и полный свод современного состояния медицины в Западной Европе". Утвержденный в звании адъюнкт-профессора, Х. принялся за разработку богатых материалов, собранных им в бытность за границей; но эти занятия были прерваны командировкой его Министерством внутренних дел в Астрахань для изучения господствовавшей там холеры. К приезду Хотовицкого эпидемия в Астрахани уже прекратилась, однако он провел там около года, внимательно изучая условия и развитие болезни. Восемь лет спустя, во время холерной эпидемии, охватившей всю Россию, он принимал деятельное участие в работах холерного столичного комитета и оказал важные услуги в деле прекращения болезни, за что и удостоился особой монаршей милости. Плодом этих специальных занятий явились две монографии: "О С.-Петербургской язве" (1831) и "О холере" (1832), из которых последняя заключала в себе полную историю холеры с богатыми литературными указаниями; эта статья заслуживает особого упоминания еще и потому, что сосредоточила внимание и работы Хотовицкого на общественной гигиене и медицинской полиции, отраслях медицины, которые в то время в России находились еще в зародышевом состоянии. Как более обширные труды Хотовицкого в этом направлении следует упомянуть "Жизненные припасы в медико-полицейском отношении" ("Военно-медицинский журнал" 1829 и 1830 гг.) и "Смерть в судебно-медицинском и медико-полицейском отношениях", обширное исследование, напечатанное в девяти номерах того же журнала 1833—1836 гг. В начале тридцатых же годов Х., замещая своего учителя, профессора С. А. Горлова, временно занимал в академии кафедру акушерства, женских и детских болезней и в продолжение пяти лет (с 1828—1833 г.) безвозмездно исполнял обязанности петербургского городского акушера. К этому периоду относятся его статьи "Менструация и ее болезни" ("Военно-медиц. журнал" ,"Венерическая болезнь у новорожденного", "Детская одышка" и много других, нередко занимавших целый номер журнала. С 1835—1839 г. Х. состоял редактором "Военно-медицинского журнала" и в это время поместил в нем целый ряд статей общественно-гигиенического характера, которые, отличаясь рациональностью взгляда, полнотой и ясностью, содействовали уничтожению многих предрассудков, господствовавших в обществе того времени. Неотложная потребность в учебнике по женским болезням и невозможность выработать его самостоятельно в короткое время побудили Хотовицкого перевести с немецкого сочинение Каруса "Учебная книга гинекологии", которое в русском переводе выдержало два издания. Кроме того, он перевел с английского учебник теоретической хирургии Купера "Чтения о начальных и практических основаниях хирургии", по поручению Св. Синода составил учебник под заглавием "Народно-врачебное наставление для духовных училищ" (1844), десятое издание которого появилось в 1863 г., и написал учебник педиатрики (1847). В 1847 г., оставив академию, в которой он прослужил ровно 30 лет, Х. до смерти, постигшей его на 91 году, продолжал состоять членом Медицинского совета Министерства внутренних дел и 14 августа 1867 г. праздновал пятидесятилетний юбилей своей служебно-медицинской деятельность.

Ви́ктор Васи́льевич Пашу́тин (1845—1901) — российский патолог, профессор, начальник Императорской Военно-медицинской академии (1890—1901). Родился 16 [28] января 1845 года в Новочеркасске. Окончив Воронежскую семинарию, в 1862 г. поступил в Императорскую медико-хирургическую академию. Выполнял научные исследования в физиологической лаборатории профессора И. М. Сеченова, результаты которых опубликовал, ещё будучи студентом (О движении кишок у кошки при раздражении блуждающих нервов // Мед. вестник. — 1865), в том числе и в соавторстве с профессором Сеченовым (Сеченов И. М., Пашутин В. В. Новые опыты над головным и спинным мозгом лягушки. — СПб.: тип. А. Головачова, 1865. — 98 с.).

По окончании курса был оставлен при академии; в 1870 г. за диссертацию «Некоторые опыты над ферментами, превращающими крахмал и сахар в глюкозу» был удостоен степени доктора медицины. В 1871 г. получил звание приват-доцента физиологии. В том же году был командирован за границу: в Лейпциге совершенствовался по физиологии под руководством профессора К. Людвига (нем.)русск., а также по медицинской химиии у профессора Гупперта (нем.)русск.. Получив предложение баллотироваться на кафедру общей патологии Казанского университета, прослушал в Страсбурге курсы по общей патологии у Реклингхаузена и по медицинской химии у Гоппе-Зейлера (нем.)русск..

В 1874 г. был избран на кафедру общей патологии в Казанском университете. В 1879 г. был назначен профессором общей патологии в Медико-хирургическую академию, возглавив вновь открывшуюся кафедру общей и экспериментальной патологии[1]. Усовершенствовал преподавание общей патологии, увеличив роль эксперимента в учебном процессе. С 1885 по 1888 г. состоял также учёным секретарём Военно-медицинской академии. С 1889 г. возглавил медицинский советминистерства внутренних дел. С 18 ноября 1890 по 2 февраля 1901 г. был начальником Военно-медицинской академии.

Исследовал проблемы нарушения  обмена веществ и терморегуляции, кислородного голодания, витаминной недостаточности  и др. Разработал методику исследования газообмена, методику калориметрических  исследований у человека и животных, применяемую и в настоящее  время. Первым обратил внимание на патологические отложения гликогена в тканях и ввёл понятие углеводного перерождения[2].

В 1878 г. спроектировал противочумный герметический костюм, снабжённый приспособлениями для фильтрации воздуха и вентиляции[3].

Считается одним из создателей патологической физиологии как самостоятельной  научной дисциплины. Создал крупную  научную школу, среди его учеников профессора П. М. Альбицкий, С. Д. Костюрин, Н. П. Кравков, Д. В. Косоротов,А. А. Лихачев, А. В. Репрев, Д. И. Тимофеевский, Н. Г. Ушинский.

Информация о работе История медицины светилы отечественной педиатрии. Дядьковский Иустин Евдокимович