Боткин Сергей Петрович и его вклад развитие терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:42, реферат

Краткое описание

Я не случайно начала свой реферат словами великого ученого, так как заслуга этого человека очень значима для развития медицины. Его друг и первый биограф писал: «Его заслуги в области русской медицины так обширны, значение их так велико, что они не могут быть вполне оценены в настоящее время, и только будущему веку, когда наше национальное самосознание станет более спокойным и более трезвым, предстоит исполнить этот долг с настоящим беспристрастием и хладнокровием»1. Поэтому тема «Боткин и его вклад в развитии терапии» и сегодня вызывает интерес у ученых-медиков всего мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.История развития терапии……………………………………………………………4
2.Краткие биографические сведения жизни Сергея Павловича Боткина, повлиявшие на формирование его научных взглядов………………………………………………...4
3. Научные открытия С.П. Боткина в области терапии………………………………..6
4. Влияние трудов Боткина на последующее развитие медицины…………………12
Заключение……………………………………………………………………………….14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Plan.docx

— 49.30 Кб (Скачать документ)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Новосибирский государственный медицинский университет” Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава Росси)

Кафедра социально-исторический наук

 

 

 

 

РЕФЕРАТ  
по ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

 

Боткин Сергей Петрович и его вклад развитие терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студентка лечебного факультета,

первого курса, 4 группы 
Ряскина Полина Андреевна

Проверил: Выборнов Антон Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2014г.

 

План:

Введение………………………………………………………………………………….3

1.История развития  терапии……………………………………………………………4

2.Краткие биографические  сведения жизни  Сергея Павловича  Боткина, повлиявшие на формирование  его научных взглядов………………………………………………...4

3. Научные открытия  С.П. Боткина в области терапии………………………………..6

4.  Влияние трудов Боткина  на последующее  развитие медицины…………………12

Заключение……………………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Боткин явился основателем обширной школы

русских клиницистов, и его влияние сохранится на все времена».

И.И. Мечников

Я не случайно начала свой реферат словами великого ученого, так как заслуга этого человека очень значима для развития медицины. Его друг и первый биограф писал: «Его заслуги в области русской медицины так обширны, значение их так велико, что они не могут быть вполне оценены в настоящее время, и только будущему веку, когда наше национальное самосознание станет более спокойным и более трезвым, предстоит исполнить этот долг с настоящим беспристрастием и хладнокровием»1. Поэтому тема «Боткин и его вклад в развитии терапии» и сегодня вызывает интерес у ученых-медиков всего мира.

 Данная тема представляет  особую актуальность, так как  среди корифеев отечественной медицины особое место занимает именно С.П.Боткин, сыгравший выдающуюся роль в становлении и развитии российской клинической медицины и ставший основателем самой известной терапевтической школы в России.

 Цель данного реферата - оценка вклада С.П. Боткина в развитие терапии. А для этого мне нужно будет проанализировать жизнь и научную деятельность  С.П. Боткина. В основе реферата лежат материалы исследований различных источников, с помощью которых становится возможным представить  жизненный путь великого ученого и оценить его вклад в развитии  терапии.

 

 

 

 

Основная часть

Нельзя оценить жизнь и деятельность ученого, не зная ту обстановку, в которой он рос, и что могло повлиять на его мировоззрение. Одним из важнейших периодов развития медицины вообще и русской медицины в частности являются 1856 - 1875 гг. Такой сравнительно короткий отрезок времени характеризуется двумя важными обстоятельствами в истории медицины. Во-первых, именно в это время с полной очевидностью обнаружилась несостоятельность гуморальной теории, той теории, которая почти безраздельно властвовала как в западноевропейской, так и в русской медицине с начала и до середины XIX столетия. Во-вторых, возникла потребность в какой-то новой теории медицины, которая более гармонично обобщала бы факты, исподволь накопившиеся в рамках старой, гуморальной, теории медицины и вступившие с ней в противоречие.

Нарастание капиталистических отношений внутри феодально-дворянской России середины XVIII столетия привело к быстрому развитию естествознания и материалистической философской мысли. М.В.Ломоносов видел единство мира в анатомическом строении материи и сформулировал закон сохранения и превращения энергии и материи. Идея целостности организма заостряет спор материалистического естествознания и философии с богословием о взаимоотношении материального и идеального, телесного и духовного в организме. Этот многовековой спор, обострившийся в эпоху борьбы нарождавшейся буржуазии против феодализма, оказывает сильное влияние на развитие русской медицины. В ней зарождается новое направление, новая система взглядов на организм, на болезни и способы борьбы с ними. С исторической позиции видна вся закономерность появления такого лидера отечественной медицины, как С.П. Боткин, закономерность его успехов. Они отражали прогресс медицинской науки.

С.П. Боткин родился в 1832 г. в купеческой семье. Сергей был одиннадцатым ребенком. Окончив частный пансион Эннеса, он поступил в Московский университет. Парадокс заключается в том, что в юношестве С.П. Боткин мечтал стать математиком. Математические дисциплины привлекали его строгой последовательностью, четкостью и логикой мышления. Однако юноше пришлось расстаться со своими мечтами. Правительственный указ 1849 г. временно прекращал прием в университет на все факультеты, кроме медицинского, на который он и был зачислен. Прошли годы, С.П. Боткин полюбил медицину и отдал ей всю свою жизнь. Большое влияние на ученого оказали его учителя, особенно Иноземцев.  О влиянии учителя Ф.И. Иноземцева на С.П. Боткина писал врач Смирнов: «Нравственная сторона учения, которое преподавал нам незабвенный учитель Ф.И. Иноземцев, была глубоко усвоена его учеником С.П. Боткиным, который всю жизнь свою был носителем этих честных начал. Ими объясняется весь гуманный характер его деятельности, его человеколюбие в практике, его доступность всем и каждому, его общепризнанное бескорыстие». В 1855 г. С.П. Боткин успешно окончил университет, а осенью того же года выдержал экзамен на звание лекаря. Затем он добровольно отправился в Крым для оказания врачебной помощи героическим защитникам Севастополя и более 3 месяцев работал ординатором севастопольского госпиталя под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова, оказавшего большое влияние на формирование молодого врача в условиях театра боевых действий. Возвратившись с фронта, С.П. Боткин отправился в заграничную командировку и 4 года работал в лучших по тому времени клиниках Европы, а затем в Императорской Военно-медицинской академии блестяще защитил диссертацию и 17 сентября 1860 г. получил степень доктора медицины. В это время руководство академии занималась подбором на кафедры молодых талантливых ученых. Наряду с выпускниками университетов И.М. Балинским, И.М. Сеченовым, Э.А. Юнге, Л.А. Беккерсом и др. был приглашен и С.П. Боткин. В октябре того же года он был утвержден конференцией Медико-хирургической академии (Военно-медицинской академии) в должности адъюнкт-профессора по кафедре академической терапевтической клиники, а спустя непродолжительное время, после отставки профессора П.Д. Шипулинского, возглавил эту кафедру. С этого времени Академия стала тем учреждением, где С.П. Боткин в полной мере проявил свой талант ученого, клинициста и выдающегося педагога. Именно здесь усилиями С.П. Боткина, его учеников и последователей были в значительной степени заложены и получили развитие основы научной и клинической терапевтической школы. Уже на начальном этапе своего формирования отчетливо проявилась характерная особенность работ школы С.П. Боткина: их широта, разноплановость и ярко выраженная практическая направленность. Отсюда по всей России разошлись верные и благодарные своему учителю ученики, еще при его жизни, распространившие его идеи и методы по всем ведущим медицинским учреждениям страны.

 

Для полного раскрытия вклада Боткина в развитии терапии необходимо вернуться к пребыванию его за границей и влияние ученых на его взгляды. В Европе в первой половине XIX века происходила масштабная реформа медицины, обусловленная появлением качественно новых естественнонаучных представлений о фундаментальных основах жизнедеятельности организма человека.  Появление в клинической практике лабораторного эксперимента, химического анализа и применение их в сочетании с методом клинико-анатомических сопоставлений, значение которого еще более возросло после усовершенствования микроскопической техники, было революционным переворотом в медицине. Особенно труды Вирхова.  Впервые появилась возможность получать объективные данные не только о пораженных органах, но и о степени утраты ими функциональной способности, что в свою очередь открыло невиданные прежде возможности для  научно обоснованного прогноза развития заболевания, определения характера терапии и границ ее допустимости. Триумф Р. Вирхова, основателя целлюлярной патологии, К. Бернара - основоположника экспериментальной физиологии, Л. Траубе – знаменитого берлинского клинициста и ряда других ученых был подготовлен всем ходом предыдущего развития науки. Однако эти победы долгое время не втягивали в свою орбиту Россию. С.П. Боткин оказался тем великим новатором, на долю которого выпала трудная и одновременно благородная роль проводника новых идей и методологических подходов в клинической медицине у себя на родине. Характерная черта молодого Боткина – собственный взгляд на научную проблему и критическое отношение к деятельности европейских научных школ. Уважительное отношение не мешало ему видеть изъяны теоретических позиций и методов преподавания даже у известных ученых. За границей Сергей Петрович опубликовал несколько статей в журнале «Virchows Archive» и написал докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках».   Медицина того времени в России была оторвана от мировой науки. Достижения западной науки были недоступны для большинства врачей. При обследовании больных термометрия не использовалась, перкуссия и аускультация объявлялась шарлатанством и изгонялась из клиники как признак напыщенной учености. Основным методом обследования являлся, как тогда говорили «инстинкт» (интуиция), метод наблюдений и догадок. С первых шагов своей клинической деятельности он отвергает этот подход как негодный и решительно заявляет: «Успех и прочное развитие практической медицины будут обусловливаться уменьшением значения в ней инстинкта и большим подчинением науке и разуму» 2.

Будучи страстным пропагандистом естественнонаучного направления в медицине молодой ученый так сформулировал свои взгляды: «Чтобы принести истинную пользу человечеству – неизбежный для этого путь есть путь научный, по которому мы пошли с самого начала и который не должны оставлять, приступая к практической медицине. А если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного должны быть приемами естествоиспытателя» 3. 

С воодушевлением принялся он за перестройку системы диагностики, лечения больных и преподавания терапии. В стремлении сделать клинику современным лечебным и научным учреждением Сергей Петрович внедряет в практику физические и химические методы исследования. Для этого он организует первую в России клиническую лабораторию. В дальнейшем появились специализированные лаборатории – химическая, бактериологическая и экспериментальная (физиологическая), в которой 10 лет работал И.П. Павлов. Клиника и лаборатория составляли единое целое: госпитальная практика ставила вопросы, лаборатория в меру своих возможностей разрешала их, и наоборот, лабораторные исследования обогащали клиническую мысль. Так осуществлялась мечта ученого – воспитывать не только врача-практика, но и врача-естествоиспытателя.

В литературе не нашли отражения трудности, с которыми встретился молодой профессор после вступления в заведование клиникой. Материальные затруднения преодолевались им сравнительно легко. При отказе в создании лабораторий он выделял свои личные средства. Но были трудности более существенные, связанные с принципиальным расхождением взглядов о значении лабораторий в клинике, о воспитании научно-медицинского (клинического) мышления и допустимости гипотез в медицине. «Современники С.П. Боткина избегали теоретических обобщений, придерживаясь узкого практицизма, в то время как он стремился к широким обобщениям и гипотетическим суждениям. Не ограничиваясь констатацией фактов, Боткин теоретизировал, обобщал факты, выдвигал гипотезы, открывая широкие возможности для дискуссий и споров»4.  Боткину приходилось спорить с известными терапевтами по поводу точности определения диагноза больного так, например с Г.А. Захарьиным, который утверждал, что у врача есть дар и он с его помощью должен лечить больного. Сергей Петрович не отрицал врачебного искусства и интуицию, однако приписывал их не наитию и сверхъестественным силам, а считал лишь следствием приобретенного опыта и знаний. У себя в клинике он требовал неукоснительного применения объективных методов обследования пациентов – перкуссии и аускультации, измерения температуры тела, лабораторных - исследований крови, мочи, мокроты, кала, выполнение аутопсии в случае смерти больного для сопоставления морфологических данных с результатами прижизненной диагностики. Эти требования, очевидные сегодня, в то время разделялись далеко не всеми.  Методы объективного исследования не только недооценивались, но и игнорировались. Были и прямые противники: в Петербурге – П.Д. Шипулинский, предшественник С.П. Боткина на кафедре, в Москве – А.И. Овер и др.

Сергей Петрович разработал научный метод решения диагностических задач на основе анализа сведений о больном, выбора ведущих симптомов болезни, проведения дифференциального и установления окончательного диагноза, который включал основное заболевание, осложнения, сопутствующие болезни, функциональную характеристику органов и систем. По существу, это был не диагноз болезни, а диагноз больного, поэтому и лечение назначалось сугубо индивидуальное.

 С.П. Боткина некоторые  считали скептиком в терапии  и даже приравнивали его скептицизм  к терапевтическому нигилизму. Эти  обвинения возникли из-за его  своеобразного отношения к методам лечения. Он рекомендовал вначале лечить основное заболевание и не нагружать пациента многочисленными дополнительными средствами, считая, что применение большого количества лекарств, сглаживает картину ведущего страдания и терапевтическое действие основного медикамента. Неудовлетворенность современной ему терапией отражала недостаточность научных основ лечения, и отсутствие знаний механизма действия многих лекарств С.П. Боткиным первым  в   российской науке были изучены свойства наперстянки, ландыша, адониса. Он был не только первоклассным клиницистом, но и прекрасным фармакологом. Как пишет о нем его соученик и первый биограф, врач Н.А. Белоголовый: «Популярен был не только он сам, но большое доверие приобретало все, что было им рекомендовано, и больные в провинции, никогда лично к нему не обращавшиеся, нередко принимали лекарство по его рецептам, выписанным для их знакомых; так, сделались весьма распространенными и известными боткинские капли, боткинский порошок, его пилюли, его мазь и прочее. Одно время был даже в большом ходу квас из сухарей, когда-то им рекомендованный и известный под именем "боткинского"».5 С.П. Боткин высоко ценил валериану, полагая, что она полезна не только тем, что способствует исцелению, но и не оставляет никаких осложнений после приёма. С.П. Боткин писал: «При сердечной недостаточности мочегонные средства представляют, можно сказать, наилучший способ уменьшения массы крови». Он стремился рационализировать терапию и придать ей научный характер, обосновывая ее физиологическими и фармакологическими исследованиями. Ни одна из клиник, в том числе и зарубежных не дала столько ценных работ, посвященных терапии, сколько боткинская.  Разработаны показания для лечения кислородом и кровопусканиями. Впервые поставлен вопрос о сочетании медикаментозных методов лечения с физическими, дието- и климатотерапией6.

Сергей Петрович опубликовал около 75 научных трудов, посвященных актуальным проблемам терапии, инфекционных болезней, экспериментальной патофизиологии и фармакологии. Наиболее важными из этих работ являются его клинические лекции в трех томах («Курс клиники внутренних болезней» (1867)), переизданные в 1868 и 1875 г. Ряд учеников Сергея Петровича собрали обширный материал для выпуска крупного литературного издания «Архива клиники внутренних болезней» в 13 томах (издан в 1869—1889 гг. за счет средств Сергея Петровича), а также для Еженедельной клинической газеты.

 Широко экспериментируя, Сергей Петрович был противником  механического переноса опытных  данных на человека, допуская  его возможность лишь в тех  случаях, когда имеется полная  уверенность в его безвредности. Профессор Боткин сочетал в себе тонкую клиническую наблюдательность с глубоким научным анализом. По мастерству выявления начальных стадий заболевания и аналитическим способностям он не имел себе равных. Каковы же его открытия в терапии?

Информация о работе Боткин Сергей Петрович и его вклад развитие терапии