Биоэтика и деонтология в педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 06:52, реферат

Краткое описание

Любая проблема медицинской этики рассматривается исходя из основополагающих принципов:
· автономности;
· информированности пациента (родителей) о состоянии его здоровья и необходимости получения согласия на медицинские вмешательства;
· конфиденциальности; · безопасности для пациента;
· уважения достоинства и ценности жизни каждого пациента;
· социальной справедливости.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Биоэтика и деонтология в педиатрии.docx

— 44.98 Кб (Скачать документ)

Врачебные ошибки делятся  на четыре группы [13]: 1) диагностические  ошибки — нераспознание или ошибочный диагноз болезни; 2) тактические ошибки — неправильные показания к операции, ошибочная тактика лечения; 3) технические ошибки — неправильное использование медицинской техники, необоснованное использование медицинских средств; 4) деонтологические ошибки.

Чаще всего ошибки обусловлены недостаточным профессиональным уровнем медицинских работников [10, 35]. При этом ошибки следует отличать от правонарушений, в основе которых  лежит недобросовестность врача. В  таком случае речь идет о низком морально-этическом облике медицинского работника, грубом нарушении принципов  медицинской деонтологии. Ошибки, связанные  с низким профессиональным уровнем  и самоуверенностью врача, приведшие  к ухудшению состояния здоровья ребенка, должны расцениваться как  должностные преступления, а не как  ятрогения [28].

Другой источник ошибок — отклонение клинического течения болезни от классических описаний, атипичное течение. «Количество  ошибок по мере повышения квалификации скорее увеличивается, чем падает» (И.В. Давыдовский) [10]. Это объясняется привлечением высококвалифицированных специалистов к консультациям и лечению пациентов с особо сложными заболеваниями.

Деонтологические ошибки могут стать причиной не только конфликтов между врачом и родителями больного ребенка, но и косвенно — диагностических, тактических и технических ошибок. Одним из последствий деонтологических ошибок являются ятрогенные заболевания. При неблагоприятном исходе лечения именно деонтологические ошибки нередко учитываются родственниками в первую очередь, порождая многочисленные жалобы и требования о привлечении врача, допустившего эту ошибку, к уголовной ответственности. Напротив, известны случаи, когда при неблагоприятном исходе лечения, но соблюдении врачом правил медицинской деонтологии родственники умершего больного становились защитниками врача, поскольку видели, что врач сделал все, что было в его силах, и сам тяжело переживал происшедшее [13].

Вместе с тем, если не соблюдаются правила медицинской  деонтологии, конфликты между родственниками больного ребенка и врачами часто  возникают даже при правильном лечении. В этих случаях родственники умершего больного, потрясенные горем, стараются найти виновных и нередко действуют, исходя из принципа «Post hoc — ergo propter hoc» («После этого — значит, вследствие этого»). Необходимо отметить, что ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в сфере здравоохранения может быть гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной. С точки зрения врача и пациента наиболее важными из них являются гражданская и уголовная [1].

В связи с появлением таких понятий, как «смерть мозга» и «декортикация», при заключении о безнадежности прогноза для  жизни вновь возникла дискуссия  об эвтаназии (легкой смерти) и о  праве на смерть [36]. Эвтаназию, т.е. применение активных агентов, ускоряющих наступление  смерти безнадежного пациента на заключительных этапах болезни, большинство ученых мира считают безнравственной.

Вопрос о правомерности  клинических экспериментов на людях, особенно на детях, — один из ключевых в медицинской деонтологии [9]. В  настоящее время большинство  иностранных фирм-изготовителей  лекарств заинтересовано в освоении и развитии новых рынков сбыта. Для  этого, рекламируя фармацевтические препараты, они организуют клинические исследования лекарственных средств. В соответствии с Хельсинкско-Токийской декларацией о медицинских исследованиях (1964, 1975) различают два вида клинических экспериментов: 1) направленных на улучшение состояния больных (новые лекарственные препараты и схемы лечения); 2) нацеленных на получение новых знаний. Второй вид клинических экспериментов создает более серьезные этические проблемы [13].

Согласие родителей  на эксперимент с ребенком необходимо во всех случаях. Прежде чем проводить  клинический эксперимент с участием детей, следует получить или найти  данные о предварительных испытаниях методов или препаратов у экспериментальных  животных или взрослых. При этом необходимо письменное информирование о лекарственном средстве, безопасности и степени риска, действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния  лекарственного препарата на состояние  его здоровья. В соответствии с  декларацией каждая процедура должна быть ясно изложена в протоколе исследования, который подлежит экспертизе специально назначенной независимой комиссии [2].

В заключение необходимо подчеркнуть, что в настоящий  исторический период этике и медицинской  деонтологии угрожает девальвация  таких принципов, как гуманность, доброта, сострадание и милосердие. Эта тенденция проявляется в  тех случаях, когда врачи усматривают  в своих обязанностях не заботу о  пациентах и их здоровье, а источник материального благополучия. С другой стороны, появились новые проблемы биоэтики, основанные на последних  достижениях генетики и молекулярной биологии. В связи с этим крайне важно создание медицинских этических  комитетов при органах здравоохранения  и лечебно-профилактических учреждениях, куда наряду с врачами должны входить  юристы, представители общественности и священнослужители для обсуждения этических вопросов. Только коллегиальный  анализ позволит найти рациональное решение спорных этико-правовых проблем при оказании медицинской  помощи пациентам детского возраста.

Отсутствие законов, охраняющих здоровье и благополучие детей с позиций биоэтики, создает  почву не только для этических, но и для правовых нарушений. Именно в этих условиях крайне важно не предавать забвению нравственные постулаты, принципы человеческих отношений и  медицинской деонтологии. Успешно  развивается и выживает то общество, которое способно следовать благородным  этическим принципам и сохранять  высокий интеллектуальный потенциал  нации.

 

 

 

Клятва Гиппократа 

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим  больных к их выгоде сообразно  с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого  вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного  замысла: точно так же я не вручу  никакой женщине абортивного  пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

 

 

  

 

Литература 

1.      Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. — М., 2002.

2.      Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я. // Вопросы современной педиатрии. — 2004. — Т. 3, N 5. — С. 98—99.

3.      Амиров Н.Х., Альбицкий В.Ю., Нежметдинова Ф.Т. // Казанский мед. журнал. — 1998. — N 2. — С. 81—86.

4.      Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. — М.: Медицина, 1997.

5.      Боткин С.П. Общие основы клинической медицины (слово о долге врача). Речь, произнесенная на торжественном акте в Императорской воен.-мед. академии 17 декабря 1886 г. — СПб., 1887.

6.      Вельтищев Ю.Е. // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. — 1995. — Т. 40, N 1. — С. 54—57.

7.      Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека. — ООН, 1997.

8.      Гиппократ. Избранные книги: Пер. с греч. — М.: Биомедгиз, 1936.

9.      Говард-Джонс Н. // Здоровье мира. — 1982. — N 11. — С. 9—16.

10.     Давыдовский И.В. // Сов. медицина. — 1941. — N 3. — С. 3—12.

11.     Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.

12.     Деонтология в педиатрии / Под ред. С.Д. Носова. — Л.: Медицина, 1977.

13.     Деонтология в медицине / Под ред. Б.В. Петровского. — М.: Медицина, 1988.

14.     Дитерихс М.М. Душа хирурга. — Л.: Практ. мед., 1925.

15.     Долецкий С.Я. Общие проблемы детской хирургии. — М.: Медицина, 1984.

16.     Кассирский И.А. О врачевании. Проблемы и раздумья. — М.: Медицина, 1970.

17.     Кони А.Ф. К материалам о врачебной этике. — Харьков: Научная мысль, 1928.

18.     Кувшинников В.А., Василевский И.В., Легенченко М.И. и др. // Бел. мед. журнал. — 2004. — N 1. — С. 122—125.

19.     Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории в медицине. — М., 1982.

20.     Манн Т. // О духе медицины. Т. 9. — М., 1960. — С.49—50.

21.     Моруа А.О. // Химия и жизнь. — 1979. — N 1. — С. 86—89.

22.     Мудров М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных. — М., 1949.

23.     Павлов И.П. // Письмо к молодежи. — М., 1949. — С. 50—51.

24.     Пересада О.А., Лебедько А.В. // Мед. новости. — 2005. — N 6. — С. 5—11.

25.     Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. — Л.: Медгиз, 1956.

26.     Пирогов Н.И. // Вопросы жизни. Дневник старого врача. — Т. 8. — М., 1962. — С. 69—351.

27.     Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П. Павлова. — М.: Медгиз, 1962.

28.     Попов В.Л. Правовые основы медицинской деятельности. — СПб., 1997.

29.     Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. — Красноярск, 2002.

30.     Рокицкий М.Р. Ошибки и опасности в хирургии детского возраста. — Л.: Медицина, 1986.

31.     Салернский кодекс здоровья: Пер. с лат. — М.: Медицина, 1970.

32.     Смирнова Г.А. Деонтология в педиатрии. — Мн.: Беларусь, 1975.

33.     Швейцер А. Письма из Ламбарене: Пер. с нем. — Л.: Наука, 1978.

34.     Шубин Б.М. Доктор А.П. Чехов. — М.: Знание, 1982.

35.     Юдин С.С. Размышления хирурга. — М.: Медицина, 1968.

36.     Wertz D.C., Fletcher Y.C. Ethics and human genetics. — Berlin: Springer, 1989. 


Информация о работе Биоэтика и деонтология в педиатрии