Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, доклад
Повреждающему эффекту СР, АФК противостоит система противоокислительной защиты, главным действующим звеном которой являются антиоксиданты — соединения, способные тормозить, уменьшать интенсивность свободнорадикального окисления (СРО), нейтрализовывать СР путем обмена своего атома водорода (в большинстве случаев) на кислород свободных радикалов. В выведении СР и радикальных форм антиоксидантов играют роль системы естественной детоксикации. Антиоксиданты могут быть природного (биоантиоксиданты) и синтетического происхождения. Вещества этой группы имеют подвижный атом водорода и поэтому реагируют со свободными радикалами, а также катализаторами свободнорадикального окисления и, прежде всего, с ионами металлов переменной валентности.
Убихинон (коэнзим Q). Он необходим для течения в клетках процессов окисления и локализован преимущественно в мембранах митохондрий. Принимает участие в транспорте электронов по дыхательной цепи на участке между флавиновыми ферментами и цитохромами. Как и витамин Е, он является ингибитором радикалов фенольного типа, непосредственно реагирует с перекисными радикалами, уменьшает их концентрацию, стабилизирует мембраны. Витамин Е осуществляет первичную защиту от перекисного окисления, а убихиноны присоединяются к процессу после значительного использования витамина.
Эстрогены.
Благодаря липидофильности
2.3. Водорастворимые антиоксиданты действуют во внутриклеточной и межклеточной жидкости. Такой важный водорастворимый антиоксидант, как аскорбиновая кислота в организме человека не синтезируется, а поступает с пищевыми продуктами (преимущественно овощами и фруктами), в т.ч. в виде окисленной формы — дегидроаскорбиновой кислоты. До сих пор не определены все ферменты, в состав простетических групп которых входит витамин С. Одним из основных свойств витамина является способность к окислительно-восстановительным превращениям. Аскорбиновая кислота способна окисляться в дегидроаскорбиновую кислоту и, таким образом, вместе с ней она представляет окислительно-восстановительную систему, теряющую и присоединяющую электроны и протоны. При этом витаминная активность не снижается (менее стойкая и теряет биологическую активность дегидроаскорбиновая кислота). Как важный компонент биологической антиоксидантной системы витамин С взаимосвязан с глутатионом и токоферолом. Он принимает активное участие в микросомальном окислении эндогенных и чужеродных веществ, стимулирует активность цитохромного звена, процессы гидроксилирования (играет роль восстановителя). От обеспеченности аскорбиновой кислотой зависит активность цитохрома Р-450, фагоцитарная активность нейтрофилов и макрофагов, их антимикробные свойства. Значительную защитную роль как антиоксидант витамин С играет при токсическом действии различных соединений. Аскорбиновая кислота является мощным антиоксидантом, синергистом b-каротина и токоферола. Дефицит аскорбиновой кислоты в организме, помимо снижения антиоксидантной защиты, сопровождается нарушением синтеза коллагена. Аскорбиновая кислота участвует в выработке энергии, необходимой для синтеза интерферона и других цитокинов. Всасываясь в кровь, аскорбиновая кислота быстро попадает в лейкоциты, усиливает их способность к хемотаксису (R. Anderson, 1981; W.R. Beisel, 1982; R.S. Panush et al., 1982; R. Anderson et al., 1987).
Интенсивнее всего нейтрофилы поглощают витамин С во время «дыхательного взрыва», необходимого для биосинтеза бактерицидных свободнорадикальных субстанций (R. Moser, F. Weber, 1983). После активации фагоцитов содержание в них аскорбиновой кислоты падает (H. Нemilla et al., 1985; H. Oberritter et al., 1986). Обогащенные аскорбиновой кислотой нейтрофилы усиливают свою способность распознавать и уничтожать (чаще путем фагоцитоза) предраковые клетки, бактериальные, вирусные и другие чужеродные агенты. В норме концентрация витамина С в нейтрофилах в 150 раз выше, чем в плазме (R. Anderson, 1981; R.M. Evans et al., 1982; R. Moser, F. Weber, 1983). Дефицит витамина С сопровождается снижением хемотаксической и бактерицидной активности лимфоцитов (P.G. Shilotry, 1977; R. Anderson et al., 1987), добавки аскорбиновой кислоты усиливают пролиферацию лимфоцитов (R. Anderson, 1981; R.S. Panush, J.C. Delafuente, 1985). Аскорбиновая кислота оказывает защитное действие по отношению к продуцируемой в легких a-1-протеазе (свободные радикалы, вырабатывающиеся во время «дыхательного взрыва», угнетают фермент) (A. Theron, R. Anderson, 1985). Добавки витамина С улучшают иммунные реакции за счет поддержания уровня содержания витамина Е в крови и тканях (витамин Е также является выраженным стимулятором иммунной системы (A. Bendich et al., 1983). Усиление пролиферации лимфоцитов наиболее выражено при одновременном назначении витаминов С и Е. Дополнительное введение витамина С стабилизирует содержание витамина Е в плазме, тканях. И, наоборот, дефицит витамина С сопровождается снижением содержания витамина Е в тканях и плазме. Витамин С защищает противоокислительную активность витамина Е (A. Bendich et al., 1986), представляет собой первую линию защиты в организме от действия различных свободных радикалов и других окислителей (B. Frei et al., 1988). Он ингибирует перекисное окисление липидов (хотя основную роль в этом играет a-токоферол), нейтрализует окислители, поступающие с загрязненным воздухом (NO, свободные радикалы сигаретного дыма), редуцирует канцерогенные нитроамины. Аскорбиновая кислота предотвращает пероксидацию холестерола ЛПНП (K.L. Retsky et al., 1993) и тем самым препятствует прогрессированию атеросклероза. Смесь аскорбиновой кислоты с ионами Аu или Сu in vitro может инициировать свободнорадикальные процессы, но в организме это не происходит так, как названные ионы металлов связаны белками. Хотя, по мнению B. Halliwell (1984), локальная реализация этого эффекта в организме может иметь место.
Аскорбиновая кислота является кофактором для ряда монооксигеназ (гидроксилирование пролина, катаболизм тирозина).
Соединения,
которые содержат серу. Важным звеном
антиокислительной системы
Липоевая
кислота функционирует как
Церулоплазмин — транспортная форма меди является универсальным внеклеточным «гасителем» свободных радикалов. Он имеет супероксиддисмутазную активность: восстанавливает в крови супероксидные радикалы до кислорода и воды и этим защищает от повреждения липидные структуры мембран. Одной из основных функций церулоплазмина является нейтрализация свободных радикалов, которые освобождаются вовне макрофагами и нейтрофилами во время фагоцитоза, а также при интенсификации свободнорадикального окисления в очагах воспаления. Он окисляет разные субстраты: серотонин, катехоламины, полиамины, полифенолы, превращает двухвалентное железо в трехвалентное. Церулоплазмин переносит медь из печени к органам и тканям, где она функционирует в виде цитохром-С-редуктазы и супероксиддисмутазы. Фермент является фактором естественной защиты организма при воспалительных, аллергических процессах, стрессовых состояниях, повреждениях тканей, в частности, при инфаркте миокарда, ишемии.
Фенольные соединения (флавоноиды, полифенолы). Основой структуры фенольных веществ является углеродный скелет, имеющий гидроксильные, метильные, метоксильные, ацетильные и другие группировки. Они способны к легкой ступенчатой отдаче электронов и имеют два механизма антиоксидантной активности: инактивируют окислительные свободные радикалы, а также образуют стабильные комплексы с металлами (железом, медью, кобальтом, цинком, молибденом, алюминием) и выключают их каталитическое действие (В.А. Барабой, 1984). Молекулы фенольных соединений, нейтрализуя и инактивируя радикал, сами превращаются в малоактивные радикалы. В организме человека синтезируется ряд фенольных соединений — медиаторов: производные пирокатехина (адреналин, норадреналин, дофамин). К фенольным соединениям также относятся триптофан, фенилаланин, витамины Е и К, убихинон, тиреоидные и стероидные гормоны. Антирадикальную активность имеют только восстановленные формы фенольных соединений, а хинонные формы являются слабыми антиоксидантами. Хинонные формы восстанавливает, возвращая им таким образом антиокислительные свойства, аскорбиновая кислота. Переход фенольных форм в хинонные является средством регуляции свободнорадикального окисления мембран. Значительное накопление фенольных форм естественных антиоксидантов может сопровождаться интенсификацией свободнорадикального окисления со снижением содержания антиоксидантов. Фенольные соединения способны также образовывать стойкие комплексы с медью, железом, которые катализируют реакции СРО. Считают, что в условиях стресса регуляторные механизмы дополнительно выбрасывают в кровь антиоксиданты — биологически активные фенольные соединения: адреналин, норадреналин, дофамин, серотонин, а также тиреоидные и стероидные гормоны. Однако, как мы установили, при действии перечисленных соединений (в первую очередь, катехоламинов) в организме, в частности в нейтрофильных лейкоцитах, усиливаются катаболические процессы, в том числе перекисное окисление полиненасыщенных жирных кислот. Флавоноиды in vitro ингибируют пероксидацию липидов. Они, как и аскорбиновая кислота, в смеси с ионами Fe, Cu могут выступать в роли прооксидантов. Их антиоксидантная роль in vivo не изучена в достаточной мере (B. Halliwel, 1994).
К внеклеточным антиоксидантным механизмам относятся (B. Halliwel, 1994) трансферрин (железотранспортный протеин), лактоферрин (железосвязывающий протеин). Находясь в составе указанных протеинов, железо не катализирует свободнорадикальные повреждения. Не стимулирует также свободнорадикальные реакции железо в составе ферритина. Свободный гем и гем протеина, обладающие минимальной способностью катализировать свободнорадикальные повреждения, связываются с гемопексином и гаптоглобином. Обезвреживать свободные радикалы, связывать ионы меди может альбумин, молекула которого содержит одну сульфгидрильную группу. В качестве водорастворимого антиоксиданта рассматривается мочевина — конечный продукт пуринового обмена (N.I. Krinsky, 1988). Обезвреживать свободные радикалы может мочевая кислота, содержащаяся во внутренних средах организма (0,5 ммоль/л). Существуют ферменты, обезвреживающие поврежденные свободными радикалами протеины, окисленные жирные кислоты, а также ДНК.
Таким образом, ингибирование радикалов осуществляется системой антиоксидантов. Начальную стадию аутоокисления в мембранах угнетают токоферол, полифенолы, супероксиддисмутаза. Радикалы токоферола, полифенолов регенерируются под влиянием аскорбиновой кислоты, находящейся в гидрофильном слое мембран. Окисленные формы аскорбиновой кислоты восстанавливаются глутатионом (или эрготионеином), которые в свою очередь получают атомы водорода от НАДФ.H2. В ингибировании участвуют ферменты, катализирующие окислительно-восстановительные превращения глутатиона и аскорбиновой кислоты — глутатионзависимая редуктаза и дегидрогеназа, а также каталаза и пероксидаза. В плазме крови активно действует церулоплазмин. Представленная система поддерживает свободнорадикальное окисление липидов в мембранах на чрезвычайно низком уровне. А. Ленинджер (1981) считает, что аутоокисление липидов в организме полностью ингибируется витамином Е, аскорбиновой кислотой, различными ферментами. Функционирование цепи биоантиоксидантов и системы ферментов зависит от фонда атомов водорода (НАДФ.H2). В свою очередь этот фонд пополняется за счет дегидрирования энергетических субстратов, т. е. при ферментативном окислении. Эти факты свидетельствуют о наличии сопряженности между ферментативным окислением (окислительным фосфорилированием) и свободнорадикальным окислением, что мы наблюдали у больных при возникновении различных заболеваний и состояний: одновременно повышаются как показатели активности окислительно-восстановительных ферментов (дегидрогеназ, цитохромоксидазы), так и показатели содержания промежуточных продуктов переокисления липидов (диеновых конъюгатов, малонового диальдегида и др.). В разных тканях преобладают определенные компоненты АОС (В.Н. Бобырев и соавт., 1994). В клетках железистого эпителия, эритроцитах основным источником водорода для системы антиоксидантов является НАДФ.H2. Во внеклеточных структурах (где нет фонда НАДФ.H2) важное значение имеют восстановленные формы глутатиона, аскорбата. В волокнах основного вещества сосудистой стенки, плазме крови ингибирование свободнорадикального окисления осуществляют токоферолы, аскорбат, биофлавоноиды (хронический дефицит в организме эрготионеина, аскорбата, токоферола, биофлавоноидов приводит к повреждению сосудистой стенки). В плазме крови свободные радикалы нейтрализует церулоплазмин. В хрусталике глаза наблюдается высокая активность СОД, глутатионпероксидазы, глутатионредуктазы. Особенности функционирования антиоксидантной системы в различных органах и тканях определяются генотипом, а также зависят от поступления в организм индукторов СРО, обеспеченности биоантиоксидантами и в первую очередь a-токоферолом, аскорбиновой кислотой, b-каротином, селеном. Длительная, а также часто повторяющаяся, интенсификация свободнорадикального окисления приводит к истощению антиоксидантной системы (дефициту витаминов Е, С, b-каротина, глутатиона, селена, снижению активности СОД, каталазы, глутатионпероксидазы и др.). Так как свободнорадикальные процессы совершаются не только в клеточных мембранах, но и в цитозоле, внеклеточном окружении, эффективная антиоксидантная защита возможна при одновременном (сочетанном) приеме жиро- и водорастворимых антиоксидантов в виде комплексов. Антиоксидантные комплексы восстанавливают (пополняют) пул основных антиоксидантных веществ в организме, которые интенсивно расходуются при патологических состояниях.