Пропаганда в Третьем рейхе в целом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Тоталитарное государство, как известно, в целях собственного функционирования и контроля над всеми сферами общественной жизни создает специальный инструментарий. Важнейшее место в этом инструментарии наряду с партией и ее организациями, репрессивными органами занимают средства массовой коммуникации. В отличие от демократического общества, где средства коммуникации выполняют, прежде всего, функции информации, в тоталитарном государстве они превращаются в аппарат тотальной пропаганды, что и необходимо разобрать в целях нашего исследования.

Содержание

Пропаганда в Третьем рейхе в целом
Пресса в Третьем Рейхе
Радиовещание в национал-социалистической Германии
Театр и кинематография в Третьем Рейхе
Искусство в Третьем Рейхе
Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

PR Германия (черновик).docx

— 24.80 Кб (Скачать документ)

Части реферата:

    1. Пропаганда в Третьем рейхе в целом
    2. Пресса в Третьем Рейхе
    3. Радиовещание в национал-социалистической Германии
    4. Театр и кинематография в Третьем Рейхе
    5. Искусство в Третьем Рейхе
    6. Заключение.

 

Пропаганда в Третьем рейхе в целом

Тоталитарное государство, как известно, в целях собственного функционирования и контроля над всеми сферами общественной жизни создает специальный инструментарий. Важнейшее место в этом инструментарии наряду с партией и ее организациями, репрессивными органами занимают средства массовой коммуникации. В отличие от демократического общества, где средства коммуникации выполняют, прежде всего, функции информации, в тоталитарном государстве они превращаются в аппарат тотальной пропаганды, что и необходимо разобрать в целях нашего исследования.

 Организация и основные  принципы национал-социалистической  пропаганды начали складываться  в 20-е гг., одновременно с возникновением  и становлением Национал-социалистической  рабочей партии Германии (далее  НСДАП или НСРПГ). В пропаганде, которой, по мнению Адольфа Гитлера, «мастерски пользуются марксистско-социалистические  организации», национал-социалисты  видели средство вербовки сторонников  партии. Уже в 20-е гг. стали формироваться  основные принципы национал-социалистической  пропаганды, в наиболее полном  виде изложенные А. Гитлером в  «Mein Kampf», в главе «Военная пропаганда». А. Гитлер пришел к выводу, что для эффективного воздействия на массы необходимо создать специальный орган «тотальной пропаганды», все «искусство» которой должно заключаться в том, чтобы «заставить массу поверить» национал-социализму.

     Вскоре после  прихода нацистов к власти  в Германии было создано министерство  пропаганды и народного просвещения, которое возглавил руководитель  управления пропаганды НСДАП  Йозеф Геббельс. Министерство объединило  существующие пропагандистские  организации рейха, став фактическим  монополистом в сфере пропаганды  с тем, чтобы «пронизать идеями  национал-социализма все стороны  жизни немецкой нации». В соответствие  с правительственным декретом  от 30 июня 1933 г., в ведение министерства  передавались общая политическая  пропаганда, высшая политическая  школа, государственные празднества, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр, кино, моральное состояние  общества. Новый министр назвал  свою должность «революционной», ибо в его руки передавалось  «национальное воспитание народа».

     Возглавляемое  им Министерство пропаганды и  народного просвещения не имело  аналогов в мировой истории.  Принципы, сформулированные его шефом: простота, размах, концентрация, реализовывались в ежедневной работе огромной империи средств массовой информации. Правда в ней допускалась ровно настолько, насколько она соответствовала интересам режима. Ложь была гораздо удобнее – она не знала границ и позволяла сотрудникам Геббельса чувствовать себя архитекторами человеческих душ.

 

“Пропаганда должна доходить до каждого” – реализуя этот принцип, геббельсовский аппарат проявлял неистощимую выдумку. Сюда относилось и использование технических новшеств вроде радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших свое время на кухне, и обязательные пропагандистские журналы перед киносеансами, и книга «Майн кампф» в качестве обязательного подарка молодоженам. Пропаганда воздействовала даже на гастрономические вкусы населения – в условиях курса на автаркию и экономию валюты была развернута кампания за отказ от натурального кофе, а сливочное масло попало в разряд продуктов, подрывающих обороноспособность Германии

     Специфической  чертой тоталитарной пропаганды  является то, что она не просто  манипулирует общественным мнением  – она его создает, превращаясь  в «центральный инструмент социального  контроля». На любой из вопросов, волнующих того или иного человека, у нее должен иметься готовый  ответ.  Нацистская пропаганда  была вездесущей, простираясь от  скромной кухни до циклопического  сооружения в Нюрнберге, где ежегодно  проходили съезды НСДАП. . Главным для участников того или иного съезда, число которых доходило до сотни тысяч, было не обсуждение политического курса и принятие решений, а эмоциональный подъем и чувство сопричастности к происходящему. “Фюрер думает за нас” – эта культовая формула избавляла многих немцев от угрызений совести за соучастие в преступных деяниях режима.

«Унификация» средств массовой информации позволила создать эффективный аппарат тотальной пропаганды национал-социалистической идеологии и обеспечить поддержку агрессивного внешнеполитического курса фашистской Германии со стороны большинства немецкого населения.

Пресса в Третьем Рейхе

Еще до своего прихода к власти Гитлер рассматривал прессу как одно из самых мощных орудий в борьбе за установление в Германии нацистского режима и личной диктатуры. Став канцлером, он, вслед за радиовещанием, кинематографией, музыкой, театром, литературой и изобразительным искусством объявил прессу Третьего рейха объектом политики гляйхшалтунг(концепция подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социалистического режима). Газеты и журналы Германии оказались под жестким контролем министра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. Все оппозиционные нацистскому режиму издания были запрещены. Закон о прессе, принятый 4 октября 1933, объявлял по сути «расовую чистку» журналистики. Из газет изгонялись либерально настроенные или еврейского происхождения редакторы и журналисты. Оставшиеся обязаны были пройти проверку на «расовую чистоту» и доказать с целью получения разрешения на работу, что они не состоят в браке с евреями. От них требовалась лояльность по отношению к нацистскому режиму. Важным шагом нацистских властей стала экспроприация газет и журналов, принадлежавших евреям. На владельцев-евреев было оказано давление с целью вынудить их продать свои издания. В случае отказа их газеты запрещались на несколько дней, затем недель, до тех пор, пока они не оказывались на грани разорения.

     Большинство  немецкого населения не испытывало  интереса к невыразительным нацистским  средствам массовой информации. В период с 1933 по 1937 число газет  сократилось с 3607 до 2671. Официальные  газеты, несмотря на солидную финансовую поддержку, также теряли читателей, очень скоро понявших, что в Третьем рейхе не существует независимой прессы.

Радиовещание в национал-социалистической Германии

     Как и другие  средства массовой информации  Третьего рейха, нацистские власти  подчинили национальное радиовещание  интересам политики гляйхшалтунг. Вскоре после прихода Гитлера к власти, он предоставил министру народного просвещения и пропаганды д-ру Геббельсу полный контроль за работой немецких радиостанций. Заявив о том, что устное слово оказывает на население более сильное воздействие, чем печатное, Геббельс выбрал радиовещание в качестве основного орудия нацистской пропаганды. «То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», - говорил Геббельс .

День и ночь радиостанции Германии взахлеб твердили о нацистском фюрере как о национальном достоянии, восхваляли нацистский образ жизни, необычайный патриотизм, национализм и величайшие задачи, стоящие перед немцами. Каждый владелец радиоприемника был обязан платить за него ежемесячно в качестве пошлины 2 рейхсмарки, которые шли на нужды министерства пропаганды. Германское радиовещание также служило инструментом пропаганды на зарубежные страны. Заботой Геббельса стало произвести благоприятное впечатление от нацистского режима на иностранного слушателя. В 1933 им была утверждена пятилетняя программа вещания на заграницу. На коротких волнах из Берлина, Дрездена и Мюнхена велись радиотрансляции оперных спектаклей, передавались симфонические концерты из Лейпцига. В эти передачи искусно вплеталась нацистская пропаганда.

     После начала 2-й мировой войны ведомство  Геббельса столкнулось с серьезными  проблемами, связанными с радио. Многие немцы, которым изрядно  надоела нудная нацистская пропаганда  и вечно искаженные новости, предпочитали  слушать английское или советское  радио, чтобы узнать подлинную  картину происходящих событий. Прослушивание  зарубежных радиостанций считалось  изменой и строго наказывалось: отправкой в концлагеря, тюрьмы или на исправительные работы. В конце войны советские специалисты разработали метод синхронного вещания на используемых в Германии частотах, что позволило вторгаться в передачи Немецкого радио. Радиослушатели в Германии неожиданно среди передачи могли услышать взволнованный крик «ложь!», а затем следовало короткое «правдивое сообщение» о том или ином событии. Причем, нередко имитировался голос Гитлера или Геббельса. В такие моменты персонал радиостанции был вынужден прерывать передачу, и в эфире звучала патриотическая музыка. Особое воздействие на слушателей оказывали передачи советского радио, в которых зачитывались имена немецких военных преступников

Театр и кинематография в Третьем Рейхе

     После прихода  нацистов к власти немецкая  кинематография, получившая до того  мировое признание благодаря  самобытности и таланту немецких  актеров и режиссеров, стала составной  частью программы гляйхшалтунг - подчинения всех сфер жизни Германии нацистской идеологии. «Я хочу использовать кино как инструмент пропаганды», - говорил Геббельс, которому Гитлер поручил контроль за кинематографией на всех стадиях - от производства до проката. Первым шагом властей было очищение производственного и творческого кинопроцесса от «расово чуждых элементов» - лиц еврейской национальности. Это стало причиной того, что многие кинодеятели Германии были вынуждены покинуть страну .

В первые годы 2-й мировой войны нацистские фильмы восхваляли триумфальные подвиги солдата вермахта, в окарикатуренном виде представляя противника, как слабого, подлого и трусливого. Немецкая кинохроника ежедневно преподносила публике сообщения об одержанных победах на фронтах. С 1943 тональность фильмов начала меняться - требовалось поддержать боевой дух армии и нации. После того как в конце войны Берлинская киностудия была разрушена бомбардировками союзников, кинопроизводство переместилось на студии Амстердама, Будапешта и Рима.

Искусство в Третьем Рейхе

Превращение искусства в часть пропагандистской машины символизировало назначение Геббельса куратором «Имперской палаты деятелей культуры», созданной 15 ноября 1933 г. В рамках этой полусословной структуры государство гарантировало художникам материальное благополучие в обмен на выполнение политического заказа. Место свободы творчества заняло следование коньюнктуре и ремесленное мастерство. Зачастую решение о том, считать или не считать то или иное произведение частью „немецкого искусства“, зависело от вкусов и личного покровительства высших руководителей НСДАП. Подлинное искусство с точки зрения идеологов национал-социализма должно обращаться к массам, воспитывать обывателя в национальном духе, а не шокировать его.

 

 

 

Заключение

     Таким образом, восхождение национал-социалистов  к политической власти и весь  период существования Третьего  рейха сопровождались интенсивной  пропагандистской кампанией, которой  заправлял министр народного  просвещения и пропаганды д-р  Пауль Йозеф Геббельс. Большинству  побед Гитлер и его движение  обязаны незаурядным способностям  министра пропаганды. Геббельс досконально  изучил американский опыт воздействия  на массовое сознание и использовал  его для Германии. Оценив по  достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда - это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Геббельс  превратил политические митинги  и собрания в пышные зрелищные  мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли  в сознание людей, что Гитлер  является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию. Из-под  пера Геббельса вышло множество  лозунгов, растиражированных по  всей стране: «Евреи - наше несчастье», «Кровь и почва», «Народ без  пространства» и т. д.

     Задачей Геббельса  было держать народ в состоянии  нервного возбуждения, и в этом  он весьма преуспел. Тщеславный  министр пропаганды подчинил  своей власти все сферы идеологического  воздействия на сознание масс - прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное  искусство, коммерческую деятельность, туризм. Под его началом работало  около тысячи официальных пропагандистов.

     Нацистская  пропаганда фашизма сыграла огромную  роль в общей направленности  германской истории. Гитлер широко  использовал свою способность  активизировать большие массы  людей. Он требовал проводить  политические митинги только  вечером, когда психические и  физические возможности человека  ослаблены. Он размывал психику  людей, делал её более восприимчивой, а затем сосредотачивал её  на ограниченном числе лозунгов, которые повторял непрестанно, повсюду  и постоянно:

1) «уничтожение марксизма»;

2) разрыв Версальского  договора;

3) завоевание России;

4) гарантия «социальной  безопасности» внутри;

5) восстановление «национального  престижа» Германии и всех  немцев.

     Эти главные  лозунги повторялись во всех  речах, статьях, перед всеми кругами  населения, со всех трибун и  страниц газет.

 


Информация о работе Пропаганда в Третьем рейхе в целом