Применение мифотехнологий в процессе конструирования имиджа политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить мифотехнологии, которые применяются в процессе формирования имиджа политика, в частности В. В. Путина.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
• дать определение основным понятиям: «имидж», «имидж политического лидера», «миф» и «мифотехнология»;
• рассмотреть характеристики имиджа политического лидера, его структуру;
• рассмотреть основные технологии конструирования имиджа политического лидера;
• определить роль мифотехнологий, применяемых в процессе конструирования имиджа политического лидера;
• определить мифотехнологии, которые применялись в процессе конструирования имиджа В. В. Путина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Имидж политического лидера 5
1.1 Понятие «имидж» 5
1.2 Имидж политического лидера 7
1.3 Технологии конструирования имиджа политического лидера 10
2. Мифотехнологии, применяемые при конструировании имиджа политического лидера (на примере В. В. Путина) 18
2.1 Мифотехнологии как основа конструирования имиджа политического лидера 18
2.2 Имидж В. В. Путина как пример успешного использования мифотехнологий. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Все это может активно использоваться в процессе конструирования имиджа политического лидера.

9) Сдвиг целей.

Когда СМИ рассказывают о том или ином событии, психологически они меняют вероятность подобного события в жизни человека в сторону завышения. То есть чем более оптимистичной будет представлена страна в своих СМИ, тем более ровным будет психологический настрой ее жителей. Это сдвиг положительных целей. Но СМИ также может дать сдвиг отрицательных целей.

Речь также может идти о создании определенных целей для современного человека, которые вполне достижимы. Это в ответ должно повысить уровень оптимизма, т. к. выполнение целей всегда благотворно влияет на человека.

Задачей политического лидера можно считать опору на цели аудитории, но он должен построить «мост» между целями, на которые ориентирована аудитория, к целям, которые он видит в качестве определяющих для данного контекста, места и времени. То есть также имеет место определенный сдвиг целей.

10) Подача противоречивых сигналов.

Массовое сознание, пытаясь обработать противоречащие друг другу сообщения, допускает ошибки, на которые как раз и надеются те, кто их посылает.

Данная технология может позволить охватить оба типа аудитории или увести внимание аудитории от тех аспектов деятельности лидера, которые в данное время представляются нежелательными.

К тому же подача подобных сигналов может служить проверке реакции на них общественного мнения.

11) Дистанцирование.

Первостепенной задачей для политического лидера является необходимость дистанцироваться от явно негативных символов.

Так, лидеры умело дистанцируются от происходящих в их странах экономических процессов, ежегодно заявляя, что следует положить конец невыплатам зарплат, пенсий, как бы перекладывая ответственность на своих нерадивых подчиненных.

Сильный лидер также может дистанцироваться от некоторых проблем, вообще не упоминая о них.

К тому же в качестве варианта применения данной технологии могут выступать ситуации, когда сначала создается норма, а на ее фоне уже проявляется нужное качество.

12) Опрос общественного мнения.

Как известно, опросы общественного мнения является точкой отсчета любой избирательной кампании для выявления предпочтений аудитории, сильных и слабых сторон оппонента и др. Однако с помощью опросов представляется возможным эффективно воздействовать на общественное мнение путем публикации соответствующих опросов, а также через лидеров мнений. То есть люди сами могут и не верить опросам, но зато они с доверием относятся к словам лидеров мнений, которые, в свою очередь, будут верить опросам.

13) Нейролингвистическое программирование.

А. Жмыриков считает возможным использование следующих приемов нейролингвистического программирования в процессе конструирования имиджа политического лидера:[15]

       Прием «отзеркаливания», состоящий в предъявлении объекту зрительных, речевых и паралингвистических характеристик, свойственных самому объекту. В ответ образуется позитивный эмоциональный фон общения, снимаются защитные фильтры.

       Прием «эмоционального побуждения», который состоит в доведении избирателя до состояния содействия политику путем эмоционального воздействия на ситуативно предъявляемые избирателю черты характера и чувства. Можно ему польстить, затронуть чувство собственного достоинства и т.д.

       Прием «наложения субмодальностей» состоит во введении в свою речь «чужих» речевых характеристик, которые создают благоприятный фон общения.

       Прием якорения «пикового опыта», состоящий в фиксации моментов, во время которых избиратель находится на пике своих эмоциональных переживаний. В пылу позитива ослабляется критичность восприятия, и именно в этот момент возможна передача объекту воздействия иной информации.

14) Введение моделей восприятия.

Часто информация подается аудитории сразу с определенной моделью восприятия этой информации. Например, человек может получать не только сообщение о политике, но и модель одобрения из уст уважаемых и популярных личностей. Это важно по причине возможных разнообразных моделей оценки того, что происходит. Чтобы избежать не той оценки, вводится тип поведения, который призван положительно оценить происходящее.

Подобная технология конструирования имиджа основана на определенной особенности массового восприятия информации. Массовое сознание нуждается в определенных подсказках, в определенных опорных точках, которые помогают ему вырабатывать свое мнение. При этом для человека более комфортно иметь представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются ими.

Модель официальной коммуникации при таком подходе приобретает личностный характер, а личностная коммуникация, как известно, более эффективна чем внеличностная.

15) Контекстное введение знаков.

Технология контекстного введения знаков основана на косвенной коммуникации, когда нужное сообщение передается путем насыщения контекста лидера знаками того сообщения, которое необходимо передать.

Например, если нам нужно ввести такую характеристику, как «ум», она может быть передана с помощью введения в контекст знаков, которые массовое сознание связывает с понятием «учености». Это могут быть книги, журналы, газеты, компьютер.

16) Технология мифологизации.

Технологии мифологизации, или мифотехнологии, являлись одними из самых эффективных технологий конструирования имиджа политического лидера во все времена. Данный вид технологий будет подробно рассмотрен в следующей главе.

Каждая из перечисленных выше технологий конструирования имиджа позволяет проявить в имидже политического лидера именно те характеристики, которые необходимы в данный момент. Кроме того, данные технологии могут применяться комплексно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Мифотехнологии, применяемые при конструировании имиджа политического лидера (на примере В. В. Путина)

2.1 Мифотехнологии как основа конструирования имиджа политического лидера

 

Еще одна технология конструирования имиджа политического лидера получила название «мифотехнология».

Для того чтобы начать анализ мифотехнологий, которые применяются в процессе конструирования имиджа политического лидера, необходимо сначала разобраться с самими понятиями миф и мифотехнология.

В работах М. Элиаде, Р. Барта, А. Ф. Лосева понятие «миф» употребляется в таких значениях:

       миф — древнее предание, вымысел, рассказ;

       миф — объяснение мира посредством некоей версии, которую нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть;

       миф — синоним понятия «мифологическое сознание», то есть сознание, порожденное мифом и порождающее миф.

В XX веке главным стало третье значение понятия «миф» - особое состояние сознания.  При этом «...миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения...».[16] Однако в XX веке мифы перестают быть результатом необузданного воображения. Они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами».

Конечно, подобное применение мифы находили и раньше. К примеру, они использовались особенно активно, когда не просто сын сменял отца на престоле, а менялись династии. Тогда, конечно, приходилось подробно объяснять, почему боги прогневались на скверных людей из свергнутой династии и за какие поступки божественной волей воцарились другие правители. Но именно ХХ век можно по праву считать веком мифотворчества, ведь именно в это время миф стал важным элементом распространенных политических технологий, которые применялись главным образом для создания имиджа политического лидера.

Разобравшись с тем, что такое «миф», можно приступить к определению понятия «мифотехнологии».

Вариантов определения данного понятия достаточно много, однако мы постараемся остановиться на том, которое больше всего подходит для рассмотрения нашей темы.

Геращенко Л.Л. в своей работе «Мифология рекламы» говорит о мифотехнологиях как о воссоздании универсальных образов, которые становятся своего рода способом отражения и освоения окружающей действительности. Данная технология, по мнению автора, предполагает возможность формирования изобразительного или смыслового ряда таким образом, чтобы он вызывал нужный архетип. Однако определение Л. Геращенко слишком ограничивает наше понимание мифотехнологий, поскольку использование архетипов является лишь одной из возможных разновидностей технологий мифологизации.

А. В. Ульяновский[17] использует совершенно иное основание для определения мифотехнологий. Он определяет их как технологии создания сообщения, которые строятся на апелляции к потребностям человека с помощью мифа. В этой связи при построении сообщения задача состоит в том, чтобы обнаружить или спроектировать ту или иную потребность своего потенциального клиента, а также спроецировать ее удовлетворение на конкретный мотив, который в виде мифа предлагается потребителю как один из возможных путей этого удовлетворения. Этот подход к определению мифотехнологий больше относится к использованию мифотехнологий при создании рекламного сообщения.

В данной работе мы предлагаем принять точку зрения О.П. Бондарь и рассматривать мифотехнологии как один из видов социально-коммуникативных технологий.

Термин «социально-коммуникативная технология» был предложен Д.П. Гаврой, который определяет его как «опирающуюся на определенный план (программу действий) целенаправленную системно организованную деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленную на решение какой-либо социальной значимой задачи и представляющая собой систему процедур и операций использования социальных ресурсов, обеспечивающую решение этой задачи».[18]

Д.П. Гавра выделяет семь критериев социально-коммуникативных технологий: искусственность и сознательное управление коммуникационными ресурсами; наличие социально значимой цели, целенаправленность и целесообразность; социальный характер процесса; системность; планомерность; технологичность; формальная организация и функциональное разделение труда.[19]

О.П. Бондарь доказывает, что мифотехнологии соответствуют всем этим критериям и определяет их как «инструмент управления коммуникацией социального субъекта посредством апелляции к мифу или использования мифологических образов и сценариев в структуре сообщения для решения какой-либо социально значимой задачи».[20] Исследователь относит к мифотехнологиям следующие технологии:

       использование архетипов, моделей поведения;

       использование мифологических, «сказочных» сюжетов, с заранее заданной последовательностью действий;

       мифологизация потребностей.

Данные мифотехнологии, в особенности первые две, позволяют создать образ мифологического героя, который является основой имиджа политического лидера. Собственно целью любой кампании по созданию имиджа политика является придание имиджу политика героических черт.

Хотелось бы остановиться на предложенном Цуладзе наборе характеристик, которыми должен обладать «герой» в политике.

       В биографии героя важную роль играет его происхождение. Происхождение должно быть необычным. Сейчас мало кто может поверить в «божественное» происхождение героя. Поэтому в настоящее время чаще используется другой сюжет происхождения. Он строится на архетипе Золушки. То есть политический лидер с помощью своей гениальности и личностных черт вышел «из грязи в князи».

       В жизни каждого героя есть момент, когда наступает перелом в его биографии. Герой принимает судьбоносное решение, которое в корне меняет всю его дальнейшую жизнь. Перелом в жизни героя происходит, как правило, из-за внешне незначительного эпизода. Лишь с течением времени открывается важность произошедшего события.

       Герой не может состояться без странствий, долгих поисков своей цели. При этом в пути его ожидают препятствия и испытания. Собственно героем он становится, преодолевая эти испытания и продолжая намеченный путь.

       Герой действует в особом пространстве, отличном от нормы. Для политического лидера этот «выход» может заключаться в том, что он спустится до уровня «простого» народа. 

       Герою благоволят сверхъестественные силы.

       У героя, как правило, присутствует какая-нибудь метка, или стигма.

       Герой должен совершать исключительные поступки — подвиги во имя какой-то благородной цели. Он избран для совершения подвига, который не по силам другим. При этом герой должен осознавать свою миссию, свое предназначение, цель жизни. Он избран, и вся его жизнь подчинена осуществлению возложенной на него миссии. Однако предназначение героя обнаруживается не сразу, а остается тайной для всех некоторое время.

       У каждого героя есть смертельный враг, которого он должен победить. Герой появляется там, где существует смертельная опасность. По этой причине героев рождают войны, революции, теракты, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и другие несчастья.

Информация о работе Применение мифотехнологий в процессе конструирования имиджа политического лидера