Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Логика".

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ответы на экзамен по дисциплине ЛОГИКА.doc

— 731.50 Кб (Скачать документ)

.Оценочность  – это интегральная характеристика  мышления вообще. Специфика оценочности юридического мышления кроется в подчеркнутом, принципиальном отстранении от морального содержания оценок.

Моральное сознание склонно усматривать основание  запретов в общественной вредности деяний. Юридическое же мышление усматривает основание общественной вредности конкретного деяния в его запрещенности.

Логико-формальный характер

Юридического мышления

Значимость логико-формальных структур в юридическом мышлении определена самой природой права. Формальная сторона в нем гораздо более сильна, чем в любой иной форме социальной мысли, потому что здесь требуется точность, недвусмысленность исходных понятий, рассуждения должны производиться по строгим правилам, а правила, в свою очередь, подчиняются некоторым общим законам


.Формализация  знания, которую допускает юридическое  мышление, открывает возможности  для использования моделей, наглядно  выражающих структуры познания специфических для права объектов.

Не поняв логико-формальной природы юридического мышления, невозможно ясно представить себе его специфику, ибо особенность данному мышлению придает не только конкретный предмет, но и способ рационального выражения этого предмета.

Разнообразные способы логического рассуждения можно обнаружить и в практике доказывания, и в построении следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Логическая форма оказывает сильное влияние на содержание юридического мышления. Это с одной стороны.

С другой стороны, сами содержательно-нормативные характеристики юридического мышления во многом определяют своеобразие его логической формы. Конечно, познание, связанное с установлением истины по уголовным и гражданским делам, в известном смысле является частным случаем научного познания. Оно протекает в тех же логических формах и подчинено тем же законам, что и познание в любой области знания. И тем не менее процедуры исследования в юридической сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы социальными нормами (юридической формой), чего нет ни к какой иной области познания. Здесь закон устанавливает формы, в которых протекает вся познавательная деятельность.

В сфере права  не субъект познания, а законодатель решает вопрос о том, можно или нельзя, например, пользоваться такой логической формой поиска знания, как аналогия. В гражданском праве закон допускает аналогию, а в уголовном праве действующий закон запрещает аналогию, и она не может быть использована как форма вывода.

Логические свойства юридического мышления

Определение логического свойства мышления

 Характеризуя юридическое мышление, можно выделить ряд     свойств,     определяемых    как   логические. Логическими они становятся потому, что выражают мыслительный процесс, протекающий в логических формах. Те из них, которые позволяют реализовать задачи


познания и  регуляции в правовой сфере, являются свойствами юридического мышления. Они  проявляются не как отношение  юридической мысли к своей  предметной области, а как способы  рационального оформления содержания.

К логическим свойствам  юридического мышления можно отнести  аналитичность, дедуктивность, повышенную связность, точность, терминологичность, конвенциональность, формальную истинность.

Аналитичность

Юридическое мышление не задается целью вывести  какие-либо закономерности, как  это свойственно научному познанию. Для юридического мышления в каждый данный момент существует некоторый


заданный понятийный и нормативный смысловой каркас, в котором только и становятся различимы явления, факты, обстоятельства, нормативные акты в качестве правовых.

Юридические понятия  и нормативные акты как бы "прикладываются" к действительности, а действительность как бы "узнается" в юридически заданных смыслах. Знания, обретаемые юридическим мышлением, в виде возможности уже заложены в исходных понятиях, принципах и нормах. Знания и оценки отдельных явлений есть конкретизация правовых (и юридических) понятий. В этом и заключена аналитичность мышления.

Поскольку формальная логика – аналитическая, постольку требования и законы этой логики полностью распространяются на юридическую сферу. Более того, они оказываются вполне достаточными для юридического знания.

Дедуктивность

Юридическое   мышление  дедуктивно   в   трех смыслах. Во-первых, оно в своих познавательных актах и в оценках всегда исходит из некоторых утверждений общего порядка. Последние отражают определения


и существенные для права закономерности и обобщения  безусловного характера. Разумеется, и  все другие способы логического  рассуждения так или иначе опираются на общие знания, законы, безусловные утверждения, декларации и т.п.

Но только в  дедукции эти элементы не просто подразумеваются, составляя некий интеллектуальный "фон" обобщений, а выступают  в явной форме, в виде ссылок или  указания оснований для связи элементов рассуждения. Иначе говоря, юридическое мышление дедуктивно потому, что не обобщения являются целью логических процедур, а конкретизация, детализация, идентификация наших знаний об отдельных предметах, явлениях.

Во-вторых, юридическое мышление дедуктивно в том смысле, что оно ориентируется на достоверность знаний, лишь в достоверности имеет гарантию верных решений. Там, где логический переход к достоверности практически невозможен или сильно затруднен (например, при исследовании следственных версий, при судебном доказывании), юридическое мышление устанавливает границы, которые и выступают критерием достоверности.

В-третьих, юридическое  мышление дедуктивно потому, что оно  тяготеет к строгому в логическом смысле анализу, к рассуждениям, имеющим адекватный формализованный аппарат познания. Не случайны, поэтому, тенденции к казуистике в законотворчестве и толковании норм, в судебном доказывании, а также в юридической теории.

Дедуктивное мышление наиболее эффективно в юридической  области. Юридическое мышление должно отвечать прежде всего требованиям, нормам и правилам дедуктивной мысли.

Повышенная связность

Юридическое мышление, как и вообще всякое рациональное    мышление,     пользуется    механизмами логического следования. Но логические выводы не носят здесь фрагментарного, автономного характера (как, по сути, в


любых других формах практического мышления), а содержание юридического мышления не калейдоскопично, т.е. не является чисто произвольным множеством совмещенных знаний. Практическое мышление в юридической области роднит с научным мышлением то, что логическая обусловленность знаний здесь многоступенчатая. Свой смысл юридические понятия и выводы, как правило, получают через строгую связь с множеством других понятий и знаний. Требование целенаправленно придерживаться этих зависимостей в юридическом мышлении весьма категорично.

Повышенная проявленность  логических связей создает благоприятные  возможности для интерпретации  законов, норм и конкретных деяний, для принятия судебных решений и организации расследования.

Специфическим логическим свойством юридического мышления является то, что как на теоретическом, так и на практическом уровнях логическая связность содержания знаний одинаково ценна и высока. Именно она, а не фактическая совместимость знаний о фактах, явлениях, служит критерием верности познания, истинности юридического знания.

Точность

Точность является и требованием, и свойством юридического    мышления.   Она состоит в  доведении знаний и оценок до уровня ясного,


однозначного их содержания; она состоит в стремлении и способности придавать этому содержанию четкую логическую форму, структурированность и завершенность на каждом отдельном этапе той суммы признаков, которые мыслятся в юридических понятиях, нормах, оценках.

Отсутствие точности, двусмысленность, размытость границ содержания конкретных знаний и оценок или неопределенная общность понятий воспринимаются юридическим мышлением как существенный недостаток, как препятствие к познанию и конструированию юридической сферы.

Точность и ясность юридических формулировок, четкое их языковое воплощение, правильное и единообразное употребление понятий во многом определяет эффективность воздействия законодательства на общественную  жизнь способствует   укреплению   законности   и   дисциплины, охране и обеспечению прав личности.

 

Терминологичность

Точность юридического  мышления  заключена не просто в  его определенности, ясности, однозначности. Будучи связанной со специфическим содержанием данной предметной области,


она является путем создания особенной терминологии.

Юридическое мышление использует языковые средства, выработанные специально для сферы правотворчества, употребляемые преимущественно и нередко исключительно в данной области. Это дает основание выделять юридический язык как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами и специфическими способами отображения предмета. При этом одни юридические понятия закрепляются законодательно, а другие используются в правовой науке и не обязательно фиксируются в законе ("правосознание", "диспозиция юридической нормы" и т.п.).

Многие термины, взятые из обыденного языка, получают в юридической сфере особое, более  точное, специальное значение. Их преимущество по сравнению с общеупотребительными понятиями в том, что при максимальной краткости они наиболее точно обозначают нужное понятие. Например, термин "груз" как таковой не является юридическим. Однако он приобретает данное качество, если законодатель определенным образом выразил к нему свое отношение. Подобных терминов в юридической сфере много: "потерпевший", "жалоба", "третье лицо", "сделка" и т.д.

Однако терминологичность  такого рода, с другой стороны, нередко  усложняет понимание юридической  мысли. В юридическом языке очень много специальных терминов, обозначенных общеупотребимыми словами. Простые, на первый взгляд, слова становятся омонимами. Например, понятие гипотезы в логике и повседневном языке выражает предположение относительно существования зависимости явлений. В уголовном праве термин "гипотеза" обозначает указание на основание уголовной ответственности (имплицитную ссылку на Общую часть УК).

Освоение юридического языка требует поэтому значительных усилий. Приобщение же к нему, приобретение навыков мыслить в смысловом  каркасе юридического языка связано с формированием специфического стиля мышления, а затем, постепенно, и с формированием юридического мировоззрения.

Вне понимания  терминологической сути юридического мышления профессиональная подготовка специалиста значительно затрудняется.

Конвенциональность  Образование    терминологической   основы юридического мышления тесно связано с таким логическим  свойством, как конвенциональность. Охарактеризовать юридическое мышление как конвенциональное – значит, во-первых, указать на момент известной условности как понятийного аппарата и нормативных высказываний, так и доказательственной практики. Во-вторых, это значит, что юридическое мышление сориентировано скорее на формальные принципы отражения своей предметной области, нежели на содержательную сторону познания. Поэтому воспроизводство и развитие содержания юридической мысли осуществляется в значительной мере за счет принципов его внутренней организации и логического "движения", а не в зависимости от объективного содержания явлений социальной реальности. Юридическая мысль "привносит" правовой момент в действительность, а не "открывает" его там.

Юридическое мышление, как конвенциональное, а  определенном смысле самодостаточно.

Формализм

юридического

знания

Перечисленные свойства в своей совокупности обусловливает формализм юридического мышления. Верность выражения им своего предмета имеет, как правило, в качестве критерия внутреннюю согласованность знаний, норм и оценок, а не адекватность (полноту, глубину)


отражения конкретного  явления, не объективные закономерности. Перед юридическим мышлением стоит в основном не познавательная, а ценностно-ориентирующая и затем – оценочно-регулятивная задача.

Истина в юридическом  понимании отлична от истины в  гносеологическом смысле тем, что критерии первой находятся в области формально-логического мышления. Этими критериями  являются: обусловленность требованиями и принципами логики  (в том числе логики правовых норм, оценок и ценностей), полное соответствие их смыслу; согласованность с существующими в конкретной сфере юридического знания утверждениями, как в смысле их взаимной непротиворечивости, так и в том смысле, что конкретная юридическая истина всегда выступает как логическое следствие из других истин или как основание для иных утверждений.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"