Жизнь-подвиг В. Ф. Войно-Ясенецкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:44, доклад

Краткое описание

Я обратилась к личности замечательного русского хирурга, врача и одновременно проповедника, священнослужителя, архиепископа Войно-Ясенецкого не просто так. Я считаю, что все те, кто выбрал профессию «медицинский работник», просто обязаны знать об этом удивительном человеке. И я - не исключение. С этого человека могут брать пример не только люди посвятившие свою жизнь медицине, но и все остальные. Вклад В. Ф. Войно-Ясенецкого в историю медицины неоценим. Мне захотелось узнать подробнее об этом хирурге со сложной судьбой.

Содержание

1. Введение стр. 3
2. Детство и отрочество В. Ф. Войно-Ясенецкого стр.4
3. Университет. Начало деятельности стр.5
4. 1917 год. Первые испытания. Стр.6
5. Тюрьма и ссылка. Возвращение из первой ссылки стр.7
6. Второй арест и ссылка. Возвращение из второй ссылки стр.8
7. Третья ссылка. Война стр.9
8. Заключение стр.10
9. Список использованной литературы стр.11

Прикрепленные файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 32.50 Кб (Скачать документ)

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования 

Свердловской области 

«Медицинский колледж  №2» 

 

 

 

Реферат

На тему:

«Жизнь-подвиг В. Ф. Войно-Ясенецкого»

 

 

 

 

                                                                                 Исполнитель:

Студентка 206 группы,

фельдшерского отделения 

                                                                                  Миронова Полина 

                                                                                      Преподаватель:

                                                                                     Зырянова Л. И. 

 

 

г. Каменск-Уральский 

2011 г.

План:

 

  1. Введение     стр. 3       
  2. Детство и отрочество В. Ф. Войно-Ясенецкого       стр.4
  3. Университет. Начало деятельности       стр.5
  4. 1917 год. Первые испытания.    Стр.6
  5. Тюрьма и ссылка. Возвращение из первой ссылки        стр.7
  6. Второй арест и ссылка. Возвращение из второй ссылки   стр.8
  7. Третья ссылка. Война   стр.9
  8. Заключение     стр.10
  9. Список использованной литературы    стр.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я обратилась к личности замечательного русского хирурга, врача  и одновременно проповедника, священнослужителя, архиепископа Войно-Ясенецкого не просто так.  Я считаю, что все те, кто выбрал профессию «медицинский работник», просто обязаны знать об этом удивительном человеке. И я - не исключение. С этого человека могут брать пример не только люди посвятившие свою жизнь медицине, но и все остальные. Вклад В. Ф. Войно-Ясенецкого в историю медицины неоценим. Мне захотелось узнать подробнее об этом хирурге со сложной судьбой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство и отрочество В. Ф. Войно-Ясенецкого

Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович родился в 1877 году в г. Керчи. С конца 80-х годов его семья поселилась в Киеве. Маленький Валентин параллельно с гимназией посещал рисовальную школу и готовил себя к карьере художника. Позже у него началось увлечение идеями графа Толстого. Вторая Киевская гимназия, где учились братья Ясенецкие, блистала подбором лучших в городе преподавателей и талантами учеников. Валентин на этом фоне учился средне, а на выпускных экзаменах ответы по алгебре и геометрии оказались среди худших. Он был молчаливый, необщительный, считался мальчиком средних способностей, от которого не ждут  жизненных успехов.

Два года прошло после окончания  гимназии, а Валентин всё ещё не мог решить, чем ему заняться. Наконец он решается и поступает  на медицинский факультет Киевского  университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Университет. Начало деятельности

 

Итак, в 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом Киевского университета имени святого князя Владимира. Скоро его избрали старостой курса, что было выражением особого доверия со стороны однокурсников. Учился юноша в университете хорошо и неожиданно для самого себя увлекся анатомией. То, что многих от медицины отпугивало, привлекло его более всего. "Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии".

Оканчивая университет осенью 1903 года, он заявил о том, что хочет быть всю жизнь участковым земским  врачом. "Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом , помогать бедным людям", - писал он потом в своих мемуарах. Но грянула русско-японская война. В составе медицинского отряда Красного Креста Войно-Ясенецкий выехал 30 марта 1904 года на Дальний Восток. Отряд расположился в Чите. Здесь-то и началась практика хирурга-врача. Главный врач поручил молодому выпускнику заведовать хирургическим отделением и не ошибся: операции, проводимые Валентином Феликсовичем, были сложными и проходили безупречно, неудач не было. Он сразу же стал оперировать на костях, суставах и черепе. Сказывался его пристальный интерес к топографической анатомии. Здесь же, в Чите, произошло еще одно важное событие в жизни Войно-Ясенецкого: его женитьба на Анне Васильевне Ланской, дочери управляющего поместьем на Украине. Вскоре после свадьбы молодые переехали в небольшой уездный городок Ардатов Симбирской губернии, где Валентину Феликсовичу поручили заведовать больницей. Работы было много, и молодой хирург почувствовал, что выбивается из сил; семья перебралась в село Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Но слава о замечательном хирурге уже распространилась так далеко, что у порога небольшой сельской больницы выстраивались посетители не только из близлежащих мест, но даже из соседней губернии. В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого "Региональная анестезия", блестяще иллюстрированная самим автором, в которой он обобщил и результаты исследований, и свой богатейший хирургический опыт. В 1916 году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил свою монографию "Регионарная анестезия" как диссертацию и получил степень доктора медицины.

 

 

 

1917год. Первые испытания

 

1917 год был переломным не только  для страны, но и лично для  Валентина Феликсовича. "В начале 1917 года, - вспоминал святитель в  мемуарах, - к нам приехала старшая  сестра моей жены, только что  похоронившая в Крыме свою  молоденькую дочь, умершую от  скоротечной чахотки. На великую  беду она привезла с собой  ватное одеяло, под которым лежала  ее больная дочь. Я говорил  своей жене Ане, что в одеяле  привезена к нам смерть. Так  и случилось: сестра Ани прожила  у нас всего недели две, и  вскоре после ее отъезда я  обнаружил у Ани явные признаки  туберкулеза легких".

В марте 1917 года семья переехала  в Ташкент, где Валентину Феликсовичу  предложили должность главного врача  городской больницы. Обосновавшись  с семьей в просторном доме, специально построенном для главврача, он целиком  погрузился в работу. В больнице им было организовано хирургическое отделение. Недостатка в больных не было. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжело больных, раненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда, по свидетельствам коллег, он не возмущался, никогда не отказывал в помощи. Но дома у доктора поселилась беда Медленно угасала жена. Тяжелый недуг отбирал последние силы. Окончательно сокрушила ее весть об аресте мужа.

По клеветническому доносу некоего  Андрея, работника морга. Войно- Ясенецкого арестовали. Подоплека этого дела была такова: Валентин Феликсович неоднократно предупреждал своего нерадивого подчиненного, что выгонит его с работы за воровство, пьянство и безделье. Но тут в городе начались аресты противников нового режима, и Андрей решил свести счеты со своим начальником, пустив в ход, явную клевету.

Поздно вечером в этом "зале смерти" появился видный партиец, который  знал главного врача в лицо. Он удивился, увидев здесь знаменитого хирурга, расспросил, что произошло, и вскоре вручил двум врачам пропуска на выход, дав в сопровождение охрану. Вернувшись в отделение, доктор распорядился подготовить  больных к операциям, которые  были запланированы и чуть было не сорвались из-за неожиданного ареста. Хирург стал к операционному столу и начал операцию, как будто ничего не произошло.

Милостью Божией доктор избежал  неминуемой смерти, но этот случай подкосил Анну Васильевну, и до самой смерти она уже не вставала с постели. " Аня умерла тридцати восьми лет.

 

 

Тюрьма и ссылка. Возвращение  из первой ссылки

Сотрудники ГПУ лихорадочно  искали причину, по которой можно  было бы упрятать за решетку ненавистного Владыку. Они выдвинули обвинение, по которому епископ Лука подозревался "в связях с оренбургскими контрреволюционными  казаками и в шпионаже в пользу англичан через турецкую границу". Причем все это он делал якобы  одновременно. Все объяснения епископа Луки, что он физически не мог  быть одновременно на Урале и на Кавказе, в расчет не принимались. Пока святитель томился в застенках  ГПУ, в город приехал обновленческий епископ Николай Коблов, и все  церкви в городе были захвачены раскольниками. Но храмы эти стояли пустыми - народ  помнил завещание епископа Луки.

По окончании следствия начальник  Ташкентского ГПУ направил Владыку  в Москву как политического преступника. Bсю ночь перед отъездом к нему шли люди, чтобы попрощаться и получить благословение и наставление. Скорбь народа о любимом архипастыре была так велика, что верующие ложились на рельсы, чтобы не дать увезти своего Владыку. В Москве епископ Лука неделю жил на частной квартире, дважды встречался со Святейшим Патриархом Тихоном, один раз служил с ним Божественную Литургию. Святейший Патриарх еще раз подтвердил право епископа Луки заниматься медициной. Вскоре Владыка был заключен в Бутырскую тюрьму, где просидел около двух месяцев. Здесь появились первые признаки серьезной сердечной болезни - миокардита, который впоследствии причинял ему страдания и был причиной сильных отеков ног. Ему удалось достать Евангелие на немецком языке, и можно только представить себе, какое утешение он испытывал, читая Слово Божие. Ссылка закончилась в январе 1926 года, и по дороге из Красноярска в Ташкент епископ Лука заехал в Черкассы повидать своих престарелых родителей и старшего брата Владимира. Пробыл у них недолго , он торопился к детям. Вернувшись в Ташкент, он увидел, что благодаря самоотверженным стараниям Софии Сергеевны Велецкой, заменившей им мать, дети благополучны.

После возвращения Владыка поселился  на Учительской улице в небольшом Домике в две комнаты с прихожей неподалеку от Сергиевской церкви. В университете его, как неблагонадежного, лишили преподавательского места.

 

 

 

 

 

Второй арест и ссылка. Возвращение  из второй ссылки

Вторую ссылку епископ Лука считал легкой. Жил он в Архангельске, там ему позволили заниматься хирургической деятельностью. На квартиру его определили к пожилой женщине, Вере Михайловне Вальневой. Маленькая комнатка с крохотным оконцем, стол, стул, железная кровать, в углу икона. Молился Владыка келейно, а остальное время занимала работа с больными.

Срок ссылки кончался в мае 1933 года, но Владыку продержали до ноября. В  Москву он приехал лишь в конце  ноября и сразу же явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергия. Сам Владыка так вспоминает об этом: "Его секретарь спросил  меня, не хочу ли я занять одну из свободных  архиерейских кафедр. Оставленный Богом  и лишенный разума, я углубил свой тяжкий грех непослушания Христову велению: Паси овцы Моя- страшным ответом "нет"...".

Это был тяжелый период в жизни  епископа-хирурга. Великое искушение  несколько лет терзало его  душу. До сих пор в этом несомненно великом человеке мирно сосуществовали два образа служения ближнему: духовное и телесное врачевство. И яркий пример евангелиста Луки, апостола и врача, и благословение Патриарха-исповедника Тихона, и благословение митрополита Сергия были тому подтверждением. Но истосковавшемуся в ссылке по настоящей работе профессору хотелось основать Институт гнойной хирургии, хотелось передать громадный врачебный опыт, накопленный годами таким тяжким трудом. А время шло, здоровье слабело, уже пятьдесят шесть...

В Министерстве здравоохранения епископу-профессору, только что вернувшемуся из ссылки, отказали. И он оказался на перепутье. Неутолимая тяга к хирургии, отказ  в министерстве, невозможность ехать  в Ташкент (так как кафедра  была занята) - все это толкало  его на необдуманные поступки. "На обеде у митрополита Сергия один из архиереев посоветовал мне  ехать в Крым. Без всякой разумной цели я последовал его совету и  поехал в Феодосию...

Питался в грязной харчевне, ночевал  в Доме крестьянина и наконец принял новое бестолковое решение - вернуться в Архангельск. Там месяца два снова принимал больных в амбулатории". Затем короткое свидание с семьей в Ташкенте. Местное начальство работы не давало; вскоре удалось устроиться в небольшой больнице в Андижане. Здесь он не только проводил операции, но и читал курс хирургии для специалистов. Но, отклонив архиерейское служение, он мучился мыслью о том, что прогневал Бога. Редкую тропическую болезнь, сопровождавшуюся отслоением сетчатки глаза, он принял как Божие наказание. Пришлось ехать в Москву чтобы сделать глазную операцию. Причем оперировать пришлось дважды, так как первая операция была неудачной.

Третья ссылка. Война 

 

 

 

И вот - третья ссылка. На этот раз в районный центр Большая  Мурта в ста десяти километрах от Красноярска.

В марте 1940 года ссыльный Войно-Ясенецкий, епископ, хирург с мировым именем, живет и работает в районной больнице, что называется, за белье и питание. Церковь в Большой Мурте взорвали еще в тридцать шестом году, и Владыка ходил молиться в рощу, расположенную на окраине поселка. Здесь, в маленькой больнице, он много оперирует и продолжает работу над "Очерками гнойной хирургии".

Когда началась Великая Отечественная  война, епископ Лука не остался в  стороне, не таил обиду. Он пришел к  руководству райцентра и предложил  свой опыт, знание и мастерство для  лечения воинов Советской армии. В это время в Красноярске  организовывался огромный госпиталь. С фронта уже шли эшелоны с  ранеными. В октябре сорок первого  епископ Лука назначен консультантом  всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он с головой погружается в  многотрудную и напряженную хирургическую  работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу.

Раненые офицеры и солдаты  очень любили своего доктора. Когда  профессор делал утренний обход, они радостно приветствовали его. Некоторые  из них, безуспешно прооперированные в  других госпиталях по поводу ранений  больших суставов, неизменно салютовали ему высоко поднятыми уцелевшими ногами.

Информация о работе Жизнь-подвиг В. Ф. Войно-Ясенецкого