Жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 01:04, реферат

Краткое описание

Итак, тема нашей работы — «Жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра». Данная тема определяет следующую цель работы: охарактеризовать особенности жанра исповеди и формы его современного бытования. Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи работы:
дать характеристику исповеди как жанру средневекой литературы;
расмотреть основных представителей данного жанра в средневековой литературе;
выявить формы современного бытования жанра.

Прикрепленные файлы: 1 файл

жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра.docx

— 31.24 Кб (Скачать документ)

Театральный институт имени Бориса Щукина

 

 

 

 

Реферат

 

По истории зарубежной литературе

 

 

на тему «жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра»

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса Бпебина А.А.

Заочного режиссерского отделения

 

Художественный руководитель С.И. Яшин

 

Педагог: К.А. Волохова

2015

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Жанр исповеди получил своё развитие в средневековой европейской литературе и, можно смело утверждать, определённые его черты сохранились до настоящего времени, хотя, конечно, в ходе своего развития данный жанр претерпел значительные изменения как с точки зрения тематики, так и с точки зрения набора средств выражения исповедальности.

Изначально исповедь пришла в литературу из религиозной практики христианства, где она является одним из обязательных религиозных таинств. Для исповеди как церковного таинства обязателен момент покаяния, однако, как будет видно из сказанного далее, этот аспект является одним из тех, которые наиболее значительно преобразовываются в ходе развития исповеди как жанра светской литературы.

Итак, тема нашей работы — «Жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра».  Данная тема определяет следующую цель работы: охарактеризовать особенности жанра исповеди и формы его современного бытования. Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи работы:

  1. дать характеристику исповеди как жанру средневекой литературы;
  2. расмотреть основных представителей данного жанра в средневековой литературе;
  3. выявить формы современного бытования жанра.

Предметом ислледования стал собственно жанр исповеди в литературе, а объектом — его средневековые и современные формы.

В работе мы использовали следующие методы исследования: анализ литературы по теме, описание, отдельные методики литературоведческого анализа текста.

 

 

Жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра

 

Прежде всего необходимо привести определение жанра исповеди. Согласно словарю литературоведческих терминов, исповедь — это литературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира (в «Толковом словаре живого великорусского языка», который отражает восприятие данного слова в XIX веке, В.И. Даля одно из значений исповеди определяется как искреннее и полное сознание, объясненье убеждений своих, помыслов и дел). В этом же определении мы находим, что к жанру исповеди относят дневник, автобиографию, роман в письмах, которые могут принадлежать как к художественной, так и к художественно-документальной литературе.1 Некоторые писатели прямо называли свои произведения исповедью или же включали это слово в заглавие.

Начало исповеди как литературному жанру средневековой европейской литературы положил Блаженный Августин или Августин Аврелий. В 397-398 годах н.э. Блаженный Августин написал произведение «Исповедь» в тринадцати томах. Из неё черпаются биографические сведения о жизни Августина Аврелия — и таким образом можно сказать, что Аврелий продолжил традицию биографических и автобиографических жизнеописаний хеттской, античной, а также древнеперсидской литературы.

Однако кроме того, что книга Аврелия — источник сведений о жизни самого автора, это прежде всего произведение богословское, философское, в ней главный акцент идёт на сведения о духовном развитии Августина, на эволюцию его религиозных взглядов, изложение его философских концепций о времени, памяти, языке, о религиозном понятии таинства исповеди. Смысл исповеди с точки зрения религии состоял в признании собственной вины перед Творцом, в самоанализе и максимальной отдаче, в процессе исповеди человек должен был коснуться самых интимных моментов своей жизни, проанализировать их, признать и получить через признание прощение.  Блаженный Августин своим произведением перевёл религиозный обряд в плоскость литературы, сделал его литературным жанром.

Наконец, Августин Аврелий так или иначе постоянно указывает на общечеловеческий аспект развития его души. Последнее очень отличает «Исповедь» Августина от, в целом, дальнейших образцов этого жанра и, в частности, от другого хрестоматийного произведения средневековой литературы, в котором использован жанр исповеди наряду с автобиографией, — «Истории моих бедствий» Пьера Абеляра, который гораздо больше сосредоточен на собственной личности, на своей неповторимости.

Абеляр — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант — обратился к жанру исповеди в XII веке. Произведение Абеляра очень индивидуализировано. Оно, действительно, рассказывает об истории бедствий в жизни автора, о его сложных взаимоотношениях как с миром светским, так и с миром церковным. 

В «Истории» Абеляра мы не находим ярко выраженного покаяния, скорее гнев на тех, кто причинял ему страдания. Однако рассказ о страданиях в «Истории» настолько интимен, откровенен, как и диалог с Творцом,  что в этом мы находим исповедальность: «Я хочу сообщить тебе об этих историях то, что было в  действительности, чтобы ты знал о них не по слухам и  в  том  порядке,  в  каком  эти  истории происходили. Я гнушался всегда нечистотой  блудниц,  а  от  сближения  и  от короткого знакомства с благородными дамами меня удерживали  усердные  ученые занятия, и я имея мало знакомых среди мирянок. Моя, так сказать, коварная  и изменчивая судьба создала удобнейший случай, чтобы было легче сбросить  меня с высоты моего величия в бездну. И вот божественное милосердие унизило меня, косневшего в величайшей гордыне и забывшего о воспринятой благодати»2.

Интересно, что в случае Августина Аврелия адресатом исповеди выступает человечество в целом, в случае же Абеляра — прежде всего, именно Творец.

Жанр исповеди получил широкое развитие в дальнейшем в литературе. Так, исследователь-литературовед Н.Казанский отмечает интересные фазы бытования жанра. Он замечает, что жанр на протяжении XIX-XX вв. в значительной степени расширил и потерял свое первоначальное значение. Например, стало возможным объединить под словом исповедь дневники, записки, письма и стихи совершенно разных людей, живших в одно время. Также развилось иное значение, юридическое признание вины, которое в каком-то смысле мы можем найти уже у Августина Аврелия. Значение «признание» совершенно отчетливо может уводить в сторону от первоначального значения слова исповедь, то есть не подразумевать церковного покаяния, хотя на протяжении того же XX в. за исповедью сохранялось и старое значение «исповедального слова». Оно продолжает употребляться и осмысляться в философской литературе, но одновременно, как отмечает Н.Казанский, дневниковые записи, особенно способные шокировать своей откровенностью, получают название исповеди3.

В современности исповедь и исповедальность звучат уже менее религиозно, более аналитически. Диапазон исповедальной литературы необыкновенно расширился, этот жанр стал возможностью вынести на общественное обсуждение проблемы социума, привлечь к ним внимание. Очень важное значение в исповеди приобрёл элемент автобиографии, лично пережитое, выстраданное. Но второй план отошло покаяние и религиозное осознание. Можно сказать, что диалоговость исповеди в современности направлена на читателя, такого же человека, который будет судить автора и героя уже по-своему.

В пример приведём прежде всего такое явление так называемой «сетературы», как блоги. Блоги — это сетевые дневники, что само по себе придаёт значение исповедальности их содержанию. Не все блоги ведутся как дневники, но всё же такова основная тенденция.

Вот, как считает Дмитрий Новокшонов, преподаватель СПбГУ и колумнист «Делового Петербурга»: «Главное оружие блогера — исповедальность. Если вы исповедуетесь в блоге, будьте честны хотя бы перед собой»4.

Блоги вобрали в себя также традицию дневниковой литературы и эпистолярного жанра, известных ещё с античности, особенно развитых, например, в римской и японской литературах. Традиционно дневники и письма отличаются откровенностью, интимностью, позицией честности перед собой и невидимым собеседником. Сейчас, в блогах, невидимый собеседник становится более осязаем, интерактивен. И от этого в блогах мотив именно исповеди, то есть вынесения на суд, рассказ о своей жизни, анализ своих действий, ошибок, получение одобрения, критики и, в конечном итоге, прощения, признания — более очевидный, яркий.

Сетевая, блоговая исповедь в случае с «Тайным дневником девушки по вызову» автора Бель де Жур становится явлением не только более традиционного вида литературы, но и кинематографа.

В основе книги Бель де Жур лежит секс-блог Belle de Jour. Автор книги — в действительности, девушка по вызову. Итак, дневник приобретает и автобиографические, и исповедальные черты. В своем интимном дневнике Бель одновременно с юмором и откровенностью пишет о том, как попала в этот бизнес, за что мужчины готовы платить большие деньги и как получается совмещать такую работу с личной жизнью. Дневник Бель мгновенно обрел многомиллионную аудиторию читателей, он был назван «Блогом года» по версии The Guardian, а также лег в основу одноименного сериала.

Ещё одна знаменитая современная исповедь — это «Исповедь маски» японского писателя Юкио Мисима. Прежде всего это произведение поражает интимностью затрагиваемых тем, глубиной самоанализа, самопогружения и одновременно самоотстранения: «Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог загадал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия живут. Я, брат, очень необразован, но я об этом много думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота!»5  Обращение к читателю, к потенциальному участнику диалога, для рассказа и получения суда, суждения и прощения — снова те же мотивы, которые мы находили раньше. С Августином Аврелием Юкио Мисиму роднит рефлексия над значением слов, размышление над философскими глубинами бытия.

«Исповедь маски» всё-таки именно литературная исповедь, вернее произведение с мотивами исповеди, потому что прежде всего в ней отсутствует искренность автора, автор и лирический герой разделены маской, хотя при этом сам роман — это исповедь маски, то есть косвенное признание знаменитого японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970). Ключевая тема этого знаменитого произведения — тема смерти, в которой герой повествования видит «подлинную цель жизни». Сюжет «Исповеди маски» оказался пророческим: в 45 лет Мисима, блестящий писатель, драматург, режиссер театра и кино, один из ярчайших представителей послевоенного поколения, покончил с собой, совершив харакири.

Менее известное произведение исповедального характера — это книга Джима Гоуди «Магнит для дерьма».

Джим Гоуди выпустил не одну книгу, но именно с этой связана особенная история. Он писал «Магнит» в течение двух с половиной лет, проведенных в тюрьме, куда попал за избиение любовницы Энн Райан. Тюремное заключение становится для автором временем  для размышлений.

В чём-то близкий «Истории» Пьера Абеляра, «Магнит» — это жалоба, исповедь-крик о несправедливости мира и людей: «“Магнит для дерьма”, написанный в тюремной камере это полноценное расследование, призванное ответить на вопрос, почему так много дерьма летит в мою сторону. Оно исследует происходящее во время слияния двух миров — Джима Гоуда и планеты Земля».

Если в средневековье исповедь была жанром, характерным для клерикальной литературы, то в современности она давно уже вышла за эти рамки. Прежде всего исповедь в современной литературе — это психоаналитический разговор с самим собой и, что не менее важно, социальное заявление, определённый призыв к социуму обратить внимание на проблемы, больные вопросы. Исповедь современности становится все более откровенной, иногда шокирующей, откровенность, готовность к диалогу, а иногда эпатажность исповеди выходят сегодня на первый план.

 

Заключение

 

Согласно поставленным во введении задачам, мы пришли к следующим выводам.

Исповедь в религиозной практике христианства — это одно из обязательных церковных таинств, для которого важным фактором является покаяние, «сокрушение сердца». Не менее важно и желание исповедующегося рассказать истину, которая ему открылась. В этом смысле «Исповедь» Августина Аврелия, один из крупнейших примеров жанра, достаточно близко стоит к собственно церковной исповеди, важным отличием является адресат, которым в церковной исповеди выступает священник, а также Бог, для «Исповеди» Аврелия адресат — это любой читатель, желающий узнать истину.

Другим значительным примером средневековой реализации данного жанра является «История моих бедствий» Пьера Абеляра. Абеляр рассказывает историю собственной жизни, как и положено на исповеди, не скрывая своих грехов и ошибок, но дже само название произведения указывает на его специфику по сравнению с «Исповедью» Аврелия: «история бедствий» подразумевает личное сочувствие читателя. Из «Истории…» Абеляра мы гораздо больше узнаём о личности автора, чем из «Исповеди» Аврелия.

Во многом дальнейшее развитие жанра пошло именно по этому пути — пути индивидуализации. Ярким современным примером бытования данной формы являются сетевые блоги. Ведущие блог люди (блогеры) рассказывают о своей жизни, о своих чувствах и переживаниях, многие блоги состоят из советов, как нужно правильно жить. Искренность и непосредственность  (хотя бы даже кажущиеся), другими словами, исповедальность — необходимый аспект данной литературы. Часто эти качества сосущестувуют с эпатажностью.

Другим примером бытования данной формы в наше время являются разного рода литературные «исповеди», «дневники», к которым можно отнести, например, «Исповедь маски» Юкио Мисимы или «Магнит для дерьма» Джима Гоуда.

Информация о работе Жанр исповеди в средневековой литературе и формы современного бытования жанра