Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:48, доклад
После отмены крепостного права раскол в общественном движении стал глубже. Правда, реформа вызвала разочарование и в либеральной среде, однако в целом либералы ограничивались осторожной критикой, избегая серьезных конфликтов с властью. Значительную часть образованного общества захватили радикальные, революционные настроения. В известной степени это было вызвано серьезными изменениями в социальном составе общества: оно быстро теряло свой сословно-дворянский характер. Реформы в области просвещения открыли выходцам из всех сословий путь к высшему образованию. Дети крестьян, мещан, духовенства, оскуделого дворянства теряли социальные связи со своей средой, превращаясь в стенах высших учебных заведений в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне сословий. В то же время, решительно расставаясь с прошлым, интеллигенты новой формации теряли всякое уважение к устоям, традициям.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ИДЕОЛОГИИ 5
1.1 БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ИДЕОЛОГИИ 12
ГЛАВА 2 ТВОРЧЕСТВО А.Ф. ПИСЕМСКОГО В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
2.1 ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА 17
2.2 АНАЛИЗ РОМАНА «ТЫСЯЧА ДУШ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Чернышевский в цитированной выше статье по поводу приведенных высказываний Писемского писал: «... в таланте самого г. Писемского отсутствие лиризма составляет самую резкую черту. Он редко говорит о чем-нибудь с жаром, над порывами чувства у него постоянно преобладает спокойный, так называемый эпический тон». Спокойствие Писемского, по мнению Чернышевского, не есть равнодушие. «Но чувство у него выражается не лирическими отступлениями, а смыслом целого произведения. Он излагает дело с видимым бесстрастием докладчика, — но равнодушный тон докладчика вовсе не доказывает, чтобы он не желал решения в пользу той или другой стороны, напротив, весь доклад так составлен, что решение должно склониться в пользу той стороны, которая кажется правою докладчику».
Писемский хорошо знает крестьянскую
жизнь, но он не знает, как изменить
ее. Вращавшийся среди
Ряд ярких, талантливых выступлений посвятил Писемскому Писарев, который ставил Писемского по близости к народу выше Тургенева и Гончарова. В оценке творчества Писемского он был необыкновенно последователен. Писарев написал первую статью о Писемском («Стоячая вода») в 1861 году, когда уже были опубликованы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Обломов», «Гроза». «Много ли мы подвинулись вперед, — писал Писарев, — с того времени, как написан „Тюфяк“? С тех пор прошло одиннадцать лет, и много воды утекло. Открылись поезды по Московской железной дороге, открылось пароходство по Волге, возникло множество акционерных компаний, появилось в свет и упало множество журналов и газет, взят Севастополь, заключен Парижский мир, поднят крестьянский вопрос, родились воскресные школы, появились в университете женщины; а между тем, читая повесть Писемского, поневоле скажешь: знакомые все лица, да и до такой степени знакомые, что всех их можно встретить в любой губернской зале дворянского собрания, где так бесцветно, безжизненно, вяло».
Считая, что Писемский глубже всех русских писателей проник в явления современной жизни, Писарев на заре 60-х годов, в эпоху всеобщего подъема, привлекает творчество Писемского для борьбы за действительный прогресс общества, для разоблачения темных сторон действительности. Писарев справедливо подчеркивал то обстоятельство, что, «читая повести Писемского, вы никогда, ни на минуту не позабудете, где происходит действие: почва постоянно будет напоминать о себе крепким запахом, русским духом, от которого не знают куда деваться действующие лица, от которого порой и читателю становится тяжело на душе». «Читая же „Дворянское гнездо“ Тургенева, — говорил Писарев, — мы забываем почву... следим за самостоятельным развитием честных личностей Лизы и Лаврецкого...».
Писарев в своих критических статьях о Писемском отражал тем не менее то общее мнение передовых людей 60-х годов, согласно которому творчество Писемского обогащало сознание читателей, бросало в них «искру негодования против грязных и диких сторон нашей жизни»2 и уже одним этим было застраховано от заболевания. И значительно позже, в середине 60-х годов, когда после «Взбаламученного моря» критики разных направлений стремились похоронить всё творчество Писемского, Писарев, не будучи уже прежним безапелляционным пропагандистом Писемского, в известной статье «Посмотрим!» вновь и с тех же позиций подчеркивал общественное значение «Тюфяка», «Богатого жениха» и других произведений писателя.
.
Первый роман Писемского «Боярщина» (опубликованный в 1858 г., но написанный в 1845) уже содержит многие из его достоинств. Там даже больше повествовательного напряжения, чем в поздних вещах, и имеется немалый элемент мелодрамы, который в зрелых произведениях отсутствует, но вновь появляется в драмах, написанных в шестидесятые годы. Героиня, в отличие от будущих героинь, идеализирована и так же беспомощна, чиста и идеальна, как героини Зинаиды Р-вой. Сюжет тоже напоминает произведения этой писательницы – это контраст между великодушной, страстной и смелой женщиной и мелким мужчиной, который готов ее любить, пока он ни за что не должен отвечать, но недостаточно мужественен, чтобы встретить лицом к лицу трагические последствия страсти. Провинциальное общество написано с силой и презрением, и тут Писемский уже проявил то искусство, в котором он впоследствии превзошел всех прочих, – умение рассказать живо и убедительно, как растут и распространяются злословие и клевета. Здесь же появляется первый из сильных людей из народа, крестьянин-помещик Савелий, как говорят, – воспоминание автора об отце.
Второй его роман (напечатанный первым) – «Тюфяк» – свободен от мелодраматического и идеалистического наследия «Боярщины». Это отчетливо-неприятная история. В ней нет симпатичных персонажей, нет и злодеев. Все одинаково низки и мелки, но винить в этом некого – разве что неискренность всех этих людей, которые хотят казаться лучше, чем они есть. История несчастливого брака двух равно ничтожных и жалких людей рассказана с необыкновенной силой, и, несмотря на заурядность героев, поднята до уровня трагедии.
После «Тюфяка» в печати появилась целая серия повестей, из которых можно выделить юмористическую и ироническую «Брак по любви» (1851), где Писемский развенчивает якобы героя, мелкого человека под романтической маской, и якобы героиню, молодую девушку, которая ищет удовольствий и мужа и выступает под маской Гретхен. Следующее произведение – «Виновата ли она?» (1855), где он снова с неумолимым реализмом живописует печальную судьбу чистой женщины в той среде, где общая норма – низость и мелочность, и где она бессильна против клеветы и сплетен.
В те же годы Писемский написал свои «Очерки из крестьянского быта», которые ввели в литературу совершенно новое отношение к народной жизни, прямо противоположное сочувственному снисхождению Григоровича и Тургенева. Крестьянин (надо помнить, что крестьяне той губернии, откуда происходит Писемский, не землевладельцы, они зарабатывают деньги в городе, где бывают торговцами и ремесленниками) представлен не как несчастный, которому надо сочувствовать, потому что он человек, и жалеть, потому что он страдает, но как сильный и сметливый человек, по нравственной силе и по силе характера превосходящий того, кто стоит выше его на социальной лестнице, не затронутый пошлостью провинциального «тонкого обхождения», не отравленный слабостью выхолощенных чувств, человек, который знает, чего хочет, может поддаваться страстям, но может и управлять ими. Величайшее из народных творений Писемского – драма «Горькая судьбина». Но и «Очерки» содержат такие шедевры по созданию характеров, по энергии повествования и по колоритности русского языка, как Питерщик и Плотничья артель.
«Тысяча душ» (1858) – роман, куда Писемский вложил особенно много. Это история Калиновича, талантливого и многообещающего молодого человека, не лишенного благородства и безудержно честолюбивого. Единственное его желание – стать «кем-то», Parvenir. В литературе ему не повезло, зато ему удалось жениться на богатой наследнице (владелице «тысячи душ»), с мощными семейными связями, но с сомнительным прошлым. Благодаря ее семейным связям, и особенно ее любовнику и двоюродному брату князю Ивану, Калинович достигает важного положения в официальном мире, где уже чувствует себя достаточно независимым, чтобы освободиться от тех, кто помог его карьере. Он покидает жену. Назначенный губернатором, он становится рьяным борцом за честность и неподкупность. Он преследует по суду бесчестного и могущественного князя Ивана, но, увлекшись борьбой против своего врага, сам выходит за пределы законности и вынужден оставить службу. История эта, столь же неподслащенная и безжалостная по своему неидеализированному взгляду на человечество, как и все истории Писемского, имеет, однако, противовес своей мрачности и грязи – образ первой невесты, а потом любовницы Калиновича Насти, воплощение отважной женственности, один из самых прелестных образов русской литературы.
«Взбаламученное море», окончательно поссорившее Писемского с радикалами, не так хорошо принято критиками и читателями, как «Тысяча душ». Первые три части написаны на самом высоком уровне – сильный и энергичный рассказ, героиня – Софи Линева – один из самых интересных характеров, нечто вроде русской Бекки Шарп, но с душой. Писемскому удалось мастерски передать и ее глубочайшую порочность, и трогательное, почти детское очарование. Последние три части романа гораздо слабее. Это грубая и несправедливая сатира на молодое поколение, обезображенная личной обидой автора.
Последовавшие романы еще ниже по своей художественной ценности. Возможно особенно отметить, благодаря историческим сюжетам, но не по выполнению, «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880).
Первая половина «Тысячи
душ», посвященная уездной жизни,
написана с особенной яркостью и
выразительностью. Нравы уездного города,
расслоение провинциального общества,
духовный мир его отдельных
Художественно-
Писемский создал
1880–1900-х гг. Вершинные
романы Писемского – «Тысяча
душ», «В водовороте» и «Масоны»
– стали фактами национальной
духовной культуры; изучение личностного
мира их героев в рамках
культурологического подхода
Информация о работе Творчество Писемского А.Ф. как писателя демократа