Толкование сна Татьяны Лариной. Слова-символы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:06, реферат

Краткое описание

И снится чудный сон Татьяне. А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Толкование сна Татьяны Лариной.docx

— 109.49 Кб (Скачать документ)

Толкование сна  Татьяны Лариной. Слова-символы

И снится чудный сон Татьяне. А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин —  тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая  в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ  Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались  провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. 

К опорным словам-символам сна Татьяны можно отнести  следующие: "зима", "мост через  ручей", "лес", "медведь", "хижина", "домовые".

  1. Зима – «смерть». В народных представлениях зима, несущая мрак и холод, - период смерти природы. И если солнечный свет, тепло, огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами - снегом, льдом, метелью - с печалью и смертью. Так, в народных загадках: "Ни хилела, ни болела, а саван надела" (земля и снег). Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, которая катится с вершины горы: "Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая... Младой певец нашел безвременный конец". Итак, "зима" и слова этой тематической группы: "снег", "сугроб", "лед", "метель" - имеют значение «печаль, смерть». Как модель символа, это семантическое отношение является источником символизации сюжетных перипетий и деталей сна. Быть скованным льдом - значит «быть скреплённым смертью».

Снег в значении «приносящий  плодородие». Отсюда покрыть снегом – «покрыть свадебным покрывалом». Считалось, что снег, как и дождь, несли силу плодородия. Поэтому белый  снежный покров нередко в древности  сравнивали с белым покрывалом невесты. Например, в словах молодой девушки  на Покров: "Мать-Покров! Покрой землю  снежком, меня молоду платком (или женишком)". По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.

  1. По контексту сна, Татьяна остановилась перед потоком: "Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток...". Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны "скреплены смертью", т.е. под ними похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились Ручья соседственной долины". В связи с этим интересно обыгрывается эпитет "гибельный", то есть не просто опасный, но в прямом смысле  предвещающий гибель Ленского.

Согласно народной традиции, перейти девушке через ручей - значит «выйти замуж». Об этом древнем мотиве сна Татьяны писал А.А. Потебня. В этой статье упоминается древнее святочное гадание на жениха: "Делают из прутиков мостики и кладут его под подушку во время сна, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост". Показательно, что "мостком" к замужеству стала смерть Ленского ("две жердочки, склеенны льдиной"). Ведь именно после дуэли и отъезда Онегина ("как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей") героиня поддалась уговорам матери и уехала в Москву на "ярманку невест", где и вышла замуж за генерала.

  1. Оказаться в заснеженном лесу – «попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ». Лес язычникам напоминал о блаженных райских садах, где должны водвориться после смерти души праведных. Отсюда лес часто символизировал это царство, где деревья - души усопших (вспомним традиционное сравнение человека с деревом в русских народных песнях, загадках мотив превращения в дерево в сказках и пр.). Кроме того, идея смерти сближалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном. В этом отношении можно вспомнить выражение "спать вечным сном" или старую пословицу "сон смерти брат". Поэтому не удивительно, что, уснув, Татьяна попала сразу в царство мертвых.
  2. Если лес - царство душ, то хозяин леса – «хозяин царства душ». Издревле хозяином леса считался медведь, которого называли и "лесником", и "лесным чертом", и "лешим". Медведь - хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых, в который попадает Татьяна. 

Медведь - один из главных действующих  лиц сна Татьяны. Именно он переводит  героиню через ручей, подав лапу, затем гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина.

Медведь – «будущий жених Татьяны  – генерал». Значение «медведь-жених» издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С.Пушкин подчеркивет, что медведь был "косматый", "большой взъерошенный". Это значение символа отмечалось многими исследователями. Так, например, в записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии: "Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество". В одной из подблюдных песен: "Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем".

  1. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к "шалашу": "Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом всё глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко..." Из контекста мы узнаем, что "шалаш" - вполне благоустроенная "хижина", с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома - Онегин - что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С.Пушкин называет "шайкой домовых".  Хижина - один из главных символов Татьяниного сна. Хижина - "убогий домик, избушка, лачуга" Онегина. Слово произошло от древнерусского "хижа" (дом, жилье, по всей видимости, бедное, или хилое). Одно из значений слова "хижа" - шалаш.
  2. Домовой - "дух хранитель и обидчик дома" . Слово употребляется именно в указанном значении, так как большинство выбранных Пушкиным животных для изображения демонов имеют определенное отношение к культу русского домового. Так, например, на месте закладки фундамента новой избы, закапывали голову петуха (ср.: "другой с петушьей головой"), чтобы задобрить домового. Кошка и коза ("ведьма с козьей бородой" и "полукот") - животные, которые имеют шерсть - символ достатка и плодородия. Именно поэтому они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, если домовой "сердился", а без кошки не обходилось ни одно новоселье.

События в хижине

Семантическая конструкция "дом - человек", которая опирается не только на языческую  символику русского фольклора, но и  на макроконтекст произведения, - сильная порождающая модель. Она является источником символизации всей ситуации и многочисленных деталей, и в основном в двух аспектах: а) тайна внутреннего мира Онегина; б) предсказание будущего - смерти Ленского.

Внутренний мир Онегина.  Управление "домовыми" – «властность Онегина». Если "хижина" – «Онегин», то все, что внутри, и в частности "домовые", - реалии его внутреннего мира. Отсюда весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры героя: "Он знак подаст - и все хлопочут; Он пьет - все пьют и все кричат; Он засмеётся - все хохочут; Нахмурит брови - все молчат". Вспомним эпиграф к "Евгению Онегину": "Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого" (Ср. описание властного царя в оде "Вольность" А.Н. Радищева: "Я властию могу дарить; Где я смеюсь, там всё смеется; Нахмурюсь грозно, всё смятется; Живешь тогда, велю коль жить").

  • Смотреть на дверь изнутри дома – «избегать самого себя». ("Онегин за столом сидит И в дверь украткою глядит"). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его, "томясь душевной пустотой", охладеть к жизни и ненавидеть самого себя. (Ср. в объяснении с Татьяной Онегин сравнивает себя с "недостойным", "скучным", мужем, который "всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно ревнив"; или перед дуэлью: "В разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во многом".
  • Смотреть в дверную щель хижины снаружи – «пытаться понять внутренний мир Онегина». По сюжету Татьяна сначала "глядит тихонько в щёлку", потом "немного растворяет дверь" и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместье Евгения.
  • Проникнуть в дом – «стать предметом мыслей и чувств. Онегина». Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Интересно, что в своём сне уже влюбленный Онегин (VIII глава) видит тот же сюжет: "сельский дом - и у окна Сидит она... и всё она!".  Появление в хижине Ленского, Ольги и весь эпизод убийства, по-видимому, символизирует тяжкое переживание Онегиным своей вины, муки совести: "Оставил он своё селенье, ...где окровавленная тень  Ему являлась каждый день". Образ убитого Ленского также будет преследовать Онегина в упомянутом выше сне.
  • Исчезновение "домовых" – «избавление от прежних пороков». "Шайка домовых" сначала "смутилась" то есть встревожилась (СД: I, 238), а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне полностью изменила внутренний мир героя, избавила его от "демонов".
  • Разрушение дома – «болезнь Онегина». В финале сна "хижина шатнулась". В VIII главе влюбленный Онегин действительно заболеет: "Бледнеть Онегин начинает...Онегин сохнет - и едва ль Уж не чахоткою страдает. Однако можно предположить, что шатающаяся хижина символизирует не только болезнь как физиологическое явление, но прежде всего огромную душевную трагедию, которую Онегин переживает в финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрыватся весь роман.

Предсказание  смерти Ленского.

  • Потухший "светильник" – «смерть»: "Вдруг ветер дунул, загашая огонь светильников ночных". Это еще одна модификация древнего символа "огонь - душа": "Если душа понималась как огонь, то жизнь возможна была только до тех пор, пока горело это внутреннее пламя; погасало оно - и жизнь прекращалась". 
  • Танцующая в присядку мельница – «место смерти Ленского». Действительно, дуэль Онегина и Ленского состоялась за мельницей. Кроме того, народнопоэтическая традиция сравнивала работу жерновов с битвою (Ср. в "Слове о полку Игореве": "На Немиге... молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела").

Итак, слово-символ в контексте  сна - многозначная семантическая структура, значения которой определены во-первых, языческой символикой русского фольклора, во-вторых, макроконтекстом произведения, в-третьих, функцией сна раскрывать душевное состояние и будущее сновидца.

Символ в контексте  сна прежде всего модель, являющаяся источником символизации всей ситуации и многочисленных деталей сновидения, связанных с опорным символом микроконтекстом.  Символы связаны между собой, создавая сложную, неоднозначно-символическую, модель мира.

Список литературы

1. Афанасьев: Афанасьев  А. Поэтические воззрения славян  на природу: В 3 т. М., 1994.

2. Балов А. Сон и сновидения  в народных верованиях. (Из этнографических  материалов, собранных в Ярославской  губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV. С. 210.

3. БАС: Словарь современного  русского литературного языка.  В 17 т. Т. 3. М.-Л., 1954.

4. Даль В.И. Пословицы  русского народа. В 2-х т. М., 1994.

5. СД: Даль В.И. Толковый  словарь живого великорусского  языка: В 4 т. М., 1994.

6. Детство. Отрочество.// Мудрость  народная. Жизнь человека в русском  фольклоре. М., 1994.

7. Лосев: Лосев А.Ф. Проблема  символа и реалистическое искусство.  М., 1995.

8. Лотман: Лотман Ю.М. "Евгений  Онегин". Комментарий/ Лотман Ю.М.  Пушкин. С.-Петербург, 1995.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1992.

10. Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

11. ЭСЧ: Черных П.Я. Историко-этимологический  словарь современного русского  языка: В 2 т. М., 1993.


Информация о работе Толкование сна Татьяны Лариной. Слова-символы