Словосочетание и его место в системе звука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Цели исследования.
– Рассмотреть особенности словосочетания и его место в системе звука.
Задачи исследования.
1.Понятие о словосочетании.
2.Вопрос о сочетаниях слов в русском языке

Прикрепленные файлы: 1 файл

словосочетание.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

«Российская грамматика»  Ломоносова определила развитие русской грамматической мысли всего последующего периода, вплоть до 30-х годов XIX столетия. Она стимулировала работу над школьными учебниками по русской грамматике, послужила основой для этого.

Синтаксические  идеи М. В. Ломоносова были углублены  и развиты его выдающимся учеником — профессором Московского университета А. А. Барсовым. Итоги научных исследований Барсова изложены в его «Российской грамматике», оставшейся в рукописи. Наряду с синтаксисом простого и сложного предложения А. А. Барсов (хотя и не формулируя самого понятия словосочетания) подробно освещает вопросы сочетаемости слов и впервые выдвигает целый ряд исключительно важных положений (деление сочетаний на образованные по способу управления и по способу согласования; выделение стержневого и зависимого слова; вопрос о «преобразовании» глагольных сочетаний в именные; об однотипном управлении при словообразовательно связанных стержневых словах — разных частях речи и др.).

В развитии заложенных Ломоносовым основ учения о словосочетании особенно большую роль сыграла «Русская грамматика» А. X. Востокова, вышедшая в 1831 г. Выдающийся русский ученый, обогативший своими трудами не только отечественное, но и мировое языкознание, А. X. Востоков не воспринял господствовавший в то время на Западе формально-логический принцип изучения и построения грамматики, принцип, ярко проявившийся в грамматических работах и выступлениях его современника Н. И. Греча. В построении своей грамматики Востоков пошел по пути, намеченному Ломоносовым, и явился его прямым последователем и продолжателем, обнаруживая, как и Ломоносов, склонность к материалистическому освещению синтаксических явлений русского языка. В грамматике А. X. Востокова синтаксическая система, заложенная Ломоносовым, получает дальнейшую самостоятельную разработку, развивается и обогащается, особенно в области словосочетаний. Как и М. В. Ломоносов, А. X. Востоков определяет синтаксис как учение «о словосочетании». «Словосочинение, — пишет он, — есть часть грамматики, показывающая правила, по коим совокуплять должно слова в речи»3.

Таким образом, к 30-м годам XIX столетия в отечественном  языкознании было положено начало глубокому изучению словосочетаний, наметились ведущие принципы этого изучения, были описаны некоторые структурные типы (наиболее обстоятельно — построенные по способу управления) и тем самым создана основа для разработки теории словосочетания и определения последнего как синтаксической единицы. С другой стороны, в трудах М. В. Ломоносова  «Риторику»), А. А. Барсова и А. X. Востокова были заложены и основы теории предложения, развиваемой ими в логико-грамматическом (и стилистическом) плане.

Все внимание русских  грамматистов вплоть до 80-х годов  направляется на изучение и разработку теории предложения, осуществляемую в  формально-логическом (Н. И. Греч, Ф. И. Буслаев), а позднее психологическом плане (А. А. Потебня).

А. А. Потебня  подверг обоснованной и убедительной критике недопустимое смешение логики и грамматики в построении синтаксиса, и после опубликования его работ «стало ясно, что наивный, прямой перенос на предложение основных конструктивных признаков суждения неправомерен»4. А. А. Потебня выдвинул и обосновал идею исторической изменчивости формы предложения, внес большой вклад в научную разработку исторического синтаксиса.

В истории синтаксиса русского языка не было однозначного понимания термина словосочетание. Дальнейшие творческие искания в построении синтаксиса на новых началах связываются в России с именем акад. Ф. Ф. Фортунатова.  Так, академик Ф. Ф. Фортунатов называл словосочетанием «то целое по значению, которое образуется сочетанием единого полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражением целого психологического суждения или выражением его части», причем считал предложение законченным словосочетанием, все другие словосочетания – незаконченными5.

Профессор М. Н. Петерсон рассматривал вообще весь синтаксис  как учение о словосочетании, объединяя  в этом понятии однословные и  мно-гословные сочетания, то есть и  простые предложения (сочетание  подле-жащего и сказуемого) и сложные предложения (соединения словосоче-таний)6.

Профессор А. М. Пешковский понимал словосочетание как «два слова или ряд слов, объединенных в речи и мысли», выводил  понятие предложения из словосочетания, допускал наличие «словосочетаний», состоящих из одного слова (Пожар! Воры! Спасите! Куда? и др.)7.

Определяя синтаксис  как учение о предложении и  словосочетании, академик А. А. Шахматов стремился разграничить предложение  и словосочетание. При этом под словосочетанием он понимал «соединение слов, которые образуют грамматическое единство, обнаружимое зависимостью одних из этих слов от других», рассматривал его как конструктивный элемент предложения, а учение о словосочетании относил к связи второстепенных членов предложения. Вместе с тем он считал, что «предложение, состоящее из двух и более слов, является также словосочетанием, но словосочетанием законченным», то есть таким, которому свойственны интонация и предикативность8.

Следовательно, эти ученые, имеющие бесспорные заслуги  в разви-тии отечественного языкознания, внесшие большой вклад в разработку теории синтаксиса, не смогли, однако, четко разграничить основные объекты синтаксиса (словосочетание, простое предложение, сложное предложение), правильно и глубоко раскрыть их грамматическую сущность.

Качественно новой ступенью в научной разработке теории словосочетания явились труды академика В. В. Виноградова9. В его оригинальной концепции, получившей широкое признание языковедов, словосочетание сопоставляется как со словом, так и с предложением, но не отождествляется с ними, раскрывается грамматическая природа и основные признаки данной синтаксической единицы, четко определяются границы словосочетания и предложения.

В конце 1954 г. вышел  в свет II том «Грамматики русского языка» АН СССР, в котором впервые подверглись систематическому описанию все разряды словосочетаний, классифицируемые по принадлежности к той или другой знаменательной части речи грамматически господствующего, стержневого слова (словосочетания с главным словом — глаголом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением и наречием).Теоретической основой для этого описания послужили рассмотренные выше положения теории словосочетания акад. В. В. Виноградова. Эта теория служит исходной и вместе с тем получает дальнейшее развитие в ряде исследований, посвященных отдельным разрядам или группам словосочетаний. Таковы докторская диссертация Н. Н. Прокоповича «Адъективные словосочетания в современном русском литературном языке»; кандидатские диссертации Г. А. Золотовой «Глагольные словосочетания в современном русском языке (на материале сочинений А. М. Горького)», Э. М. Самосюк «Сочетания прилагательного с зависимым от него существительным в современном русском языке», К. И. Кутьиной «Наречные словосочетания в современном русском литературном языке», В. II. Перетрухина «Синтаксис словосочетания в языке русской оригинальной сатирико-бытовой повести второй половины XVII в.», А. А. Шумиловой «О зависимости управления при прилагательных от их лексического значения (на материале памятников XV — XVI вв. и др.

Учение В. В. Виноградова получило дальнейшее развитие в трудах Н. Ю. Шведовой, В. А. Белошапковой, Н. С. Валгиной и других ученых10, обогативших теорию исследованиями характера, видов и уровней синтаксической связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Семантика словосочетаний

Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным: атрибутивным, объектным, обстоятельственным.

Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.

Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными существительными или прилагательными.

Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.

В лингвистической  литературе выделяются также субъектные (н-р, Н. С. Валгина), комплетивные (восполняющие) синтаксические отношения (В. В. Бабайцева и др.), синтаксические отношения меры и синтаксические отношения степени (Л. А. Беловольская).

Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.

Комплетивные синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент, например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.

Синтаксические  отношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов, действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным или глаголом, в семном составе которых обязательна сема величины (количественная сема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественные семы) и т.д.

Для синтаксических отношений меры обязательным является семантическое согласование качественно-количественных сем стержневого и зависимого компонентов, например: интервал в десять секунд, двухминутный интервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей и т.п.

На уровне предложения  синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемом и обстоятельствах меры.

Синтаксические  отношения степени являются субъективными и возникают между предметом и признаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичном состоянии, являются разновидностью атрибутивных (в широком смысле) и обстоятельственных синтаксических отношений, сравните: невыносимые разочарования, обморочный восторг, огромный кот, широченный мост, стремительно мчаться, невероятно разволноваться и т.п. Синтаксические отношения меры и степени выделены в работах Л. А. Беловольской.

Итак, синтаксические отношения в словосочетании зависят  от11 1) общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальных значений, 2) от лексического значения сочетающихся слов, 3)от контекста, более широкого, чем словосочетание.

 

Заключение

Словосочетание  — это конструкция, которая образуется на основе связи двух или нескольких слов в единое синтаксическое целое. Основу словосочетания составляет главное слово, к которому присоединяется одно или несколько зависимых слов, соответствующих ему по грамматической форме с предлогами или без предлогов или по смыслу. На основе грамматической связи между главным и зависимым словами возможны отношения согласования и управления. Смысловая связь примыкание определяется с учётом вопросов от главного слова к зависимым словам.

Словосочетания  называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют  конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Эта особенность лишает данную единицу возможности иметь потенциальные семы.

В соотношении  понятий словосочетание и предложение основным признаком, различающим их, является наличие предикативности, модальности, синтаксического времени и интонационной завершенности у предложения и отсутствие названных признаков у словосочетания.

Для словосочетания как единицы низшего уровня синтаксической

системы целесообразно  выделить следующие различительные

(дифференциальные) признаки и учитывать их при  анализе словосочетания: 1) грамматический - непредикативная единица; 2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях; 3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания; 4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами; 5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова.

 

Литература

  1. Беловольская Л.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения (конспекты лекций): Учебное пособие. – Таганрог, 2001.
  2. Виноградов В. В. Русский язык. – М., 1947.
  3. Петерсон М. Н. Очерк синтаксиса русского языка. – М.–Л., 1923.
  4. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
  5. Пипченко Н. М. Современный русский язык : Синтаксис словосочетания и простого предложения – Минск, 2008.
  6. Русская грамматика. / Под ред.  Н. Ю. Шведовой Н. Ю.   Т. 2. -    М., 1980
  7. Совр. русский язык. Анализ языковых единиц в 3-х частях/ Под ред. Е. И.Дибровой. Ч.3., М., 1995.
  8. Фортунатов Ф. Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе / Избранные труды. – М., 1957.
  9. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. – 2-е изд. – Л., 1941.

Информация о работе Словосочетание и его место в системе звука