Петербург в творчестве Н.В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

В России известно множество мест, изображённых в литературных произведениях и связанных с жизнью писателей. И, конечно, одна из центральных ролей принадлежит Петербургу. Дело тут не в каком-то первенстве, не в особой важности этого города, а в особом отношении к нему. В тех произведениях, что, так или иначе, связаны с Петербургом, мы найдём широчайшую гамму чувств и настроений. Здесь переплетаются любовь и ненависть, восторг и проклятие, но нет только одного – равнодушия. Каким бы ни изображался Петербург, всегда ощущалась зачарованность писателя этим городом

Содержание

1. Введение
2. Первые впечатления Н.В. Гоголя о Петербурге
3. Петербург в творчестве Н.В. Гоголя
3.1. Петербург в повести «Невский проспект»
3.2. Петербург в повестях «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа по литературе.docx

— 39.04 Кб (Скачать документ)

В повестях Н.В.Гоголя ощущается давление чего-то ужасного. Чувство иронии бросает лишь только чёрную тень на всё происходящее. «Портрет» начинается с описания лавки с грязными картинами в тёмно-жёлтых рамах, покрытых тёмно-зелёным лаком. Да и сюжеты картин оставляют неприятный осадок: «… совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, … мужик с выломанною рукою …» Чувство беспокойства постоянно преследует читателя на протяжении развития событий повести. Писатель применяет характерные приёмы, передавая состояние героя, который «усталый дотащился к себе… взобрался… по лестнице, облитой помоями и украшенной кошачьими следами», бросился на «узкий, оборванный диванчик». «Свет месяца озарял комнату», в которой «страшно сидеть одному». А старик с портрета глядит «к нему прямо вовнутрь». Художник испытывал постоянно «что-то неприятное». Его охватывало какое-то «тягостное, тревожное чувство…» Я думаю, что читатель может таким образом понять состояние Н.В.Гоголя в Петербурге и услышать боль его разбитого сердца в этом далёком северном городе, где властвует «холодный, пахнущий ветер», таинственно мерцает «лунное сияние на крышах», «всё … тихо», «нигде ни души».

Невероятной болью и любовью, иронией и фантастикой пронизана повесть «Шинель». Смешной и трогательный Акакий Акакиевич Башмачкин –в каком-то смысле художник, артист в своём деле, отдающий все силы своей кроткой, детской души переписыванию служебных бумаг. Переживания бедного чиновника были известны самому Н.В.Гоголю по первым годам его петербургской жизни. 2 апреля 1830 года он писал матери, что, несмотря на свою бережливость, «до сих пор… не в состоянии был сделать нового, ни только фрака, но даже тёплого плаща, необходимого для зимы», и «отхватал всю зиму в летней шинели». Имя «Акакий» (что значит по-гречески «незлобивый») несёт тоже определённый художественный смысл. Несмотря ни на что в образе жалкого Акакия Акакиевича чувствуется ничтожное и возвышенное одновременно. С ласковым юмором рассказывает Н.В.Гоголь об этом большом ребёнке, который «умел быть довольным своим жребием» и «служил с любовью», который своей кротостью и христианским поведением оказывал облагораживающее влияние на других людей. Но есть у Акакия Акакиевича безусловный враг – стихия петербургского климата, зима, пронизывающий до костей обветшавшую шинелишку мороз. В «Шинели» Петербург Н.В.Гоголя оставляет впечатление  серого города, с северным ветром, который дует сразу с четырёх сторон, и колючим морозом. Опять читатель побывает на чёрных лестницах петербургских домов, «проникнутых насквозь помоями и спиртуозным запахом, который ест глаза». Сцена ограбления героя навевает жуткий холод. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает полное одиночество. Здесь царят бедность, запустение и, как следствие этого, - разбой. В момент его приближения к роковому месту Акакий Акакиевич ощущает, что какая-то злая, равнодушная стихия ползёт, надвигается на него: пустынные улицы становятся всё глуше, фонари на них мелькают всё реже. «Деревянные домы, заборы; нигде ни души». Сверкает один только снег, и «печально чернеют с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки». Город словно закрыл глаза, не желая видеть беды, которая подстерегает человека.

Со смертью героя сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический план. Наступает возмездие. История «значительного лица», распекавшего Акакия Акакиевича, повторяет почти буквально то, что случилось с последним. Смерть Башмачкина предстаёт перед нами в конце повести только как часть её художественной темы. Финал же посвящён теме Стихии. Всё, казалось бы, заковано в гранит, департаменты и безмолвие холода, но Стихия всё же готова была показаться в любой момент из-за каждого дома.

В «Записках сумасшедшего», как и в «Шинели», Н.В.Гоголь обращается к исследованию внутреннего мира «маленького» человека, бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищён его превосходительством: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек». И одновременно он презрительно снисходителен к людям, стоящим по чину и званию ниже его. Фамилия этого человека Поприщин, и он уверен, что его ожидает великое поприще: «Что ж, и я могу дослужиться…», - мечтает он. В «Записках сумасшедшего» Н.В.Гоголь словами Поприщина, одного из своих обездоленных героев, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: «Всё, что есть лучшего на свете, всё достаётся камер-юнкерам, или генералам!». Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. На почве уязвлённого самолюбия в «маленьком» человеке развивается болезненная гордыня. Он сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому «всё позволено». В «Записках сумасшедшего» читатель опять попадает в бедные кварталы Петербурга, в которых «из-под ворот – ад», и приходится бежать, «заткнув нос» от назойливого запаха прокисшей капусты.

Н.В.Гоголь не идеализирует столицу – это не только парадные улицы и дворцы («Ночь перед Рождеством»), много в нём и дворов-колодцев, безликих домов, подъездов с грязными и тёмными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают бедняки, ведущие жалкое существование. Город многолик во всём. В нём живут не одни только преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки. Обездоленная часть Петербурга – это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и буднична, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги («Невский проспект»).

В гоголевских петербургских повестях в значительной мере сказались глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Автору удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в его секреты, постичь скрытую от глаз простого обывателя фантастику Петербурга. Н.В.Гоголя занимает не детальное описание отдельных характеров, а изображение общего склада жизни столицы, её наиболее глубоких и острых социальных и нравственных противоречий, трагической судьбы простого человека, живущего и гибнущего среди всеобщего равнодушия. Для писателя этот прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный город существует в двух мирах: реальном и нереальном. Все повести о Петербурге связаны общей проблематикой: власть чинов и денег; единством основного героя – «маленького человека». Петербургские повети правдиво воссоздают обобщённую картину Петербурга 30-х годов XIX века, отражавшую социальные противоречия, свойственные всей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. А.С.Пушкин видел в нём «гордый град Петров», Ф.М.Достоевский – проклятый город, случайно возникший над водной бездной. А.С.Пушкин одним из первых показал противоречивый облик столицы, «города пышного, города бедного». Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой даме» мы сталкиваемся с прекрасным Петербургом и городом, ставшим трагедией для бедного Евгения. Также двулик и Петербург Н.В.Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Петербург Н.В.Гоголя показан через героев его повестей. Вся их ничтожная жизнь есть следствие влияния города на их судьбу. Петербург глазами героев Н.В.Гоголя представлен серыми и чёрно-белыми тонами, контрастными вывесками на фоне неба, тёмными мостовыми и грязноватыми домами. Читатель видит бледную Неву, тяжёлое пасмурное небо. Его пронизывает порывистый северный ветер, ему холодно и неуютно. Действительно, в изображении гоголевского Петербурга доминируют мотивы зимы и снега. Многозначная тема северного холода сочетается у автора с темой сжигающих человека гибельных страстей и страданий.

Город не только и не столько географически место действия, сколько участник этого действия, всех метаморфоз, которые только в этом городе могут иметь место. «Гнетущая проза»  Петербурга – это его чиновники, это его подворотни в двух шагах от Невского проспекта. «Чарующая фантастика» - это то, что выдумано автором и подсказано ему характером самого города.

Фантазия Н.В.Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой. В русской литературе трудно найти более тесное сплетение фантастического с реальным. Эти термины одинаково применимы к жизни и творчеству писателя. Фантастическое и реальное Н.В.Гоголя сливаются воедино, потому что он не просто изображает жизнь, а раскрывает всё то, что есть в самом человеке и его окружении.

Все произведения писателя охвачены личными переживаниями. Он болел оттого, что видел жизнь именно так. Отсюда возникал страх, ужас, бред, одиночество и стремление бежать от всего.

Описание города во многом представлено неодушевлёнными микрообразами. Характерно, что из многих источников света в петербургских повестях доминирует преимущественно городской фонарь, с его «капризным», «страшным» сиянием. Всю гамму его оттенков можно проследить в «Невском проспекте», где он появляется четырежды, причём каждый раз он предстаёт перед нами в совершенно новой роли. А финальный его образ откровенно связывает таинственное, призрачное начало с действием демонической силы. На мой взгляд, только Н.В.Гоголь может так фантастично вплести в развитие событий простой городской фонарь, дать ему роль своеобразного героя произведения.

Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания  к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели героев петербургских повестей Н.В.Гоголя – художника Пискарёва, художника Чарткова, чиновника Поприщина, чиновника Башмачкина. Оно всё-таки освещает город ярче, чем лампы, которые на Невском проспекте зажигает сам демон.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андрей Белый «Петербург», М., 1989г.

2. Андрей Белый «Мастерство Гоголя», Москва, изд-во МАЛП, 1996г.

3. Анненкова Е.И., Билинкис Я.С. и др. «Гоголь: проблемы творчества», Межвузовский сборник научных трудов, С-П., 1992г.

4. Анциферов Н.П. «Непостижимый город», Л., 1991г.

5. Белинский В.Г. «О русской повести и повестях Гоголя» Соб. соч., т.т. I-XIII. М., изд-во АНСССР 1953-1959гг.

6. Вересаев В. «Гоголь в жизни» (систематический свод подлинных свидетельств современников), Московский рабочий, 1990г.

7. Гоголь Н.В. Соб. соч., т.т. I-VII. М., изд-во «Художественная литература», 1977г.

8. Качурин М.Г., Кудырская Г.А., Мурин Д.Н. «Санкт-Петербург в русской литературе», С-П., изд-во «Свет»., 1996г.

9. Манн Ю.В. «Поэтика Гоголя. Вариации к теме», М., «Coda», 1996г.

 


Информация о работе Петербург в творчестве Н.В. Гоголя