"Пенкоснимательство". Взгляд из XXI века . Это по "Дневнику провинциала в Петербурге" Салтыкова-Щедрина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 09:12, реферат

Краткое описание

Убеждена, что к числу писателей-колоссов, слава которых не умаляется, но, напротив того, возрастает с каждым поколением и веком, будет принадлежать г.Щедрину. Да, господа-плакальщики над печальным положением современной литературы! Если бы вопли ваши были справедливы и вся наша современная литература никуда не годилась, то не забудьте: в ваше время существует г. Щедрин, и одного г.Щедрина достаточно, чтобы считать ваши вопли жалкою, постыдною слепотой»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) - не только замечательный писатель, но и уникальный публицист. По моему мнению, неправильно поступают те, кто рассматривает Щедрина прежде всего как писателя-сатирика, забывая о его злободневной публицистик. Салтыков-Щедрин остро чувствовал проблемы своего века, быстро реагировал на них и высказывал мысли во многом опережающие мысли своих современников.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.06 Кб (Скачать документ)

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра истории русской литературы и журналистики

 

 

 

Реферат на тему

 

"Пенкоснимательство". Взгляд из XXI века". "Дневник провинциала в Петербурге" Салтыкова-Щедрина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Студентка 4 курса вечернего отделения

406 группа

Донцова Екатерина

Преподаватель

Лапшина Галина Сергеевна

Москва 2014

 

Введение

Убеждена, что к числу писателей-колоссов, слава которых не умаляется, но, напротив того, возрастает с каждым поколением и веком, будет принадлежать г.Щедрину. Да, господа-плакальщики над печальным положением современной литературы! Если бы вопли ваши были справедливы и вся наша современная литература никуда не годилась, то не забудьте: в ваше время существует г. Щедрин, и одного г.Щедрина достаточно, чтобы считать ваши вопли жалкою, постыдною слепотой»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) - не только замечательный писатель, но и уникальный публицист. По моему мнению, неправильно поступают те, кто рассматривает Щедрина прежде всего как писателя-сатирика, забывая о его злободневной публицистик. Салтыков-Щедрин остро чувствовал проблемы своего века, быстро реагировал на них и высказывал мысли во многом опережающие мысли своих современников. Его публицистика глубока, она затрагивает многие аспекты жизни общества. «Сатира Салтыкова - это не только разрушение, но и созидание, ибо в ее основе лежит «до боли сердечной» любовь к России, высокий нравственный идеал, воплощение которого неразрывно связано с осуществлением общественных идеалов равенства и справедливости», - пишет Г. С. Лапшина в книге «Страницы минувшего. Отечественная публицистика XIX-нач. XX в.». С этими словами я полностью согласна. Публицистика Салтыкова-Щедрина актуальна и по сей день. Его сатиры на чиновничью жизнь, коррупцию и др. стороны жизни России жестки, но справедливы. Мало, кто осмеливался так открыто и четко выражать свою позицию, причем неугодную власти. Но Щедрин не боялся, он боролся за справедливость и честность на протяжении всей своей жизни.

Салтыков беспощадно обличает основы буржуазно-дворянского общества. Он всегда остается объективным. Однако в середине XIX века из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.

С помощью сказок «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин смог донести до своих современников резкую критику существующего общественного устройства.

Конечно, многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью писатели высмеивали тот или иной порок человека и всего общества. Но сказки Щедрина резко индивидуальны и отличны одна от другой. Во всех аспектах его творчества сатира была главным оружием писателя.

А. М. Скабичевский писал о Щедрине так: «Ведь это один из тех народных и, вместе с тем, общечеловеческих сатириков, вроде Рабле, Мольера, Сфивта, Грибоедова и Гоголя, смех которых раздается громовыми раскатами под сводами веков. В лице г. Щедрина мы имеем сатирика, который, наверное, будет, со временем, беспристрастными судьями-потомками поставлен не только на одну высоту с Гоголем, но во многих отношениях выше его». И это абсолютная правда. Ведь в актуальности произведений Салтыкова-Щедрина и в наши дни не приходится сомневаться.

 

Сам Салтыков-Щедрин считал, что пишет не смешные, а страшные вещи. Когда он читал свои произведения перед публикой и слышал смех в зале, то страшно обижался. Поэтому видеть в произведения Щедрина только смех значит упустить самые лучшие страницы его творчества.

Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина началась еще в «Современнике», новым этапом его работы становятся «Отечественные записки». Здесь он проработал целых шестнадцать лет, с 1868 по 1884 год. Произведения Щедрина появлялись чуть ли не в каждой книжке журнала и во многом определяли характер самого издания. В этот период писатель печатает крупные сатирические обозрения - циклы очерков, в которых он соединяет мастерство писателя с талантом публициста. Такая жанровая форма позволяла автору быстро откликаться на злобу дня, на самые острые вопросы современности. Несмотря на то, что каждая часть могла считаться отдельным произведением, тексты объединяло идейно-тематическое единство. Это и делало каждое обозрение и цикл законченным художественно-публицистическим произведением.

В 1868-1869 году писатель публикует два цикла в «Отечественных записках»: «Признаки времени» и «Письма о провинции». В 1870-1871 гг. Щедрин дополняет их отдельными главами.

 «Письма о провинции» это  цикл, состоящий из 12 писем. Здесь  Салтыков-Щедрин как бы подводит  итог прожитому после реформы  десятилетию, ставит вопросы: что  изменилось в жизни России  после реформы 1861 года? Почему общественный  подъем 60-х годов не принес  ожидаемых результатов? В чем  причина разгрома революционного  движения? Эти проблемы, конечно, были  очень актуальны и волновали  всех граждан России.

 «С некоторого времени жизнь  в провинции изменяется. Мало-помалу  в эту жизнь входят новые  элементы, которые захватывают более  значительную массу деятелей. Образуются  зачатки жизни умственной, и хотя  еще далеко до самостоятельности, но, по крайней мере, нет того  повального бездельничества, которое  в буквальном смысле слова, сокрушало  провинциальное общество лет  двенадцать-тринадцать тому назад», - начинает свой цикл Салтыков-Щедрин.

 «Письмо первое» посвящено  разбору отношений между двумя  «партиями» пореформенной провинции. Первая «партия» - это образ «историографов». Это чиновники-администраторы и  деятели дворянского сословного  самоуправления, проникнутые духом  крепостного права. До недавнего  времени им принадлежала роль  официальных и единственных делателей  «писаной истории» России.

Сейчас к «устроению судеб» России «историографы» вынуждены допустить «пионеров» - либерально настроенных новых чиновников и деятелей установленных реформами учреждений: гласного суда, земства и т.п. Однако они не могут предоставить новые принципы в пику «историографам».

В этом письме чувствуется вся глубина иронии Щедрина по отношению к подобным типам «исторических деятелей». Она обусловлена его взглядом на «писаную историю» в целом, как на историю «призрачную», то есть совершающуюся без деятельного участия масс и вопреки их интересам.

В «Письмах о провинции» Салтыков-Щедрин пишет о причине неудачи борьбы против самодержавия. По его мнению, причина заключается в том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно называл движение 60-х годов. Однако главная втга лежит на русских либералах с их постоянной готовность к компромиссу: «Думали…достигнуть результата вполне ясного и определенного, но по дороге задались мыслью, чтобы и волки были сыты, и овцы целы - и вышло нечто совсем неожиданное».

Хотя юридически крепостное право было отменено еще в 1861, но пережитки феодализма еще, к сожалению, остались. Щедрин пишет, что крепостное право живет во всем - «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается».

В «Письме пятом» Салтыков-Щедрин подвел некоторые итоги содержанию предыдущих писем. Он выясняет причины, затрудняющие «развитие скромных зачатков, положенных в основу русской жизни» крестьянской, судебной и земской реформами. Главное препятствие Щедрин видит в развитии союза между «историографством» и «чужеядством». По мнению автора, всякое полезное общественное дело в условиях пореформенной России приспосабливается для «личного домашнего употребления» правящих сословий. «Чужеядство» - это наследие дореформенной эпохи, и писатель соединяет два вышеуказанных понятия в единой формуле: «чужеядство-крепостничество».

 «Письмо шестое», пожалуй, одно  из наиболее глубоких размышлений  Щедрина о бедности крестьянских  масс, причем не только материальной, но и духовной. Здесь же он  рассуждает о том, как должны  относиться передовые представители  образованных слоев общества  к простому люду. Историческая  концепция «Письма шестого» получила  художественное воплощение в  гротескном мире «Истории одного  города», над которой в это  время Щедрин уже работал. Именно  в этом «письме» впервые изложено то глубокое, окрашенное трагизмом, понимание Салтыковым народа, которое затем писатель сформулировал при объяснении идейной направленности «Истории одного города».

По своей направленности повесть является сатирой на многих исторических деятелей России и на некоторые события, описанные в Описи Градоначальников эпохи. Сам Щедрин писал: «Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы «Сказанием о шести градоначальницах»». Но помимо явных параллелей в «Сказании о шести градоначальницах», которое содержит аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти в результате дворцовых переворотов. В повести также присутствует большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи - Павла I, Александра I, Сперанского, Аракчеева и других.

В 1872 г. Салтыков-Щедрин публикует на страницах «Отечественных записок» «Дневник провинциала в Петербурге». Этот цикл посвящен вопросу развития капитализма в России и отражению этого процесса на политической и духовной жизни России. Щедрин создал типические образы представителей русской буржуазии 70-80-х годов и ее идеологов - либералов. В дальнейшем разоблачение либерализма становится одной из главных тем его произведений.

Провинциал - это человек, воспитанный на идеалах 40-х гг. Рассказ ведется от 1-го лица и показывает либерала в развитии. «Дневник провинциала в Петербурге» обнажает социальную сущность либерализма как идеологии эксплуататоров. Капиталист, по мнению, Щедрина, - хищник. Он осуществляет хищничество на практике, а либерал - «пенкосниматель». Он оправдывает хищничество и «сочиняет правила на предмет наилучшего производства хищничества». В либерале соединилась жадность и политическая трусость. Он боится всего: народа, революции. Ему спокойно только тогда, когда в стране царит самодержавие. Либерал пойдет на все, только бы набить свои карманы. Но Щедрин не оправдывает народ: он показывает запуганного обывателя, не способного подняться на борьбу. Писатель осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует реформы царского правительства, в частности судебную. По мнению автора, она была проведена только лишь для того, чтобы приспособить самодержавный режим к нуждам капиталистического развития.

В «Круглом годе» Салтыков-Щедрин рассматривает вопрос о государстве. «Уже сколько столетий русское государство живет славною и вполне самостоятельною жизнью, а мы, граждане этого государства, все еще продолжаем себя вести, как будто над нами тяготеет монгольское иго или австрияк нас в плену держит».

В «Круглом годе» сатирик борется протии молодых бюрократов-монархистов: «Боюсь я этих бойких молодых людей, которые ради карьеры готовы отречься от отца и матери, которые, так сказать, едва вышедши из пеленок, уже потрясают указательным персом, как бы угрожая невидимому врагу: вот я тебя!» салтыков щедрин публицист обличение

Он также выступает против репрессий правительства, напуганного революционной борьбой народовольцев. Писатель защищает честную журналистику и литературу от правительства и от «московских кликуш» Каткова и Леонтьева. «Я страстно и исключительно предан литературе; нет для меня образа достолюбезнее, достохвальнее, дороже образа, представляемого литературой. Лично я всем обязан литературе, всеми лучшими минутами в жизни, всеми утешениями и совершенно искренно вижу в ней единственной благо, которое мне было дано испытать в жизни».

В 1880 г. после поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом». Здесь сразу видно, что Щедрин симпатизирует передовой, революционной Франции. Но он также яростно обличает алчность и страсть к наживе французской буржуазии. Он высмеивает героя либеральной французской буржуазии Гамбетту, ее ловкого адвоката, провозгласившего оппортунизм смыслом всей своей политической деятельности.

 

Он называет Францию 70-х годов «республикой без республиканцев». Сатирик оценивал буржуазную республику как классическую форму господства буржуазии.

Но как бы там ни было, это все же книга о России. Писатель старается подчеркнуть общность России и Франции. В аллегорической сцене - диалог между «мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах» - Щедрин ставит вопрос о характере будущего развития России. Он приходит к выводу, что Россия так же, как и многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития. Однако в русском народе отсутствует буржуазность. А вот немецкий «мальчик в штанах» весь ей пропитан. Так что русские простые люди смогут победить эксплуататорство и двигаться вперед по пути революционного развития. Салтыков-Щедрин опять же критикует реакционную политику русского царя и дворянства. Он создает сатирический образ торжествующей свиньи, которая пожирает беспомощно барахтующуюся правду, стал символом политической реакции 80-х годов, наступившей вскоре после казни народовольцами Александра II.

Информация о работе "Пенкоснимательство". Взгляд из XXI века . Это по "Дневнику провинциала в Петербурге" Салтыкова-Щедрина