Пастернак и его творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:42, реферат

Краткое описание

Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывающего книгу стихотворений и поэм Пастернака, ждут определенные трудности, не преодолев которых он не сможет приблизиться к пониманию этого поэта.
Во-первых, это трудности, связанные со словарем поэта Чем менее литературным было слово, чем меньше оно было в книжном обороте, тем оно лучше для поэта, тем сподручней и свежей
Точное знание слова дает возможность открыть скрытую доселе образную связь.
Следующий, второй, более сложный этап в постижении текстов поэта - это синтаксис. Пастернак нарушает привычные для нашего слуха нормы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

пастернак.docx

— 8.74 Кб (Скачать документ)

Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывающего книгу стихотворений и поэм Пастернака, ждут определенные трудности, не преодолев которых он не сможет приблизиться к пониманию этого поэта.

Во-первых, это трудности, связанные со словарем поэта Чем менее литературным было слово, чем меньше оно было в книжном обороте, тем оно лучше для поэта, тем сподручней и свежей

Точное знание слова дает возможность открыть скрытую доселе образную связь.

Следующий, второй, более сложный этап в постижении текстов поэта - это синтаксис. Пастернак нарушает привычные для нашего слуха нормы.

Для Пастернака важно, не называя объекта описания, наговорить вокруг него столько и такое, чтобы он проступил сам сквозь кипень этих слов и косвенных обозначений. Словно идет игра: главного слова не называть, а отгадывать, о чем идет речь. Это прием синтаксический, но имеет он сугубо смысловое значение. Позднее сам поэт назовет это желание избежать подлежащего, эту косвенную образность - праздной образностью.

Третья ступень трудности проникновения в мир Пастернака - это ассоциативные ряды его образов. Они непривычны и подчас очень сложны, требуют внимания.

Предметы и явления, входящие в состав образа, отдалены друг от друга необычайно, но они вместе с тем и сближены. Сближение отдаленного делает образ необычным, заставляет читателя открывать - вслед за поэтом - новые связи в мире.

В зрелом творчестве Пастернака сохранится его фонетическое мастерство, но слова в его стихах будут соседствовать не по принципу звучания, а по принципу значения.

(Ив статьи «Поэзия  Бориса Пастернака» )

А. Синявский

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Содержание этих стихотворений шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирового бытия, исповедует веру в жизнь, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет ее нравственную основу. Жизнь в его толковании - нечто безусловное, вечное, абсолютное, всепроникающая стихия и величайшее чудо. Удивление перед чудом существования - вот поза, в которой застыл Пастернак, навсегда пораженный, завороженный своим открытием: «опять весна».

Пейзаж в творчестве Пастернака зачастую уже не объект изображения, а субъект действия, главный герой и двигатель событий. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в клочок природы, который, кажется, способен совершать поступки, чувствовать и мыслить. Уподобление природы человеку, свойственное поэзии, достигает у Пастернака такого предела, что пейзаж выступает в роли наставника и нравственного образца... Человек определяется через природу, в сравнении с нею обретает свое место в мире. Эта власть, вернее сказать, заступничество природы не унижает человека, ибо, повинуясь и уподобляясь ей, он следует голосу жизни. Вместе с тем природа в творчестве Пастернака настолько близка человеку, что, будучи оттеснен и замещен пейзажем, он вновь оживает в нем. Степень очеловечивания мира здесь такова, что, гуляя по лесам и полям, мы имеем дело, по существу, не с картинами этих лесов и полей, а с их характерами, психологией.

Метафора в поэтике Пастернака выполняет прежде всего связующую роль. Она мгновенно, динамично стягивает в единое целое разрозненные части действительности и тем самым как бы воплощает великое единство мира, взаимодействие и взаимопроникновение явлений. Пастернак исходил из положения, что два предмета, расположенные рядом, тесно взаимодействуют, проникают один в другой, и потому он связывает их - не по сходству, а по смежности, - пользуясь метафорой как связующим средством. Мир пишется «целиком», а работа по его воссоединению выполняется с помощью переносного значения слов...

Своеобразное положение в этом сквозном, пересеченном метафорами пространстве занимает образ поэта, художника. За исключением немногих произведений, он не выделен, не развернут как вполне самостоятельный, обособленный характер... Он мало рассказывает о себе и от себя, старательно убирает, прячет свое «я». При чтении его стихов подчас возникает иллюзия, что автора нет и в помине, что он отсутствует даже как рассказчик, как свидетель, видевший все то, что здесь изображено.

По глубокому убеждению Пастернака, поэзия - прямое следствие жизни, ее производное. Художник не выдумывает образы, а черпает их на улице, помогая творчеству природы, но никогда не подменяя его своим вмешательством.

Зарождение искусства в недрах природы - излюбленная тема Пастернака. Представленная в разных вариациях, она неизменна в одном: первоисточником поэзии является сама жизнь, поэт же в лучшем случае - ее соучастник, соавтор, которому остается только подсматривать и удивляться, собирая готовые рифмы в подставленную тетрадь. Отсюда такое распространение литературных терминов в пейзажах Пастернака...

Искусство в таком понимании предполагает обновленный взгляд на мир, который как бы впервые постигается художником. Пастернак считал, что исходный момент творческого процесса состоит в том, что мы «перестаем узнавать действительность» и порываемся говорить о ней с непринужденностью и безыскусственностью первого поэта на земле. Отсюда свойственные его лирике акценты и устремления: необычайность, фантастичность обыденных явлений, которые он предпочитает всем сказкам и вымыслам, утренняя свежесть взгляда...

В произведениях Пастернака особое значение имеет звуковая организация стиха. Она не сводится к рифме, хотя эта сторона его поэтики также чрезвычайно нова и разнообразна (недаром Брюсов считал его в большей степени, чем Маяковского, создателем новой рифмы). В стихах Пастернака рифмуются не только окончания строк, но - по существу - любые слова внутри текста. Для него характерно своеобразное звуковое уподобление слов, лежащих рядом или поодаль друг от друга...

Звуковая инструментовка помогает перенесению смысла с одного предмета на другой, которое осуществляется посредством метафоры и вызвано стремлением поэта показать и подчеркнуть внутреннее единство мира.

Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию поэта - в отношении к миру и времени - в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим, хотя Пастернак не перестает утверждать воспринимающую силу поэзии, ее способность схватывать живую картину действительности (а нравственный элемент в художественном восприятии мира и раньше был для него существен). Если некогда в его эстетических представлениях центральное место занимал образ «поэзия-губка», то теперь, не отменяя первого, господствует другой мотив: «цель творчества - самоотдача...». Одновременно, к концу жизни поэта, в его творчестве проясняется и звучит в полную силу сознание своего выполненного исторического предназначения. Отсюда, в частности, необычайно светлая тональность его поздней лирики, несмотря на трагические ноты отдельных стихотворений, и преобладающее чувство доверия к будущему.

61398070011974 номер квитанции 01197


Информация о работе Пастернак и его творчество