Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 14:09, статья
Многие русские поэты и писатели совершили культурное «паломничество» в Италию. Неизменный маршрут всех путешественников: Рим — Неаполь — Флоренция — Венеция. Эти города с их многовековой историей и культурой и в настоящее время составляют мощь Италии, являются ее символами. Рим в начале XIX в. стал своеобразной столицей художников и литераторов. В разное время его посетили К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер, С.П. Шевырев и другие деятели культуры.
ОБРАЗ РИМА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ
Никитина А. С., преподаватель
бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский библиотечный техникум»
г. Омск
Многие русские поэты и писатели совершили культурное «паломничество» в Италию. Неизменный маршрут всех путешественников: Рим — Неаполь — Флоренция — Венеция. Эти города с их многовековой историей и культурой и в настоящее время составляют мощь Италии, являются ее символами. Рим в начале XIX в. стал своеобразной столицей художников и литераторов. В разное время его посетили К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер, С.П. Шевырев и другие деятели культуры.
Вечный город занимает в жизни и творчестве Гоголя особое место: в общей сложности он провел в Риме семь лет (1836-1841 гг., 1842-1843 гг.). Образ Италии и ее столицы появляется в творчестве писателя неслучайно и содержит в себе новые специфические черты, определяющие особенности «итальянской темы» в художественном мире его произведений. Вечный город в творчестве Гоголя представлен не только как пространственно-географическая реальность, но и как социально-культурное пространство, художественное пространство. По мысли М. В. Веролайнен, Гоголь – это «городской писатель», который изображает города в их оппозиции друг другу. «Шесть реальных городов формируют «гоголевскую мифологию»: Петербург в противопоставлении Москве, Рим — Парижу, Миргород—Иерусалиму».[1, с. 142]
Для понимания Римского текста в творчестве Гоголя необходимо рассматривать произведения, в котором функционирует система «итальянских образов». Первые тексты об Италии возникли в стихотворной форме. Стихотворение «Италия» появилось 1829 году в журнале «Сын Отечества». Первая строка задает тон всему стихотворению: «Италия» — роскошная страна!». Рим предстает в этом произведении как царство любви, мечта, блаженство. В поэме «Ганц Кюхельгартен» герой возвращается из путешествия в «захолустье Европы» (так называли в 18 веке Италию).
В ранних произведениях писателя Римский текст начинает свое формирование, в них Италия и Рим предстают как земной рай, где человек может понять самого себя, исцелить свою душу, найти гармонию.
С 1836 по 1841 писатель живет в Италии, где создает большое количество писем своим друзьям на Родину. Именно эпистолярное наследие Гоголя формирует его отношение к Риму, как городу жизни, городу вечного счастья. Писатель подробно описывает достопримечательности Рима, его окрестности, особенности проведения праздников. Римский текст в творчестве Гоголя соединяет в себе прошлое и будущее, размывая временные границы, подчеркивая таким образом «вечность» города. Рим это своеобразное отражение человеческой истории, в котором соединяется жизнь и смерть в гармоничном единстве.
Одним из важных составляющих Римского текста, формирующих его основу составляет природа города. Особенное внимание уделяется образам неба и воздуха. Небо в Риме имеет особую цветовую гамму, которую Гоголь мастерски обрисовывает в своих произведениях: «О боже, как прекрасно небо, оно ясно, ясно — как глаза», то все серебряное, одетое в какое-то атласное сверкание, то синее».[2, с.34] На небе всегда много звезд и солнечного света, без которого не может существовать Рим.
Изображение воздуха связано с его животворящим, оживляющим началом, которое придавалось ему еще в мифологическом сознании: «Что за воздух! Как потянешь носом, по крайней мере 700 ангелов влетают в носовые ноздри… Верите, что часто происходит неистовое желание превратиться в один только нос, чтобы не было ничего больше – ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого ноздри были бы величиной с добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя как можно побольше благовония и весны» .[2, с. 33]
В письмах возникает противопоставление Петербурга Риму: «зато в Петербурге нет кипарисов, зато в Петербург небо серое и туманное, а здесь синее и чистое», «Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр, - все это мне снилось. Я проснулся опять на родине и пожалел только, что поэтическая часть этого сна, - вы, да три-четыре оставивших вечную радость воспоминания в душе моей, - не перешли в действительность. Как будто с целью всемогущая рука промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всем и весь впился в ее роскошные красы. Она заменила мне все. Я весел. Душа моя светла…». .[3, с. 33]
В Риме писатель обретает
покой и безопасность от
Особое значение для римского текста имеет искусство. Гоголь убежден, что только в Риме могут по-настоящему воплотить в жизнь свой талант художники: «век художника оканчивается, когда он оставляет Италию, и, дохнувши тлетворным дыханием севера, он, как цветок юга, никнет голову».[2, с. 111]
Римский текст в творчестве Гоголя расширяется включением в него особенностей празднований, связанных с многовековыми традициями этого города. Карнавал, являясь символом города, становится неотъемлемой частью римского текста. «Карнавал – удивительное, замечательное явление, когда Рим гуляет напропало, все что есть, все на улице, все в масках, все мешается везде».[4, с. 122] Карнавал для Гоголя – это свидетельство полнокровной жизни, которая сохраняет верность многовековым традициям, наполняясь все новым содержанием.
Специфика изображения Рима в творчестве Гоголя позволяет сделать вывод, что для писателя Рим – это воплощение жизненного идеала, город, в котором есть место мечте, счастью, красоте и любви. Важными составляющими художественного пространства становятся природа, религия, искусство, история, оформляющие Римский текст в художественном мире Гоголя в совершенно новом виде. Такое изображение города свидетельствует о подлинной любви автора к нему, как хранителю истинных культурных и духовных ценностей.
Библиографический список
Т. 11. Письма, 1836—1841 / Ред. Н. Ф. Бельчиков, Н. И. Мордовченко, Б. В. Томашевский. — 1952. — С. 140—147.
Т. 11. Письма, 1836—1841 / Ред. Н. Ф. Бельчиков, Н. И. Мордовченко, Б. В. Томашевский. — 1952. — С. 111—112.
Т. 11. Письма, 1836—1841 / Ред. Н. Ф. Бельчиков, Н. И. Мордовченко, Б. В. Томашевский. — 1952. — С. 120—124.